. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Исаия авва. Правила и советы новоначальным инокам (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Исаия авва.

    Правила и советы новоначальным инокам *)

    Брат возлюбленный! Если уже оставил ты суетный мир сей и посвятил себя Богу, приноси покаяние о грехах своих и храни принятое тобою намерение. Не слушай помыслов своих, когда они начнут томить тебя, говоря: никак не простятся тебе прежние грехи твои. Но соблюдай следующие правила:

    1. Не ешь с женщиной, с отроком не входи в содружество, с юным не спи на одной постели. Когда скинешь одежду свою, не смотри на тело твое.

    2. Если понудят тебя выпить вина, более трех

    _____________________

    *) Patr. Lat. t. CIII, p. 427, 434.

    – 444 –



    небольших чаш не пей. Этого правила не нарушай даже ради дружбы.

    3. Не исполняй небрежно молитв, положенных в известные часы, чтоб не впасть в руки врагов своих. Трудись, сколько можешь, над размышлением о псалмах, ибо это сохранит тебя от нечистой жизни.

    4. Люби труд и самостеснение, чтоб утишились страсти твои. Не считай себя чем-нибудь ни в каком отношении, и не перестанешь плакать о грехах своих.

    5. Блюди себя от лжи, ибо она отгонит от тебя страх Божий. Не открывай всем добрых дел своих, чтоб не похитил их враг твой.

    6. Открывай болезни свои отцам твоим, чтоб испытать помощь от советов их.

    7. Принуждай себя к рукоделью, и возобитает в тебе страх Божий.

    8. Не суди брата своего, согрешающего, и не презирай его, иначе впадешь в руки врагов своих.

    9. Не будь спорлив, настаивая на слове своем, чтоб не утвердилось в тебе зло.

    10. Люби смирение и не полагайся на свой совет. Приучи язык свой говорить: прости мне, – и низойдет на тебя смирение.

    11. Когда сидишь в келье своей, о трех вещах имей заботу: о непрерывности в молитве, об углублении в псалмы и о рукоделии.

    12. Думай сам в себе: не пребуду я в этом мире далее настоящего дня, и исхищен будешь от греха.

    13. Не будь объястлив, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои. Не ленись работать, потрудись углубляться в псалмы – и придет к тебе мир Божий.

    14. Принуждай себя к плачу в молитвах, и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхого человека.

    15. Знай, что труд, нищета, самостеснение и молчание приводят к смирению, смирение же доставляет прощение всех грехов. Смирение же состоит в том, чтоб человек

    – 445 –



    считал себя грешником и неправедным, не настаивал на своем слове, отсекал свои хотения, очи опускал долу, переносил обиду, ненавидел честь и покой, и всем говорил: прости мне. Силою же смирения враги обращаются в бегство.

    16. Будь всегда печален, но когда придут к тебе братия, развеселись с ними, – да возобитает в тебе страх Божий.

    17. Если идешь куда с братиями, отступай немного от них, чтоб хранить молчание. Не оборачивайся туда и сюда, но углубляйся в псалмы и молись Богу в уме своем. В какое бы место ни пришел ты, не слишком доверчиво обращайся с жителями его. Храни скромность и стыдливость во всем и к тому, что предлагают тебе, не протягивай руки, пока не попросят тебя.

    18. Не спи с другим под одним покрывалом. Долго молись перед сном, хотя бы ты утомлен был дорогой.

    19. Не допускай, чтоб кто-либо умащивал елеем тело твое, разве в тяжкой болезни.

    20. Когда сидишь за столом с братиями, не ешь с услаждением и руку твою протягивай только к тому, что находится перед тобою. Колена твои пусть будут сложены. Глаз твоих не подымай на другого. Не пей воды с жадностью и с гурчанием в горле.

    21. Если нужда придет тебе отхаркаться, когда сидишь среди братий, встань и сделай это подальше от них. Не потягивайся и не зевай, когда находишься в кругу других, и если нападет на тебя зевота, не открывай рта, и пройдет.

    22. Не разевай рта для смеха, ибо это будет показывать, что нет в тебе страха Божия.

    23. Не пожелай чужой вещи. Если приобретешь книгу, не украшай ее, ибо это обнаружит в тебе пристрастие к ней.

    24. Если погрешишь в чем, не стыдись сознаться в том и не извиняй себя ложью, но преклонив колена, исповедуй грех свой и проси прощения, и оно дано будет тебе.

    25. Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.

    – 446 –



    26. Не стыдись обращаться с вопросами к твоему наставнику.

    27. Если кто постучит в двери кельи твоей, когда ты, сидя, занят делом своим, оставь дело и успокой его.

    28. Не говори ни с кем и словам другого не внимай без пользы.

