. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 15.
    Иное деление души 1).

    Разделяют 2) душу еще и иначе по способностям, видам, или частям, именно: на растительную, которая

    _______

    1) Заглавие в гл. кодексах обычное: 'Ετέρα διαίρεσις τής ψυχής. В изд. Con. начинается 8-я глава 4-й книги: "Dividit vires animat", etc.

    2) Немезий здесь не указывает, кому принадлежит эта классификация. Систематические деления см.: Aristotle De anima, II, 2-3 гл.

     

    – 114 –




    называется вместе питающей и возвращающей (силой) 3), на чувствующую (ощущающую) и мыслящую. Об органах каждой из них частью уже говорилось, частью же будет сказано ниже. Стоик Зенон полагает, что душа состоит из восьми частей, и разделяет ее на главное начало (τό ήγεμοικόν), пять чувств, способность речи и силу производительную 4). Но философ Панеций совершенно справедливо считает способность речи 5) частью (проявлением) способности произвольного движения, а силу производительную – не психической, а физической способностью 6). Аристотель в "Физике" говорит, что существует пять частей (видов) души: начало растительное, начало ощущающее, начало движения в пространстве, начало желания (стремления) и начало мыслящее 7). Под растительной (частью души) он разумеет силу питающую, способствующую росту, рождающую, производящую и образующую тела; растительную же он называет еще питающей, давая название целому по его наилучшей части, то есть – силе питающей, от которой зависят и остальные части растительной души. Так Аристотель учит в "Физике". В "Этике" же он разделяет душу на два главных и основных вида: на разумную и неразумную. А неразумную душу он, в свою очередь, подразделяет на подчиняющуюся разуму и неповинующуюся ему 8).

    _______

    3) В данном месте в подлиннике некоторое затруднение представляет фраза εισ τо φυτικον, ο και θρεπτκόν καί παθηπκον καλείται. По замечанию Matth., вм. παθητικον лучше читать αυξητικού, как у Aristot. Ethic. Nicomach. I, 7 и 13, потому что то φυτικον, свойственное и животным, и растениям, не может быть названо παθητικόν (см. Matth, Var. lectiones, pag. 211).

    4) Тό σπερματικον – способность (сила) образования спермы, отсюда – сила производительная, называемая иначе то γεννητικόν (см. гл. 25). О классификации Зенона и стоиков см. Plutarchus De placit. pbilosoph., IV, 4 и Oxon. pag. 392 у Matth.

    5) Φωνητικον– точнее – способность издавать звуки вообще (особенно по отношению ко всем животным).

    6) Буквально: "(считает) частью не души, а природы".

    7) См. Aristot. De anima, lib. II, cap. 3, §§ 1-2, ср. lib. III, cap. 9.

    8) Aristotle Etbic. Nicomacb., I, 13. И у Платона во многих местах встречаем то же деление (см., например, "Тимей", pag. 69 D-70 В). Немезий, по-видимому, усваивает у Аристотеля особенно это последнее деление, потому что сообразно с ним ведет свое дальнейшее исследование. Основное деление разумной души, приведенное Немезием выше (глава V), наш философ мог заимствовать у Галена, который делил τό ηγεμονικόν на φανταστικόν, διανοητικόν и μνημονευτικόν (Domanski, Op. cit. S. 73 со ссылкой на Siebeck' a S. 498). – Все указанные в настоящей (XV) главе классификации, принадлежащие большей частью Аристотелю, заимствует из трактата Немезия св. И. Дамаскин ("Точное изл.", стр. 83-84 по рус. пер.). Св. Григорий Нисский и Климент Александрийский тоже усвояют у Платона и Аристотеля вышеуказанные деления сил и способностей души: см. Григорий Нисский "Об устроении человека" гл. 8-я в Clem. Alexandr. Paedagog, lib. III cap. 1; Stromat., lib. III, cap. 10; cp. VII, 4; cp. VI, 16.

     

    – 115 –




    Относительно разумной души говорилось выше, – относительно же неразумной будем рассуждать теперь.

     

    – 116 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .