Глава 12.
О способности мышления 1).
Итак, что касается способности представления, то мы, по возможности, кратко и достаточно выяснили ее значение, органы, виды души 2), их сходство и различие. Мыслительной же способности свойственны – вообще – суждения, убеждения души 3), уклонения (от
_______
1) Общее заглавие: Περί τού διανοητικού. – De cogitatione. В изд. Con. начин. 6-я гл. 4-й книги: "De viribus interioribus, imaginativa, cogitativa et memorativa".
2) Буквально – части, τα μόρια.
3) Συγκατάθεσις – термин стоический; значение см. в прилож. словаре.
– 107 –
деятельности души
4) и стремления души
5),
в частности – познание действительности
6), добродетели, науки и основания искусств, способность обсуждения и свободного выбора. Эта же способность (т.е. διανοητικόν) посредством сновидений, предсказывает нам будущее
7); ее одну только пифагорейцы, следуя евреям, называют истинным прорицалищем. Органом ее служит средний желудочек головного мозга и находящаяся в нем "психическая пневма"
8).
_______
4) Τής πράξεως добавлено у св. Дамаскина, который целиком заимствует эту главу у Немезия (см. Damasceni Orthodoxae fidei accurata explicatio, по изд. Basil. 1548, cap. 19, p. 136). У него же к άποφυγαί прибавлено еще синонимическое понятие αί άφορμοί (как противоположность к ορμή). Άποφυγαί Damansk. переводит словом Widerstreben, что значит собственно противодействие (S. 81).
5) Т. е., к деятельности; у Дамаскина прибавлено ιτρός τήν πραξιν (ibid.).
6) Буквально, "понятия о существующем"; у Дамаскина вм. τών όντων стоит των νοντών (умопостигаемое). Все эти функции мыслительной способности Немезий определяет не без влияния стоиков; по замечанию Phitarch ' a (Op. cit. IV, 21), "стоики самой высшей частью души считают ήγεμονικόν и приписывают ей τάς φαντασιας καί συγκαταθέσεις και αισθήσεις καί ορμάς И называют ее λογισμόν".
7) Ср. Григория Нисского "Об устроении человека", гл. 13. Здесь св. Григорий проводит различие между естественными сновидениями как неточными "пророчествами ума", иногда предугадывающими будущее, и сверхъестественными пророческими сновидениями.
8) По Григорию Нис. мыслительная сила (ум) не ограничивается какой-либо частью тела, но соприсуща всему телу, однако так, что не объемлется ни одной его частью (ibid., главы 12, 14 и 15).
– 108 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.