    29. Если наставник твой пошлет тебя куда в дорогу, спроси у него, как тебе должно держать себя, и потом действуй по заповеди его. Не переноси слов. Если будешь хранить очи свои и уши, то не согрешишь и языком своим.

    30. Если будешь жить с каким братом, будь с ним как странник, не приказывай ему ничего и не показывай себя набольшим над ним, если он прикажет что тебе, чего бы ты не хотел, отсеки волю свою и не оскорби его (отказом), чтоб не расстроился мир между вами. Знай, что кто повинуется, тот набольший.

    31. Если будешь жить с братом каким, и он скажет тебе: свари, – спроси: что хочешь? И если он предоставит тебе выбор, свари, что попадет тебе под руки, со страхом Божьим.

    32. Когда встанешь от сна, твори молитву, прежде чем возьмешься за какое дело, затем углубляйся в Слово Божие и тогда уже берись неленостно за дело.

    33. Радостно встречай странника и приветствуй его, чтоб иначе свидание ваше не было вам обоим во вред. Когда войдет, не делай ему каких-либо пустых вопросов, но проси сначала помолиться, потом, когда сядет он, скажи ему: как здоров брат мой? – и затем дай ему какую-либо книгу для чтения. Если он утомлен от пути, дай ему отдохнуть и омой ноги его. Если он начнет говорить пустые речи, скажи ему: прости мне, брат мой, я немощен и не могу слышать этого. Если расшились одежды его, зашей. Если он немощен и одежды его запачканы, вымой их. Но если он шатайка, а у тебя будут в ту пору святые, то не позволяй ему войти, но окажи ему должное приветствие и

    – 447 –



    отпусти его. Если, впрочем, он беден, не отпускай его без утешения, и то дай ему, что Бог послал.

    34. Если брат положит у тебя что-нибудь, не рассматривай положенного, разве только в присутствии его самого.

    35. Если кто оставит тебя в келье своей и выйдет, не поднимай очей, чтоб посмотреть, что есть в ней, но когда он будет выходить, скажи ему: дай мне какое-нибудь дело, и я поработаю, пока воротишься, и что он тебе даст, делай то с усердием.

    36. Не молись с леностью и небрежно, ибо этим, вместо того, чтоб угодить Богу, ты привлечешь гнев Его. Стой на молитве со страхом и трепетом, не опираясь на стену и не распуская ног, так, чтоб на одной стоять, а другую отставлять. Противостой помыслам своим и не попускай им озабочиваться плотскими вещами, чтоб была благоприятна молитва твоя.

    37. Когда бываешь на литургии, храни помыслы свои и чувства и стой со страхом пред Богом Высочайшим, чтоб достойно принять тело и кровь Христовы и уврачевать тем страсти свои.

    38. Когда ты юн, не надевай хорошей одежды, пока достигнешь старости.

    39. Когда совершаешь путь с тем, кто старше тебя, не заходи вперед его. Если старший тебя встанет, чтоб поговорить с кем, не оставайся сидящим и ты, но встань вместе с ним и стой, пока он не велит тебе сесть.

    40. Когда войдешь в город или селение, взор твой опусти долу, чтоб иначе увиденное тобою не послужило тебе поводом к брани в келье твоей.

    41. Не спи в том месте, где боишься согрешить сердцем. Не ешь с женщиною и не смотри на нее, даже на одежды ее, если можешь.

    42. Если путь совершаешь со старцем, не допускай, чтоб он нес что-нибудь сам. Если будете юны, каждый неси свою часть. Если ноша мала, несите попеременно по часам.

    – 448 –



    Несущий пусть идет впереди, равно как и немощный, и когда, уморившись, сядет он отдохнуть, садитесь и вы с ним.

    43. Когда будешь спрашивать какого старца о помыслах своих, открывай их свободно, как они есть, тому, в ком уверен ты, что он сохранит тайны твои. В выборе старца не предпочитай того, кто преклонных лет, но кто убелен ведением и опытностью духовной, чтоб иначе не получил ты вреда и не размножились страсти твои.

    44. Понуждай себя долго молиться ночью, да просветится ум твой. Помышляй о грехах своих и молись о них Богу, и Он простит тебе их.

    45. Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то хотя судилый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен, и повинен сам тому, о чем ты говоришь, почему не могу этого слышать.

    46. Предпочитай себе во всем других братий и, если какой друг при них окажет тебе честь, скажи: это ради вас оказал он мне такую честь.

    47. Кто просит у тебя что-либо взаймы, не отказывай.

    48. Не часто вращай в сердце своем память о тех, коих оставил ты любви ради Божией, но помни о смерти и суде, и что никто из них в то время не может помочь тебе.

    49. Если, сидя в келье своей, вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань тотчас и помолись за него в сердце своем, да помилует его Бог, таким образом скоро исчезнет страсть, какую питаешь в отношении к нему.

    50. Если хочешь причаститься Тела и Крови Христовых, смотри, чтоб никак не оставались в сердце твоем гнев или ненависть на кого, и если знаешь, что кто-либо гневен на тебя, испроси у него прежде прощения, как заповедал Господь наш.

    51. Если ночью (в сновидении) потерпишь нападения от похоти, смотри, днем не повторяй в мысли видов тех

    – 449 –



    срамных, чтоб услаждением не осквернилось сердце твое, но пади пред Господом, и Он помилует тебя: ибо ведает немощь человеческую.

    52. Если возложишь на себя крайний пост и станешь совершать продолжительные молитвы, не подумай, что они спасут тебя, но верь, что Бог умилостивится озлоблением тела твоего и поможет немощи твоей.

    53. Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью сей благо.

    54. Живя в келье своей, установи для пищи своей определенную меру и положенный час и не отступай от того. Давай телу своему, сколько нужно, чтоб оно сильно было совершать молитвы и службы Божии. Если где вне кельи твоей будет тебе предложена деликатная пища, не досыта принимай ее.

    55. Если дьяволы внушат тебе начать труд, которого не силен ты подъять, не слушай их, ибо обычно они наводят сердце человека на такие дела, которых одолеть он не в силах, чтоб потом ввергнуть его в уныние и посмеяться над ним. И все их начинания без меры и без порядка.

    56. Ешь однажды в день, но не досыта. Давай телу своему сколько нужно по требованию природы (по сложению твоему).

    57. Одну половину ночи определи на молитвенное бдение, а другую на упокоение тела твоего. Прежде чем идти в постель, часа два пободрствуй в молитве и Богохвалении (псалмопении), потом дай покой телу своему. Если разленится тело твое, когда придет время встать на молитву, скажи ему: ужели ты хочешь принять малый покой в это время, чтоб потом отойти в нескончаемую муку? Не лучше ли здесь немного потрудиться, чтоб там вкушать вечный покой со святыми? Тогда отступит от тебя леность, и придет к тебе Божественная помощь.

    58. Принимая чин монашеский, отпусти раба своего; если

    – 450 –



    он захочет последовать тебе и вступить в монашество, не допусти, чтоб он жил с тобою.

    59. Если пойдешь продавать рукоделие, не спорь о цене, как делают миряне. Так же поступай, когда что покупаешь, знай, что скудость вещей приближает тебя к Богу.

    60. Если брат положит у тебя какую вещь и она понадобится тебе, не трогай ее, разве с его позволения.

    61. Если какой брат попросит тебя что-нибудь купить, когда идешь в город, сделай то, но если будут с тобой и другие братия, сделай это в присутствии их.

    62. Если дана тебе будет какая вещь, возврати ее, попользовавшись ею, сколько нужно, но не удерживай ее дотоле, пока потребуют ее от тебя обратно, если что попортится в ней, исправь. Если ты сам дашь кому какую вещь попользоваться, не требуй ее обратно, если видишь, что тот почему-либо возвратить тебе ее не может, особенно когда она тебе совсем не нужна.

    63. Если, бросив келью свою, после опять воротишься и найдешь, что в ней живет уже какой-либо брат, поищи себе другую, а его ни за что не выгоняй, да не прогневается на тебя Бог. Но если тот сам добровольно захочет оставить ее, то ты прав. Если при этом тот возьмет что из принадлежностей ее, не требуй того от него.

    64. Если захочешь совсем выйти из кельи своей, не бери с собою ничего из принадлежностей ее, но отдай ее какому-либо бедному брату, и Бог ущедрит тебя, куда ни пойдешь.

    65. Ничему так не радуются дьяволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовного своего наставника. Не думай уподобиться отцам, если не будешь подражать трудам их.

    66. Блюди себя от богатства и любви к нему, ибо оно повреждает плоды монашества.

    67. Если борешься с каким искушением, которое теснит тебя, не ослабевай, но простершись перед лицом Бога,

    – 451 –



    скажи: Помоги мне, Господи, потому что я немощный не силен выдержать эту брань, – и Он поможет тебе, если молитва твоя будет исходить от чистого сердца. Если, поборовшись, преодолеешь, не хвались тем и не полагайся на себя, но больше еще блюдись, потому что враг не замедлит устроить тебе новую брань, сильнейшую прежней.

    68. Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми от меня это и дай мне то, – но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешный немощен, не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. – Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.

     

     

    – 452 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Исаия авва. Правила и советы новоначальным инокам // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 444-452.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Электронный текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 12.03.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .