. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 18.
    Об удовольствиях 1).

    Из удовольствий одни суть душевные, другие – телесные. Душевные, конечно, те, которые свойственны одной только

    _______

    1) Заглавие обычное во всех кодексах. В этой главе Немезий особенно много заимствует у Аристотеля и Платона: издатель Охоn. и Gall, в начале главы замечают: "Наес fere ad mentem Aristotelis dicuntur – Eth. ad Nicomach. lib. 10 quinque prioribus capitibus". Ср. "Филеб". 36 С-54. У св. И. Дамаскина (Op. cit.) в гл. 13-й (стр. 85) буквально воспроизведена первая четверть настоящей главы соч. Немезия.

     

    – 121 –




    душе, самой по себе, каковы удовольствия, возникающие при занятиях науками и при созерцании 2). Эти, ведь, и им подобные свойственны одной только душе. Телесные же удовольствия – те, которые происходят при участии души и тела и которые поэтому называются телесными; таковы удовольствия, касающиеся пищи и совокуплений. Но никто не мог бы подыскать удовольствий, свойственных одному только телу 3), так как последнему свойственны только страсти (πάθη), каковы: рассечение, истечение и соответственные темпераменту качества. Всякое удовольствие, ведь, сопровождается чувством (ощущением) – а мы уже показали, что чувство относится к душе . Очевидно также, что об удовольствии можно говорить в различных смыслах, так как удовольствия бывают и в том, и в другом роде, как, например, удовольствия честные и порочные, ложные и истинные, те из них, которые свойственны одному только мышлению (уму), относятся к знанию, а возникающие с помощью тела, касаются чувства. И из чувственных удовольствий – одни естественны, другие неестественны. Кроме того, удовольствию, которое заключается в питье, противополагается печаль, которая возникает при жажде; удовольствию же, состоящему в созерцании, ничто не противополагается. Все это обнаруживает, что слово удовольствие имеет различные значения. Из так называемых телесных удовольствий одни суть естественные и вместе с тем необходимые, без которых невозможно жить, каковы: пища, восполняющая недостаток 4), и необходимые одежды; другие же хотя естественны, но не необходимы, как, например, совокупления, согласные с природой и с законом. Ведь эти последние содействуют сохранению всего рода, однако возможно и без них жить в девстве 5). Иные же удовольствия и не необходимы, и не естественны, – как пьянство, сладострастие, [сребролюбие 6)] и

    _______

    2) Греч, θεωρία = лат. cognitio rerum (познание вещей).

    3) Ср. И. Златоуст, Homil. 74 in Ioan. Ср. в рус. пер. т. S-й, с. 496.

    4) Т. е., недостаток органических соков, происходящий вследствие выделения и обмена веществ.

    5) Деление удовольствий на естественные и необходимые принадлежит эпикурейцам (см. Evangelides "Zwei Kapitel...", S. 13, прим. 25).

    6) Скобки подлинника.

     

    – 122 –




    пресыщения, превосходящие потребность. Они, ведь, не содействуют ни преемству рода, как законное сожительство, ни устройству (сохранению) жизни, а, скорее, даже вредят. Итак, живущий по Богу должен искать только удовольствий необходимых и вместе с тем естественных; тот же, который занимает второе после него место по добродетели, может стремиться как к этим удовольствиям, так и к естественным и не необходимым, но с соблюдением приличной меры, образа, времени и места; остальных же удовольствий должно всячески избегать.

    Вообще те удовольствия должно признавать хорошими, которые не соединены с печалью, не возбуждают раскаяния и не причиняют никакого другого вреда, не переходят за пределы известной нормы и не отвлекают нас надолго от важных дел, или не порабощают себе. Истинные же 7) удовольствия – суть те, которые возникают или стоят в какой-нибудь связи с познанием Божества, с науками и добродетелями: их должно считать прежде и более всего вожделенными, так как они содействуют не простому только существованию и не продолжению рода, но тому, чтобы жить как следует, быть честными и боголюбезными, – способствуют действительному душевному и интеллектуальному усовершенствованию человека; они не являются врачеванием каких-либо страданий, подобно удовольствиям, восполняющим недостаток, не имеют в себе решительно никакой печали (скорби), им предшествующей или следующей за ними, или противополагаемой им; они чисты и чужды всякой материальной примеси, будучи исключительно душевными.

