Глава 11.
Об обонянии 1).
Обоняние происходит через посредство ноздрей души 2), а совершается в оконечностях передних желудочков головного мозга. Эти желудочки, будучи по природе паровидными, легко воспринимают испарения души 3). Ведь и выше было сказано, что каждый орган чувств воспринимает свойственные ему объекты в
_______
1) В D. I на полях дается особое определение слуха как способности, действующей при посредстве особой слуховой "пневмы" (Matth. var. lect. p. 197).
2) Точнее: густоту, βαρύτητα.
3) Т. е., равномерность и неравномерность, или, по Аристотелю, нежность и грубость звука (De aaima II, 11, § 2); у Платона мягкость и резкость ("Тимей", р. 67).
4) Эти же качества звуков голоса перечисляют: Aristotle в De anirna, II, 11, § 2, Платон в "Тимее" р. 67 В и Galen в De Hippocr. et Plat. decretis V, 3 (см. Domanski, S. 112).
5) To же буквально читаем у Дамаскина (указ. соч. стр. 89); ср. Aristotle De partibus animal. I, 11 и Galen, De usu partium, XVI, 6.
1) В D.1 в начале (как и в предыдущей главе) дается дополнительное определение обоняния как чувства, действующего при посредстве особой "пневмы", находящейся в ноздрях.
2) Con. добавляет: "transmittentes ad .cerebrum evaporationes", т.е. "отсылающих пары к головному мозгу". Это прибавление читается в соответствующем месте у Дамаскина, который буквально заимствует у Немезия почти всю настоящую главу (ibidem "стр. 89-90 по рус. пер.).
3) Такое объяснение физиологического процесса обоняния заимствовано Немезием буквально у Галена из De Hippocrat. et Platonis decretis, VII, 5, 628 (см. Domanski, S. 113).
– 106 –
силу некоторого сходства и сродства с ними души
4). Однако, в обонянии не бывает так, как в других органах чувств, что головной мозг посылает от себя чувствительный нерв, но сам мозг своими оконечностями исполняет роль нервов и воспринимает впечатления запахов души
5). Родовое различие испарений (запахов) есть благоухание, зловоние и (нечто) среднее между ними – ни благовонное, ни зловонное души
6). Благоухание происходит тогда, когда влага, находящаяся в телах, распределена (смешана) хорошо
7), – если же посредственно, то получается средний запах души
8) – а более плохое распределение или же совершенное отсутствие его производит зловоние души
9).
_______
4) Ср. современную теорию "специфической энергии чувств". См. выше – в главе VI, стр. 76-77 по Ant. изд.
5) Буквально: "принимает передачу паров" (τήν τών ατμών άνάδοσιν). У Немезия понятия пара и запаха передаются одним словом – ατμός (пар), потому что, как поясняет Гален, "сущность (субстанция) запахов составляет пар". Galen, De Hippocrat. et Platon. decretis, VII, 6: άτμός γαρ ή όδμών ουσία.
6) Подобным образом различаются виды запахов у АристотеляDe artima, II, 9, особенно § 4 и у Платона "Тимей" 67 А.
7) Буквально: "совершенно сварены" (άκριβώς ττεφθεντων).
8) Буквально: "среднее состояние", т. е. обонятельное ощущение безразличного тона.
9) На этом Немезий оканчивает рассмотрение ощущений отдельных органов чувств. В духе Немезия рассуждает о функциях внешних органов чувств и о специальных объектах каждого чувства I. Philopon в De opificio mundi, pag. 227, 5 sqq. Св. Григорий Нисский об отдельных ощущениях внешних чувств как об элементах, из которых слагается умственная деятельность, рассуждает в сочинении "Об устроении человека", гл. 10-я и др.
– 107 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.