Глава 21.
О гневе 1).
Гнев есть волнение околосердечной крови 2), происходящее вследствие испарения (выделения) или возмущения желчи; потому он и называется χολή и χόλος 3). Иногда же гнев есть желание взаимного мщения. Так, будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы раздражаемся, и тогда происходит состояние (πάθος), смешанное из пожелания и гнева.
Видов гнева три: вспыльчивость (οργή), которая называется также χολή и χόλος, злоба (μήνις) и ненависть (κότος). Гнев, имеющий начало и сопровождающийся движением 4), называется вспыльчивостью, а также – χολή и χόλος. Злоба же – гнев застарелый 5); он назван μήνις от слова μενειν (оставаться) и потому, что он передается памяти 6). Ненависть есть гнев, выжидающий удобного случая для отмщения; и он получил свое название (κότος) от то κείσθαί 7).
_______
1) Общее заглавие: Περί θύμου (De ira). Заметим, кстати, что самая способность то θυμικόν, или θυμοειδές (Платон) остается у Немезия почти без функций, если не считать гнева (θυμός) как ее специального аффекта, о котором идет речь в настоящей главе. Между тем, по смыслу платоновского учения эта способность понимается гораздо шире и потому справедливо занимает самостоятельное место в классификации душевных сил и способностей.
2) Буквально: "кипение (ξέσις) крови, окружающей сердце". – См. то же у Дамаскина гл. 16, стр, 87.
3) В лат. Ant. добавлено: "id est bilis (т. е., желчью)".
4) Буквально: "имеющий начало и движение" (в смысле возбуждения, проявляющегося в движениях); иначе: "гнев начинающийся и постепенно усиливающийся".
5) Иначе – хронический; у Damasc. μήνις определяется как "χολή επιμένουσα, ήγουν μνησικακ'ια – гнев остающийся, т. е. злопамятство" (ibid. pag. 131 по изд. Basileae, 1548).
6) Выражение: παρά τό μένειν και τη μνήμη παραδεδόσθαι можно точнее перевести: "от слов – оставаться и предавать памяти".
7) Что значит лежать; в лат. доб.: "quod reposita sit", – разумеется, то, что отложено до известного времени. Классификация видов гнева и характеристика их заимствованы Немезием у стоиков, как это видно из определений Стобея и Диогена Лаэрция: Stob. Eel. II, 6, 176 и Diog. Laert. VII, 1, 113-114 (см. Domanski, Op. cit. S. 127); cp. Aristot. Ethic. Nicomach V, 10; Plotin Eonead. IV, 4, 28; cp. Galen De saoit. II, 9 и De cans. morb. cap. 2. В таком же духе рассуждали о гневе (θυμός) отцы Церкви, подразделяя его на виды или степени: см., например, св. Григория Богослова "На гневливость" ("Творения", ч. V, стр. 155 и cл. Москва, 1847 г.). Иоанн Кассиан устанавливает три вида гнева: θυμός, οργή и μνησικακία (Собеседов. 5 "О 8-ми гл. стр."), глава II, стр. 246-247; изд. Н. Ферапонтова, М. 1877). Св. Василий Великий проводит различие между яростью (θυμός ) и гневом (οργή) – "Твор." ч. I, стр. 209-210; ч. II, 199 и ч. IV, 163 (страницы указаны по изд. 3-му 1891-92 гг.); он же различает 4 степени или вида гнева: ненависть (πικρία), ярость, бешенство (παροξυσμός ) и гнев: "Творения", ч. V, стр. 203 и 210 (по изд. 4-му 1901 года). Ср. Григория Нисского – Об устроении человека, гл. 12, стр. 110 и след.
– 130 –
Гнев есть слуга (спутник) разума 8): так, всякий раз, когда последний сочтет (что-либо) случившееся достойным негодования, тотчас наступает гнев, если, конечно, сохраняют свое положение сообразно с природой.
_______
8) Ср. Платона "Тимей" 70 В. У Damasc. то δορυφορικον του λογισμού добавлено: εκδικος της έπιδυμίας, – защитник желания. Последующий пример приведен у Дамаскина несколько полнее и яснее (см. ibid.). И другие отцы Церкви часто рассуждают о пользе и значении гнева - в том смысле, что он может служить послушным орудием разума на пути нравственного усовершенствования человека. Так, Василий Великий говорит о "разумном негодовании" (Творения, ч. V, стр. 210 по 4-му изд.; ср. ч. IV, 162-163 по 3-му изд.). См. о том же у Григория Нисского – О душе и воскресении, стр. 242-246; ср. Григория Богослова – "На гневл." стр. 166; Иоанн Златоуста – Творения, т. V, кн. 1, стр. 24-25 и 384. Наряду с этим встречаем у тех же св. отцов и отрицательные суждения о гневе, о его вредном влиянии на духовную жизнь. Общий смысл учения отцов о значении гнева тот, что они признают ценным в нравственном отношении благородное нравственное негодование, воспитываемое препятствиями на пути стремления человека к добродетели.
– 131 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.