    И по мнению Платона, одни из удовольствий ложны, другие истинны. Ложны те, которые происходят с помощью чувства и знаний неистинного 8) и соединены с печалями; истинны – те, которые свойственны одной только душе самой по себе, возникают, на почве истинного знания, ума и практического благоразумия, которые чисты и непричастны скорби и за которыми никогда не следует никакое раскаяние. Удовольствия, проистекающие от созерцания 9) и от добрых дел, называют

    _______

    7) Греч, κυρίως δε – "собственно же" (удовольствия).

    8) Греч, δόξα – мнение, знание недостоверное, призрачное (по Платону).

    9) Греч. – θεωρία = лат. contemplatio rerum (созерцание сущего).

     

    – 123 –




    не πάθη, но πείσεις 10). Некоторые же такого именно рода удовольствие называют радостью 11).

    Определяют еще удовольствие как чувственный процесс (явление) в природе 12). Но это, по-видимому, есть определение одного только телесного удовольствия, потому что последнее есть некоторое восполнение и врачевание телесного недостатка и проистекающей из недостатка печали. В самом деле, когда мы зябнем или испытываем жажду, то, исцеляя скорбь, происходящую от холода и жажды, испытываем удовольствие в согревании и питье. Следовательно, эти удовольствия добры относительно 13), а не сами по себе, не по своей природе. Ведь, подобно тому как излечиваться есть добро относительное, а быть здоровым – добро по природе и само по себе, так ж эти удовольствия суть блага относительные, являясь как бы своего рода лечениями. Удовольствия же, возникающие из созерцания, добры сами по себе и по природе, потому что они не происходят от недостатка. Итак, отсюда ясно, что не всякое удовольствие есть восполнение недостатка 14); а если так, то неверно определение, по которому удовольствие есть чувственный процесс в природе, так как оно обнимает не все удовольствия, но опускает из виду удовольствие, происходящее от созерцания. И Эпикур, определяющий удовольствие как устранение всякой скорби, говорит одно и то же с утверждающими, что оно есть чувственный процесс в природе. Действительно, устранение печали (скорби) он называет

    _______

    10) В лат. Ant. полнее: "называют не общим именем πάθη, но πείσεις, хотя то и другое происходит от πάσχω (a patiendo)". Слово πείσεις Vall, передает "suavitates", a Con. "suasiones". Πείσις может означать: убеждение, спокойствие – в противоположность πάθος, означающему – волнение, возбуждение.

    11) Con. дальше начинает 11-ю главу 4-й книги: "De definitione voluptatis, secundum opinionem falsam, et quid secundum veritatem"..., etc.

    12) Γένεσιν (бывание, бытность, происхождение – по Платону)είς φύσιν αίσθητήν. Издатель Охоn. и Gall, замечают: "против этого определения, которое находится у Платона в "Филебе", рассуждает Аристотель в Etbic. Nicomach., lib. 7": См. Aristot. Ethic. Nicomach., VII, 12 и 13, pag. 120-121 по изд. 1597 г. (Opera Aristotelis, torn. II); см. "Филеб" 53 С и др. Буквально такой формулы у Платона нет; поэтому Немезий здесь не цитирует этого философа, а усвояет это определение многим, например, Эпикуру (см. ниже).

    13) Κατά συμβεβηκός – косвенно, по сравнению с чем-либо другим, т. е., по связи (ассоциации) с предыдущим состоянием.

    14) Т. е. какой-либо телесной потребности.

     

    – 124 –




    удовольствием. Но так как никакой процесс не однороден или не сроден с его результатами 15), то и процесс удовольствия нельзя считать удовольствием, но чем-то отличным от удовольствия. Процесс, конечно, состоит в происхождении; но ничто из происходящего не может в одно и то же время происходить и существовать, а – очевидно – в последовательности; но приятное сразу доставляет удовольствие, следовательно, удовольствие не есть процесс. Затем, всякий процесс относится к несуществующему, удовольствие же – к тому, что уже существует: следовательно, удовольствие не есть процесс. Далее процесс (происхождение) называется скорым и медленным, удовольствие – нет. Кроме того, из благ одни суть свойство 16), другие – энергия (деятельность), иные – органы. Свойство (έξις) – как, например, добродетель; энергия – как действие по ней; или еще: свойство – зрительная сила, энергия – само зрение (видение), а органы – то, посредством чего мы действуем 17), как, например, глаз, нога и подобное. Все душевные силы в отношении к благу и злу 18) суть силы некоторых природных свойств (έξεων); следовательно, благо ли есть удовольствие, или зло – оно будет состоять в этом только одном 19). Но оно не есть свойство. В самом деле, удовольствие не есть свойство в том смысле, как добродетель: оно, ведь, не может так легко переходить в противоположную ему печаль; тем более, не есть оно свойство в смысле обладания, противополагаемого лишению 20), потому что обладание и лишение не может быть в одно и то же время 21), между тем, некоторые в одно и то же время испытывают удовольствие и скорбят, как например, те, которые чешутся 22). Следовательно, удовольствие не есть свойство. Не есть оно и орган, потому что органы существуют не сами по себе (для себя), но ради другого, удовольствие же – не ради другого, но само по себе. Следовательно, удовольствие не есть орган. Остается, таким образом,

