Глава 22.
О неразумном, не подчиняющемся разуму 1).
Итак, то, что повинуется разуму, рассмотрено 2). К области же того, что не подчиняется разуму, относятся силы питания, рождения и движения крови (биение пульса). Силы питающая
_______
1) Т. е., о неразумной части души, не повинующейся разуму. Эта глава представляет общее введение к обозрению функций неразумной души, не подчиняющейся разуму, т. е.. физиологических отправлений организма.
2) Буквально: τούτου εχει τον τρόπον ("имеет такой (т. е. вышеуказанный) вид").
– 131 –
и производительная называются физическими, а движущая кровь (пульсовая) – жизненной
3).
_______
3) Ср. Дамаскина (ibid.) гл. 12, стр. 84, по изд. Basileae, pag. 121; ср. Philopon. De opificio mundi, 206, 27. Для ясности мы можем теперь представить психологическую систему Немезия, со всеми ее классификациями, схематически. Хотя наша схема будет полнее и точнее схем, помещенных у Evangelides'a (S. 11) и Domansk' кого (S. 74), но в нее еще не войдут волевые процессы, так как о них Немезий ведет речь в последних главах (с 29-й). Вот эта схема:
ΨΥΧΗ |
λογική |
Φανταστοκόν (?) |
Διανοητικόν |
Μνημονευτικόν |
Λόγος ευδιάθετος και προφορικός. |
άλογος |
έπιπειθές λόγψ |
'Επιθυμητικόν |
ήδονή |
ηδονή |
или |
επιθυμία |
λύπη |
φόβος λύπη |
θυμικόν |
|
μη κατηκοον λόγου |
θρεπτικόν |
η |
Γεννητικού |
φυσικόν |
Σφυγμικόν |
ή ξωτικόν |
– 132 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.