Глава 17.
О чувственно-пожелательной способности 1).
Итак, неразумная часть души, повинующаяся разуму, разделяется, как сказано выше, на две способности: чувственно-пожелательную и аффективную. В свою очередь, чувственно-пожелательная способность разделяется двояко: на удовольствия и печаль. Ведь удовлетворенное вожделение доставляет удовольствие, а неудовлетворенное – печаль (огорчение). Опять же – вожделение, разделяемое по другому способу, образует всего четыре вида, в числе которых заключается и само 2). Ведь из области существующего – одно есть благо, другое – зло, одно уже присутствует налицо, другое – ожидается. Сообразно этим свойствам, если 2 умножить на 2, то относящееся к вожделению разделяется на четыре вида. В самом деле, существует хорошее и дурное, а затем – настоящее (наличное) и ожидаемое; отсюда: благо ожидаемое возбуждает 3) вожделение в собственном смысле (επιθυμία), а благо наличное – удовольствие; с другой стороны, зло ожидаемое производит 4)
_______
1) Общее заглавие: Περί του έπι θυμητικου – De cupiditate. У Con. здесь начинается 9-я глава 4-й книги: "Recenset (т. е. Nemesius) quatuor affectus animi"... etc. У Vall.: "De concupiscibili".
2) Эти четыре вида, как дальше указано, суть: επιθυμία, ηδονή, φόβος И λύπη.
3) Буквально: "есть (εστί) вожделение", но, конечно, в том смысле, что вызывает его.
4) См. предыдущее примечание.
– 120 –
страх, а наличное (постигшее) – печаль
5). Действительно, удовольствие и вожделение связаны с благом, а страх и печаль – со злом. В силу этого некоторые разделяют страсть (παθος) на 4 вида: вожделение, удовольствие, страх и печаль
6). А под благом и злом мы разумеем (здесь) или действительно настоящее благо и зло, или же обычно признаваемое таковым
7).
Дурные страсти (πάθη) возникают в душе по следующим трем причинам: вследствие дурного воспитания, из невежества и под влиянием худого состояния тела 8). В самом деле, не будучи хорошо воспитаны с детства, чтобы быть в состоянии владеть страстями, мы впадаем в неумеренность в отношении к ним. А от невежества (необразованности) возникают в разумной части души превратные суждения, так что зло считают добром, а добро – злом. Имеет некоторое значение и дурное свойство тела 9): те, в ком изобилует горькая желчь, вспыльчивы, а обладающие горячим и влажным темпераментом – склонны к наслаждениям. А лечить дурной навык должно хорошей привычкой: невежество – учением и знанием; дурной органический состав должно лечить телесно, изменяя его, насколько возможно, в средний темперамент соответствующей диетой 10), упражнениями и, если понадобится, лекарствами.
_______
5) То же буквально – у Дамаскина (ibid.) стр. 85 по рус. пер.
6) Такое деление πόθος на четыре вида, а равно – приведенные Немезием основания этого деления, усвояют стоикам: см. Stob. Eel. II, 6, 166 (Domanski, S, 119).
7) Ср. Aristotle De anima, III, 10.
8) Καχεξία – см. в прилож. словаре.
9) Разумеется состав органических соков.
10) Иначе: "образом жизни".
– 121 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.