Деятельность души хорошо сравнивается с мельничным жерновом, который от стремительного течения воды быстро вертится кругом. Он никак не может перестать от движения, будучи движим водою. Но во власти приставника состоит пшеницу ли молоть, или жито, или куколь растирать. Без сомнения, будет молоть то, что будет всыпано тем, кому поручено попечение об этом деле. Так и ум наш, в течение настоящей жизни будучи приводим в движение устремляющимися отовсюду потоками искушений, не может быть праздным от смятения помыслов; а какие допускать или принимать в себя, это зависит от нашей воли и
– 181 –
тщательности. Если мы, как сказали, постоянно занимаемся размышлением о Священном Писании, память занимаем духовными предметами, питаем желание совершенства и надежду на будущее блаженство, то и происшедшие отсюда духовные помыслы необходимо заставляют ум заниматься теми предметами, о которых мы размышляли. Если же мы по беспечности или небрежности занимаемся пороками и праздными беседами, или вдаемся в мирские попечения и суетные заботы, то отсюда родившись помыслы, как какой-нибудь куколь, доставят нашему сердцу и работу вредную, по изречению Господа Спасителя:
где будет сокровище дел наших или внимания нашего,
там необходимо
пребудет и сердце наше (Мф. 6, 21).
– 182 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Моисей авва. Сравнение души с жерновом // Иоанн Кассиан. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 181-182 (Собеседования Египетских подвижников. 1. Гл. 18).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.05.2011.