. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 20.
    О страхе 1).

    И страх разделяется на шесть видов: на нерешительность 2), стыдливость, совестливость (стыд), изумление, ужас и беспокойство 3). Нерешительность есть боязнь предстоящей деятельности; изумление же – страх от представления чего-либо великого 4); а ужас – страх от представления чего-либо необыкновенного 5); беспокойство есть боязнь ошибки, то есть неудачи: так, боясь, что не будем иметь успеха в деле, мы испытываем беспокойство; стыдливость – страх вследствие ожидания порицания, и это чувство 6) – прекраснейшее; совестливость же (стыд) есть страх вследствие совершённого постыдного дела; но и это чувство не безнадёжно в отношении к спасению 7). Стыдливость отличается от совестливости тем, что совестящийся покрывает себя в том, что он сделал, а стыдливый

    _______

    1) В Заглавие во всех код. и у Con. обычное.

    2) В лат. Ant. pigritia (лень).

    3) Значение греческих терминов см. в прилож. словаре.

    4) Иначе: "от какого-либо великого явления", так как φαντασία может означать в данном случае не только представление, но и самое явление, его вызвавшее.

    5) Иначе: "от явления (φαντασία) необыкновенного".

    6) Букв, πάθος– – "состояние".

    7) Т. е., спасению человека, если иметь в виду нравственную ценность этого чувства, предохраняющего человека от совершения постыдных поступков. На этом оканчивается глава "О страхе" у Дамаскина (ibid. гл. 15-я).

     

    – 128 –




    боится впасть в бесславие 8). Древние, злоупотребляя словами, часто называют стыдливость совестливостью и совестливость – стыдливостью.

    Страх происходит вследствие охлаждения, когда вся теплота стекается к сердцу как 9) к главному центру подобно тому, как народ, когда находится в страхе, убегает к архонтам 10). Органом печали 11) служит устье (пасть) желудка: в нем именно, во время печали (огорчения) чувствуется колотье, – как говорит об этом Гален в 3-й книге "О доказательстве" приблизительно следующее: "у печалящихся оттекает в желудок много желтой желчи, что причиняет им колотье, и они освобождаются от огорчения и колотья не ранее, чем изрыгнут желчь". Колотье происходит у них ниже хряща, находящегося в средней груди, который называется "мечевидным" 12). Сердце лежит гораздо выше. Действительно, по отношению к диафрагме 13) желудок находится ниже, а сердце – выше 14). Древние обычно называют сердцем и устье желудка, как например, Гиппократ и Фукидид, в сочинении о моровой язве 15) рассказывающий следующее: "когда болезнь действовала на сердце, то поворачивала его в разные стороны, и происходили все выделения желчи, какие только известны врачам" 16).

    _______

    8) В лат.: "допустить что-либо неприличное". – Вышеизложенное деление φόβος на шесть видов, а равно – определение и характеристику каждого вида, Немезий берет у стоиков: см. Diog. Laert. VII, 1 и Stob. Eel, II, 6, 178 (Domanski, Op. cit. S. 123-124); cp. Plotin Ennead., III, 6, § 3; ср. Aristot. Eth. Nicom., IV, 15; ср. Plato Leges, I, 646 E.

    9) Con. и Vall, удачно вставляют ώς, которого нет в нашем подлиннике.

    10) Подобное физиологическое объяснение страха как душевного состояния, вызываемого охлаждением теплоты (κατά περίψυξιν τόύ θερμού) на поверхности тела и сосредоточением пневмы и крови внутри, в сердце, находим у Галена в "De Hippocrat. et Platonis decretis" II, 7 и в "De sympt. caus". II, 5 (См. Domanski, Op. cit. S. 124).

    11) В латинском – "страха".

    12) Поскольку имеет вид меча; греч. название ξιφοειδές.

    13) Перегородка, отделяющая грудь от желудка.

    14) См. параллели к этому из сочин. Galen i – De Hippocrat. et Platonis decretis II, 8, приведенные у Domanski на стр. 125 в примеч. Ср. Григория Нисского – Об устроении человека, гл. 12.

    15) Εν τφ λοιμφ: λοιμός, по Matth., есть название сочинения ("трагедии или комедии") Фукидида, в котором он описывает моровую язву, бывшую в Афинах.

    16) "Это место из Фукидида цитирует Galen в De Hippocrat. et Platonis decretis и в др. сочинениях (Domanski Die Psychologic des Nemesius, S. 125, примеч. 1).

     

    – 129 –




    Но, ведь, поворачивается в разные стороны устье желудка, когда вынуждается изблевывать, а не внутренность, сердце.

     

    – 130 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .