Глава 19.
О печали 1).
Видов печали четыре: тоска, горе 2), зависть, сострадание. Тоска (грусть) есть печаль, сопровождающаяся безмолвием; горе (скорбь) – печаль удручающая 3); зависть – печаль из-за чужих благ; сострадание же – печаль из-за чужих бедствий 4). Всякая печаль есть зло (κακόν) по своей природе 5). Ведь если и благородный (честный) муж опечалится подчас, когда погибают полезные люди или дети, или когда опустошается отечество, то – не наперед и не преднамеренно, но в силу обстоятельств. Но и при этих обстоятельствах
_______
1) Общее заглавие: Περί λύπης, – De aegritudine. Λύπη понимается здесь в смысле огорчения, неудовольствия как противоположность ήδονή. У Con. начин. 12-я гл. 4-й книги: "De tristitia et ejus speciebus".
2) Αχός άχθος – см. прилож. словарь.
3) Βαρύνουσα, иначе: причиняющая боль, муку.
4) См. то же у Дамаскина гл. 14, стр. 86. – Деление λύπη на 4 вида и определение каждого вида в отдельности заимствовано Немезием у стоиков: Stob. Eel., II, 6, 178 и Diog. Laert. VII, 1 приводят все эти определения как учение стоиков (Domanski, Op. cit. S. 121). Matth. замечает: Λύπη et novem (?) ejus species definiuntur apud Diog. Laert. in Zenone, pag. 275" (См. Var lectiones. et animadvers.", p. 229 ).
5) Cp. Aristot. Ethic. Nicomach., VII, 14.
– 127 –
созерцательная натура остается совершенно бесстрастной, отдаляя себя от всего такого и предаваясь Богу. Дельный муж в таких случаях страдает в меру и не переходит границы; он не побеждается ими, но, скорее, побеждает их. Печаль противоположна умеренному удовольствию, как зло – добру, и чрезмерному удовольствию как зло – злу
6). Чрезмерность свойственна одним толькотелесным удовольствиям, потому что созерцательные удовольствия, будучи в некоторой степени высочайшими и абсолютными
7), не допускают излишества; им не противополагается печаль, и они не возникают по устранении предшествовавшей печали.
_______
6) Т. е., как меньшее зло – большему.
7) Точнее с греч.: "целесообразными" (τό τελειον έχουσαι).
– 128 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.