1. Любовь к пытанию Писания рождает споры и вражды, плач же о грехах своих приносит мир. Грех монаху, сидящему в келье своей, если он, оставляя грехи свои, вдается в пытание Писания. Кто предает сердце свое (пытанию), – почему Писание сказало так и так, – прежде, чем стяжет себя самого (стяжет внимание в себе, или власть над собой, или высвободит себя из страстей), тот имеет
– 315 –
сердце пытливое и пленение крайнее, а кто бодренно блюдет, чтоб не быть чем либо пленену, тот любит повергать себя пред лицом Бога.
2. Кто изыскивает, чему бы уподобить Бога, тот хулит Бога, а кто ищет, как бы (совершеннее) почтить Его, тот любит чистоту в страхе Божием.
3. Кто соблюдает словеса Божии, тот познал Бога (1 Иоан. 2, 3), – и таковой исполняет их, как должник (в чувстве неотложного долга).
4. Не ищи высших (даров) Божиих, пока молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет (для него уготовано) место нескверное и чистое.
5. Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов *) и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение).
6. Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму, и на нем утверждает себя, что так есть (на нем утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), – таковой не знает славы Божией и богатства Его; а кто, видя, говорит: не знаю, – человек есмь, и воздает славу Богу, – в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его.
7. Не будь охоч открывать помысл свой всем, а только отцам своим, чтоб не навлечь себе печали в сердце свое.
8. Храни уста свои, да честным будет пред тобою ближний твой (уважение к ближнему да остерегает уста от осуждения его).
9. Приучи язык свой к словесам Божиим с разумом, и ложь убежит от тебя.
10. Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем.
______________________
*) κταται εχθραν. – У св. Исаии εχθρα означает вражью силу, – толпы бесов. Приобретать их есть – наживать, – привлекать.
– 316 –
11. Не желай быть другом славных мира сего, чтоб слава его (чувство зловредности славы его) не притупилась у тебя.
12. Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на него), не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь.
13. Простота и не мерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства. Кто лукаво ходит с братом своим (обходится с ним), того не минует печаль сердечная. Кто говорит одно, а в сердце своем имеет другое в лукавстве, все служение (λειτουργία – молитвы) такового тщетно. Не прилепись к кому-либо из таковых, чтоб не оскверниться ядом его оскверненным. Ходи с незлобивыми, да общником будешь славы их и чистоты.
14. Не имей злобы на человека, чтоб не сделать бесплодными трудов своих. Со всеми будь чистосердечен, да узришь в себе мир Божий. Как когда ужален бывает кто скорпионом, яд сего (последнего) проходит по всему телу и самое сердце повреждает, такова и злоба на ближнего в сердце: яд ее уязвляет душу и в беде бывает она от зла сего. Итак, кто желает пощадить труды свои, чтоб они не пропали даром, пусть поспешит извергнуть из себя сего скорпиона, т.е. лукавство и злобу.
– 317 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Исаия авва. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 315-317.
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 12.03.2013.