1. Если ты отрекся от мира и предал себя Богу на покаяние, не попускай помыслу своему смущать тебя скорбью относительно прежних грехов твоих, якобы они не прощаются тебе при сем, но опять не неради и о заповедях Господа, потому что иначе Он не простит тебе и прежних грехов твоих.
2. Вот что соблюдай даже до смерти, и не понебреги о сем: не есть вместе с женщиной, не иметь дружбы с юнейшими, не ложиться, когда ты юн, с кем-либо на одной рогоже, кроме брата своего и аввы, – и это со страхом, а не с небрежением; не небрежничай очами своими и когда облекаешься в одежды свои.
3. Если будет нужда, вина принимай до трех чаш, и не нарушай сей заповеди ради дружбы.
4. Не живи в том месте, где ты нагрешил пред Богом, и не неради о службах своих (молитвах), чтоб не впасть в руки врага своего.
5. Понуждай себя поучаться в Псалмах, – и это сохранит тебя от пленения миазмами (страстей). Возлюби всякое озлобление плоти, – и смирятся страсти твои.
– 330 –
6. Попекись не мерить себя в каком бы то ни было деле, – и получишь свободу плакать о грехах своих.
7. Сохраняй себя от лжи: иначе она отгонит страх Божий от тебя.
8. Не открывай пред всеми помыслов своих, чтоб не дать преткновения ближнему своему, но открывай помыслы свои отцам твоим, чтоб благодать Божия покрыла тебя.
9. Понуждай себя к рукоделию своему, – и страх Божий будет жить с тобою.
10. Если увидишь преткновение брата своего не к смерти (Иоан. 5, 16), не уничижай его, чтоб не впасть в руки врагов своих.
11. Сохрани себя от пленения тем, чем грешил, чтоб не возобновились в тебе (грехи твои).
12. Возлюби смирение, – и оно покроет тебя от грехов твоих.
13. Не будь любопрителен, чтоб не вселилось в тебя вселукавство.
14. Предай сердце свое в послушание отцам своим, и благодать Божия будет обитать в тебе.
15. Не будь мудр о себе, чтоб не впасть в руки врагов своих.
16. Приучи язык свой говорить: прости, – и смирение низойдет на тебя.
17. Сидя в келье своей о следующих трех вещах попечение имей всегда: о рукоделии, поучении (чтении и Богомыслии) и о молитве.
18. Помышляй каждодневно: только нынешний день имею я провести в этом мире, – и не согрешишь пред Богом.
19. Не будь чревоугодлив в ястии, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои.
19. Не унывай (не скучай) ни при каком труде, чтоб не вторглись в тебя воздействия врага.
20. Понуждай себя на поучение (чтение и Богомыслие), и покой Божий придет к тебе вскоре: ибо, как развалившийся
– 331 –
дом вне города бывает местом зловония, – так душа ленивого новоначального бывает вместилищем всякой бесчестной страсти.
21. Понуждай себя на многие молитвы со слезами: может быть, Господь помилует тебя и совлечет с тебя ветхого человека грешащего.
22. Содружись со следующими (делами): трудом, бедностью, странничеством, озлоблением плоти и молчанием, ибо от них рождается смирение, а смирение приносит прощение всякого греха.
23. Силен же есть Благий Владыка наш Бог даровать нам силу и познать (должное), и сотворить, да обрящем милость со святыми, соблюдшими заповеди Его. Аминь.
Слово десятое.
Другое слово (к отрекшимся же).
1. Святому Петру Апостолу показал Бог, что не должно ни одного человека почитать скверным, или нечистым (Деян. 10, 15). Поелику освятилось сердце его, то свят стал пред ним всякий человек. А у кого сердце в страстях, пред тем никто не свят, но по страстям, кои в сердце его, думает он, что и всякий человек – таков же. Даже когда скажет ему кто, что такой-то – добрый человек, он тотчас разгневывается на это в сердце своем. Остерегайтесь же уничижать кого не только устами, но и в сердце своем.
2. Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий. Когда же освободится от страстей, стыдится возвести очи свои на небо пред Бога, видя себя крайне отдаленным от Бога.
3. Человек некий имел двух рабов и послал их на поле свое жать пшеницу, приказав, чтоб каждый из них нажал в день по семи ставок (вроде крестцов, или куч). Один из них всю силу употреблял, чтоб исполнить повеленное ему господином его, но исполнить не успел, потому
– 332 –
что дело то превышало силу его, а другой, отчаявшись в успехе, в унынии сказал себе: кто может сделать такое дело в день? и презрев (повеление господина), не заботился о деле, но лег спать, – и то зевал, то спал, то поворачивался с боку на бок, как дверь вертится на пяте своей, – и так весь день потратил попусту. Когда настал вечер, пришли они к господину своему. И он, рассуждая обоих, признал дело старательного слуги (достойным одобрения), хотя он не успел вполне исполнить повеленного, а ленивого нерадивца изгнал из дома своего. Так и нам следует, не падать духом ни в каком труде, и ни при какой скорби, но употреблять силу свою, работая от всей души. И верую, что Бог приимет нас наравне со святыми Своими.
4. Надлежит же всякому человеку многие творить молитвы пред Богом, в великом смирении сердца и тела, не считать себя сделавшим что доброе, ни в каком деле своем не верить похвалам, не оскорбляться укорами, помнить о грехах своих, мирным держать сердце свое со врагами своими и не позволять горькому слову изойти из уст своих, чтоб сказать его им, и укорить их, даже пред любезными (друзьями) своими.
5. Конец всего, – долженствует монах заключить все двери души своей и хранить все чувства свои, чтоб она не пала чрез них, и оберегать себя от тех, которые приносят к нему мирские речи. Блажен, кто довольствуется своими грехами (т.е. сознанием их и оплакиванием, не любопытствуя о чужих).
– 333 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Исаия авва. Заповеди отрекшимся от мира // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 330-333.
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 12.03.2013.