    _______

    15) Буквально: со своим концом, окончанием.

    16) 'Εξις – habitus; см. прилож. словаря.

    17) Лат. Ant.: "совершаем известные функции".

    18) Иначе: "в рассуждении добра и зла"...

    19) Matth. поясняет: "в одном только благе или в одном только зле, пороке" ( var lect. pag. 226).

    20) Перевод – несколько распространенный, но точно передающий мысль Немезия (см. пояснения Matth. p. 226).

    21) Буквально: "по отношению к одному и тому же".

    22) Т. е., когда сверебит кожа. Об этом рассуждает Платон в "Федоне" (см. конец 3-й главы).

     

    – 125 –




    признать, что удовольствие есть деятельность (энергия). Отсюда Аристотель определяет его 23), как беспрепятственную деятельность, соответствующую природному расположению (εξεωζ), потому что все затрудняющее природную деятельность причиняет огорчение. Но и счастье есть беспрепятственная деятельность согласно природному расположению; следовательно, по этому определению выходит, что счастье есть удовольствие, и самое определение ниспровергается. Поправившись, Аристотель определил удовольствие как результат беспрепятственных деятельностей индивидуума 24), сообразных с природой, так что удовольствие соприсуще счастью, сплетено с ним, но, однако, счастье не есть удовольствие 25).

    Не всякая деятельность есть движение, но существует деятельность, происходящая и при неподвижности, по каковой первый действует Бог: ведь первый двигатель неподвижен. Такова же и созерцательная деятельность у людей. Она ведь происходит без движения, потому что и созерцаемое – всегда одно и то же и мысль созерцающего пребывает неизменной, так как всегда сосредоточивается на одном и том же. Поэтому, если созерцательное удовольствие как высочайшее, самое главное и истинное происходит без движения, то очевидно, что другие удовольствия, происходящие через сравнительно незначительные движения, чем при меньших движениях возникают, тем они выше и лучше. Удовольствия разделяются соответственно видам деятельности: сколько видов деятельностей 26), столько и удовольствий, причем, добрым соответствуют добрые, дурным – дурные 27). Очевидно также, что каждому чувству соответствуют различные по виду удовольствия. Действительно, иные удовольствия свойственны осязанию и вкусу; иные – зрению, слуху и обонянию. Более чистые из внешних чувств суть те, которые доставляют удовольствие, не соприкасаясь с чувственными объектами, каковы зрение, слух и обоняние. Существует также два вида мыслительных функций: один практический (деятельный), другой –

    _______

    23) Aristot. Ethic, ad Nicomacb., VII, 13.

    24) Буквально: живого, одушевленного существа (του ξώου).

    25) На этом Немезий примиряется, соглашаясь, по-видимому, с Аристотелем.

    26) Т. е. видов душевной деятельности.

    27) Т. е. добрым и высшим психическим деятельностям (функциям) соответствуют добрые и высшие удовольствия, и наоборот.

     

    – 126 –




    теоретический (созерцательный) 28). Очевидно, таким образом, что и удовольствий, соответствующих этим функциям, два рода, и из них созерцательный совершеннее практического. Человеку свойственны, поскольку он (есть) человек, удовольствия, проистекающие от мыслительной деятельности, потому что чувственные удовольствия общи ему, поскольку он есть животное, наравне с прочими животными. А так как из чувственных удовольствий одни (люди) услаждаются одними, а другие – другими, то сами по себе хороши те удовольствия, которые представляются таковыми честным людям, а не те, которые порочным. Ведь правым судьею всякой вещи является не первый встречный, но – человек сведущий и расположенный (к тому) по природе.

    _______

    28) Греч.: τό μεν πρακτικον, τό δε θεωρητικον; лат. Ant.: "один усматривается в деятельности (in agendo), другой – в созерцании (in contemplando)".

     

    – 127 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .