Глава 14.
О внутреннем слове и произносимом 1).
Выше изложено одно деление психических способностей, сообразно которому разделяются и некоторые органы 2) тела. Но есть еще другое деление разумной души – деление по другому способу – на так называемые внутреннее слово и произносимое 3). Внутреннее слово (ένδιάθετος λόγος) есть движение души, происходящее в рассудке – без всякого внешнего выражения 4). Отсюда, мы часто и молча ведем с самими собой целое рассуждение, а также разговариваем во время сновидений: по этой способности преимущественно мы все считаемся
_______
1) Общее заглавие: Περί τού ευδιάθετου λόγου καί του προφορικού – De ratione et oratione ("О размышлении и речи"). Vall. – De ratiocinatione et prolatione. У Bigne: "Animae rationalis facilitates praecipuae". В код. D. 1 на полях находим такую классификацию душевных сил и способностей, имеющую отношение, скорее, к следующей (XV) главе: "Душа разделяется на то λογικόν и άλογον. Тό λογικον (в свою очередь разделяется) на силы (δυνάμεις), части (μέρη) и виды (είδη). Силы ( способности): тό λογιστικόν, тό φανταότικον, тό μνημονευτικόν, тό διανοητικόν, тό δοξαστικόν. Части: ό λογισμός, ό θυμός, ή επιθυμία. Виды: тό ξωτικόν, тό θρεπτικόν, тό αίσθητικόν, тό όρεκτικόν" (Matth. Var. lectiones et animadv. pag. 208).
2) Буквально – части (греч. μέρη).
3) Начало такому делению положили стоики: см. Sext. Empir. Pyrrh. Hypoth. I, 65: "τούτου δέ (т. е. λόγου) ό μέν έστίν ένδιάθετος, ό δέ προφορικός"; cp. P l a t o – Soph. 263 Ε. (Domanski Die Psychologie des Nemesius, SS. 76 und 81). Это деление дает Иоанну Филопону некоторое основание для рассуждений об образе и подобии Божием в человеке, когда он опровергает мнение тех, которые полагают, что человек "создан по образу Сына", так как Сын есть "образ Бога невидимого", Логос, открывающий нам Отца, подобно тому, как наше слово открывает другим наши мысли... См. Ioan. Philoponi De opificio mundi. lib. VII, cap. 5, pag. 238. Lips. 1897.
4) Буквально с греч.: "без какого-либо восклицания" (έκφωνήσεως).
– 113 –
разумными, и именно – не столько по слову произносимому
5), сколько по внутреннему. Ведь и глухонемые от рождения, и потерявшие голос по причине какой-нибудь болезни или страсти нисколько не менее разумны. Слово же произносимое (προφορικός λόγος) проявляется
6) в звуке и разговорах. Органы звука (голоса) многочисленны – именно: внутренние межреберные мышцы, грудная клетка, легкие, дыхательное горло
7) и гортань, особенно – хрящевые части этих последних, возвратные нервы, язычок
8) и все мускулы, движущие эти части, являются органами произношения. Орган речи – рот: в нем именно складывается, образуется и как бы формируется речь, причем, язык и надгортанник
9) играют роль плектра
10), небо – литавры
11), зубы и различные открытия рта исполняют назначение струн, как в лире: принимает здесь некоторое участие и нос, способствуя благозвучию или какафонии
12), что бывает очевидно при пении.
_______
5) Т. е. – по способности речи.
6) Буквально: "проявляет свою деятельность" (ένέργειαυ)... Здесь И. Дамаскин оканчивает главу "О слове внутреннем и произносимом" (ibid. гл. 21-я), взятую им у Немезия.
7) Буквально: шероховатая артерия, αρτηρία τραχεία, arteria aspera, trachea.
8) Вм. γλωττίς в A. 3 и Охon. правильнее: ή έττιγλωττίς, надгортанный хрящ.
9) Γαργαρεων = gurgulio.
10) Πλήκτρον – палочка для удара по инструменту, смычок.
11) В лат.: "инструмента, издающего звук".
12) Чтение Ant. καλλιφωνία, вм. κακοφωνία не может быть одобрено (Matth. Var. lectiones, p. 210).
– 114 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.