Глава 20.
О страхе 1).
И страх разделяется на шесть видов: на нерешительность 2), стыдливость, совестливость (стыд), изумление, ужас и беспокойство 3). Нерешительность есть боязнь предстоящей деятельности; изумление же – страх от представления чего-либо великого 4); а ужас – страх от представления чего-либо необыкновенного 5); беспокойство есть боязнь ошибки, то есть неудачи: так, боясь, что не будем иметь успеха в деле, мы испытываем беспокойство; стыдливость – страх вследствие ожидания порицания, и это чувство 6) – прекраснейшее; совестливость же (стыд) есть страх вследствие совершённого постыдного дела; но и это чувство не безнадёжно в отношении к спасению 7). Стыдливость отличается от совестливости тем, что совестящийся покрывает себя в том, что он сделал, а стыдливый
_______
1) В Заглавие во всех код. и у Con. обычное.
2) В лат. Ant. pigritia (лень).
3) Значение греческих терминов см. в прилож. словаре.
4) Иначе: "от какого-либо великого явления", так как φαντασία может означать в данном случае не только представление, но и самое явление, его вызвавшее.
5) Иначе: "от явления (φαντασία) необыкновенного".
6) Букв, πάθος– – "состояние".
7) Т. е., спасению человека, если иметь в виду нравственную ценность этого чувства, предохраняющего человека от совершения постыдных поступков. На этом оканчивается глава "О страхе" у Дамаскина (ibid. гл. 15-я).
– 128 –
боится впасть в бесславие
8). Древние, злоупотребляя словами, часто называют стыдливость совестливостью и совестливость – стыдливостью.
Страх происходит вследствие охлаждения, когда вся теплота стекается к сердцу как 9) к главному центру подобно тому, как народ, когда находится в страхе, убегает к архонтам 10). Органом печали 11) служит устье (пасть) желудка: в нем именно, во время печали (огорчения) чувствуется колотье, – как говорит об этом Гален в 3-й книге "О доказательстве" приблизительно следующее: "у печалящихся оттекает в желудок много желтой желчи, что причиняет им колотье, и они освобождаются от огорчения и колотья не ранее, чем изрыгнут желчь". Колотье происходит у них ниже хряща, находящегося в средней груди, который называется "мечевидным" 12). Сердце лежит гораздо выше. Действительно, по отношению к диафрагме 13) желудок находится ниже, а сердце – выше 14). Древние обычно называют сердцем и устье желудка, как например, Гиппократ и Фукидид, в сочинении о моровой язве 15) рассказывающий следующее: "когда болезнь действовала на сердце, то поворачивала его в разные стороны, и происходили все выделения желчи, какие только известны врачам" 16).
_______
8) В лат.: "допустить что-либо неприличное". – Вышеизложенное деление φόβος на шесть видов, а равно – определение и характеристику каждого вида, Немезий берет у стоиков: см. Diog. Laert. VII, 1 и Stob. Eel, II, 6, 178 (Domanski, Op. cit. S. 123-124); cp. Plotin Ennead., III, 6, § 3; ср. Aristot. Eth. Nicom., IV, 15; ср. Plato Leges, I, 646 E.
9) Con. и Vall, удачно вставляют ώς, которого нет в нашем подлиннике.
10) Подобное физиологическое объяснение страха как душевного состояния, вызываемого охлаждением теплоты (κατά περίψυξιν τόύ θερμού) на поверхности тела и сосредоточением пневмы и крови внутри, в сердце, находим у Галена в "De Hippocrat. et Platonis decretis" II, 7 и в "De sympt. caus". II, 5 (См. Domanski, Op. cit. S. 124).
11) В латинском – "страха".
12) Поскольку имеет вид меча; греч. название ξιφοειδές.
13) Перегородка, отделяющая грудь от желудка.
14) См. параллели к этому из сочин. Galen i – De Hippocrat. et Platonis decretis II, 8, приведенные у Domanski на стр. 125 в примеч. Ср. Григория Нисского – Об устроении человека, гл. 12.
15) Εν τφ λοιμφ: λοιμός, по Matth., есть название сочинения ("трагедии или комедии") Фукидида, в котором он описывает моровую язву, бывшую в Афинах.
16) "Это место из Фукидида цитирует Galen в De Hippocrat. et Platonis decretis и в др. сочинениях (Domanski Die Psychologic des Nemesius, S. 125, примеч. 1).
– 129 –
Но, ведь, поворачивается в разные стороны устье желудка, когда вынуждается изблевывать, а не внутренность, сердце.
– 130 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.