. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 17.
    О чувственно-пожелательной способности 1).

    Итак, неразумная часть души, повинующаяся разуму, разделяется, как сказано выше, на две способности: чувственно-пожелательную и аффективную. В свою очередь, чувственно-пожелательная способность разделяется двояко: на удовольствия и печаль. Ведь удовлетворенное вожделение доставляет удовольствие, а неудовлетворенное – печаль (огорчение). Опять же – вожделение, разделяемое по другому способу, образует всего четыре вида, в числе которых заключается и само 2). Ведь из области существующего – одно есть благо, другое – зло, одно уже присутствует налицо, другое – ожидается. Сообразно этим свойствам, если 2 умножить на 2, то относящееся к вожделению разделяется на четыре вида. В самом деле, существует хорошее и дурное, а затем – настоящее (наличное) и ожидаемое; отсюда: благо ожидаемое возбуждает 3) вожделение в собственном смысле (επιθυμία), а благо наличное – удовольствие; с другой стороны, зло ожидаемое производит 4)

    _______

    1) Общее заглавие: Περί του έπι θυμητικου – De cupiditate. У Con. здесь начинается 9-я глава 4-й книги: "Recenset (т. е. Nemesius) quatuor affectus animi"... etc. У Vall.: "De concupiscibili".

    2) Эти четыре вида, как дальше указано, суть: επιθυμία, ηδονή, φόβος И λύπη.

    3) Буквально: "есть (εστί) вожделение", но, конечно, в том смысле, что вызывает его.

    4) См. предыдущее примечание.

     

    – 120 –




    страх, а наличное (постигшее) – печаль 5). Действительно, удовольствие и вожделение связаны с благом, а страх и печаль – со злом. В силу этого некоторые разделяют страсть (παθος) на 4 вида: вожделение, удовольствие, страх и печаль 6). А под благом и злом мы разумеем (здесь) или действительно настоящее благо и зло, или же обычно признаваемое таковым 7).

    Дурные страсти (πάθη) возникают в душе по следующим трем причинам: вследствие дурного воспитания, из невежества и под влиянием худого состояния тела 8). В самом деле, не будучи хорошо воспитаны с детства, чтобы быть в состоянии владеть страстями, мы впадаем в неумеренность в отношении к ним. А от невежества (необразованности) возникают в разумной части души превратные суждения, так что зло считают добром, а добро – злом. Имеет некоторое значение и дурное свойство тела 9): те, в ком изобилует горькая желчь, вспыльчивы, а обладающие горячим и влажным темпераментом – склонны к наслаждениям. А лечить дурной навык должно хорошей привычкой: невежество – учением и знанием; дурной органический состав должно лечить телесно, изменяя его, насколько возможно, в средний темперамент соответствующей диетой 10), упражнениями и, если понадобится, лекарствами.

    _______

    5) То же буквально – у Дамаскина (ibid.) стр. 85 по рус. пер.

    6) Такое деление πόθος на четыре вида, а равно – приведенные Немезием основания этого деления, усвояют стоикам: см. Stob. Eel. II, 6, 166 (Domanski, S, 119).

    7) Ср. Aristotle De anima, III, 10.

    8) Καχεξία – см. в прилож. словаре.

    9) Разумеется состав органических соков.

    10) Иначе: "образом жизни".

     

    – 121 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .