. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Исаак Сирин. О вреде безрассудной ревности (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Исаак Сирин
    О вреде безрассудной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств

     

    Человек ревнивый никогда не достигает мира ума, а чуждый мира – чужд и радости. Ибо если мир ума называется совершенным здравием, а ревность противна миру, то, следовательно, тяжкой болезнью страждет тот, в ком есть лукавая ревность. По-видимому ты, человек, обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов, а в действительности свою душу лишил здравия. Поэтому потрудись лучше над оздоровлением своей души. Если же желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в порицании. А ты и другим не помогаешь, и самого себя ввергаешь в тяжкую, мучительную болезнь. Ревность в людях признается не одним из видов мудрости, но одним из душевных недугов, и именно – она есть ограниченность в образе мыслей и великое неведение. Начало Божественной

    _______

    1) Т. е. утешение.

    2) Т. е. то в искушении, то в утешении.

     

    – 418 –




    премудрости – скромность и кротость, которая свойственна великой 1) душе и носит на себе немощи людей. Ибо сказано: вы сильнии немощи немощных носите (Рим. 15, 1), и согрешающего исправляйте духом кротости (Гал. 6, 1). К плодам Духа Святого Апостол причисляет терпение и мир (Гал. 5, 22). Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все сии телесные дела. Дела телесные без печали ума – то же, что и тело неодушевленное. Кто скорбит сердцем, а чувствам своим дает свободу, тот подобен больному, который страждет телесно, а у которого уста отверсты для всякой вредной ему снеди. Кто скорбит сердцем, а чувствам своим дает свободу , тот подобен человеку, который, имея единородного сына, мало-помалу закалает его своими руками. Печаль ума – драгоценное Божие даяние. Кто переносит ее как должно, тот подобен человеку, носящему в членах своих святыню. Человек, который дал волю языку своему говорить о людях и доброе и худое, недостоин сей благодати. Покаяние и сношения с людьми – то же, что разбитая бочка. Честолюбие и вместе заушения – то же, что в меду омоченный меч.

    Целомудрие и беседа с женщиною – то же, что львица с овцой в одном доме. Дела без милосердия пред Богом – то же, что человек, который закалает сына перед отцем его. Кто немощен душою – и исправляет друзей своих, тот подобен человеку, который слеп глазами – и указывает другому дорогу 2).

    Милосердие и правосудие в одной душе – то же, что человек, который в одном доме поклоняется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин, и при

    _______

    1) У Паисия после слова "великая" стоит: "и крепкие души, и твердейшего мудрования".

    2) Ср. Матф. 15, 14.

     

    – 419 –




    воздаянии не допускает склонения на одну сторону или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется; кто достоин зла, тому не воздает (злом), и кто достоин добра, того преисполняет (с избытком). И если в одном есть часть справедливости, то в другом есть часть злобы 1). Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие – в одной душе. Как песчинка не выдерживает равновесия с большим весом золота, так требования правосудия Божия не выдерживают равновесия в сравнении с милосердием Божиим.

    Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадения всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостью. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей. Быть злопамятным – и молиться, значит то же, что сеять на море – и ждать жатвы. Как светлости огня невозможно поставить преграду, чтобы не восходила она вверх, так и молитвам милосердых ничто не препятствует восходить на небо. Каково течение воды на покатом месте, такова сила раздражительности, когда найдет себе доступ в ум наш. Кто в сердце своем стяжал смирение, тот мертв стал для мира, и омертвевший для мира омертвел

    _______

    1) На первый взгляд может показаться странной мысль, что в правосудии есть часть злобы; но эта мысль верная; надо только понять ее правильно. Возьмем такой случай. Человек занимался убийством, разбоем, кражей в течение многих лет и потом впал в какое-нибудь несчастье. Тот, кто не пожалеет этого преступника, а подвергнет его надлежащей каре, будет справедливым, но не будет милосердным. Таким образом, желающий быть справедливым не может быть милосердным. Поэтому преп. Исаак и говорит, что милосердие противоположно правосудию. А если правосудие противоположно милосердию, то значит, в нем есть немилосердие, т. е. злоба. Это не значит, конечно, что правосудие есть порок; нет, оно есть добродетель и одно из свойств Божиих; но это значит только, что оно ниже милосердия, потому что, как говорил Ап. Иаков (2, 13), "милость превозносится над судом". (Из примечания Никифора Теотоксиса).

     

    – 420 –




    для страстей. Кто омертвел сердцем для своих близких, для того мертв стал диавол. Кто обрел зависть, тот обрел с нею диавола.

    Бывает смирение от страха Божия, и бывает смирение из любви к Богу: иной смиряется по страху Божию, другой – по радости. И смиренного по страху Божию сопровождают во всякое время скромность во всех членах, благочиние чувств и сокрушенное сердце, а смиренного по радости сопровождают великая простота, сердце возрастающее и неудержимое.

    Любовь не знает стыда, потому не умеет придавать членам вид благочиния. Любви естественно не стыдиться и забывать меру свою. Блажен, кто нашел тебя, пристань великой радости! Собрание смиренных возлюбленно Богом, как собор Серафимов. Драгоценно пред Богом тело целомудренное паче чистой жертвы. Ибо две сии добродетели, т. е. смирение и целомудрие, уготовляют в душе залог Троицы.

    К друзьям своим входи благоговейно; когда будешь так поступать, принесешь пользу и себе и им, потому что душа часто под предлогом любви свергает с себя узду осторожности. Остерегайся бесед, потому что не во всякое время они полезны. В собраниях предпочитай молчание, потому что удерживает оно от многого вреда. Наблюдай за чревом, но не как за зрением 1), потому что внутренняя брань, без сомнения, легче внешней. Не верь, брат, что внутренние помыслы могут быть остановлены без приведения тела в доброе и чинное состояние. Бойся привычек больше, нежели врагов. Питающий в себе привычку 2– то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другого 3) зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды и требование ее не

    _______

    1) Обуздывай чрево, а еще более – зрение.

    2) Худую.

    3) Т. е. привычки и огня

     

    – 421 –




    будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой. А если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя гораздо с большею силою.

    Храни это в памяти касательно всего, потому что помощь предосторожности для тебя важнее помощи самых дел. Кто любит смех и любит осмеивать людей, тот да не будет тебе другом, потому что ведет тебя к привычке предаваться расслаблению. Не весели лица своего с тем, кто распущен в жизни своей; но берегись, чтобы не возненавидеть его: если же пожелает восстать, подай ему руку и до смерти прилагай попечение о том, чтобы приобрести его. Если же ты еще немощен, то отвращайся и от врачевания сего, ибо сказано: дай ему конец жезла твоего, и проч 1). С тем, кто высокоумен и страждет завистью, говори осторожно. Ибо, как скоро скажешь что, дает он словам твоим в сердце своем какое ему угодно толкование и в том, что есть в тебе доброго, находит средством сделать преткновение и другим; и слова твои в уме его извращаются сообразно с его недугом. Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, сделай печальным лице свое. Как скоро сделаешь это, и пред Богом, и пред ним окажешься охраняющимся.

    Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым

    _______

    1) "Если же ты еще немощен", т. е. немощен душею, и если. подавая руку помощи тому, кто распущен в жизни своей, можешь впасть в те же страсти, каким подвержен он, то ты должен отвращаться даже и от оказания такой помощи, чтобы, желая уврачевать другого, самому тебе не впасть в болезнь еще худшую. А что значат слова "дай ему конец жезла твоего" и кому принадлежат они, неизвестно (Из примечания Никифора Теоксиса). Нам думается, что последние слова представляют собою начало пословицы или изречения, смысл которого, вероятно, такой: "дай ему конец жезла твоего, а он увлечет тебя к себе вместе с ним" т. е. смысл тот же, что в нашей пословице: "коготок увяз – всей птичке пропасть"; иначе говоря: "только начни делать что-нибудь дурное, а там уже не остановишься".

    2) Худую.

    3) Т. е. привычки и огня

     

    – 422 –




    словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда твоя веселость в его сознании побеждает твое даяние т. е. (она) выше удовлетворения потребностей тела. В тот день, когда отверзешь уста свои и станешь говорить что на кого-либо, считай себя мертвым для Бога и суетным во всех делах своих; хотя бы помысл побуждал тебя сказать, по-видимому, нечто по справедливости и к созиданию. Ибо какая нужда человеку разорять собственное свое здание и поправлять здание друга своего?

    В тот день, в который печалишься о ком-либо страждущем каким-либо недугом, о человеке добром или злом, страждущем телесно или мысленно, почитай себя мучеником и взирай на себя как на пострадавшего за Христа и на сподобившегося стать исповедником. Ибо помни, что Христос умер за грешных, а не за праведных. Смотри, каково это великое дело – скорбеть о людях злых и благодетельствовать грешным паче праведных! Апостол воспоминает о сем, как о деле, достойном удивления (Римл. 5, 6-8). Если можешь оправдаться сам в себе, в душе своей, то не заботься искать другого оправдания. Во всех делах твоих да предваряют у тебя телесное целомудрие и чистота совести. Ибо без них суетно пред Богом всякое дело. О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному.

    Праведник немудрый – светильник при (свете) солнца. Молитва злопамятного – сеяние на камне. Немилостивый подвижник – бесплодное древо. Обличение из зависти – ядовитая стрела. Похвала льстеца – скрытая сеть. Глупый советник – слепой страж. Пребывание с неразумными – поранение сердца. Беседа с благоразумными – сладкий источник. Мудрый советник – стена упования. Глупый и неразумный друг – хранилище вреда. Лучше видеть живущего с плачущими женщинами, нежели мудрого, следующего за

     

    – 423 –




    глупым. Лучше жить со зверями, нежели поселиться с людьми худого поведения. Лучше пребывай с коршунами 1), нежели с человеком любостяжательным и ненасытным. Лучше будь другом убийце 2), нежели любителю споров. Лучше беседуй со свиньей, нежели с чревоугодником, потому что свиное корыто лучше прожорливых уст. Живи лучше с прокаженными, нежели с гордыми. Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи; будь кроток и не ревностен во зле 3).

    Самооправдание – не христианского жития дело; об этом нет и намека в учении Христовом. Веселись с веселящимися и плачь с плачущими 4), ибо это – признак чистоты. С больными – болезнуй, с грешными – проливай слезы, с кающимися – радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своею пребывай один. Принимай участие в страданиях всякого, а телом своим будь далеко от всех. Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду свою над согрешающим и покрой его. Если не можешь взять на себя грехов его и понести за него наказание и стыд, то будь, по крайней мере, терпелив и не стыди его. Знай, брат, что для того нам и надобно не выходить из дверей келии, чтобы не знать худых дел человеческих; и тогда в чистоте ума своего во всех увидим людей святых и добрых. Если же станем обличать, вразумлять, судить, исследовать, наказывать, укорять, то жизнь наша чем будет отличаться от жизни городской? И если не оставим этого, что будет хуже пребывания в пустыне? Если не безмолвствуешь сердцем, безмолвствуй, по крайней мере, языком. Если не можешь держать в благоустройстве свои помыслы,

    _______

    1) С хищными прицами, питающимися трупами.

    2) В надежде его исправления.

    3) Ср. Пс. 36, 1. 7. 8.

    4) Римл. 12, 15.

     

    – 424 –




    то хотя чувства свои сделай благоустроенными. Если не один ты мыслию своею, то будь один хотя телом своим. Если не можешь потрудиться телом своим, поскорби хотя умом. Если не можешь бодрствовать стоя, то бодрствуй сидя или и лежа на ложе твоем. Если не можешь поститься в продолжение двух дней, постись, по крайней мере, до вечера. А если не можешь и до вечера, то остерегайся пресыщения. Если не свят ты сердцем своим, то будь чист хотя бы телом. Если не плачешь в сердце своем, то, по крайней мере, облеки в плач лице свое. Если не можешь миловать, то говори, что ты грешен. Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа. Не можешь стать рачительным, по крайней мере, в образе мыслей своих будь не как ленивый. Если ты не победитель, то не превозносись мыслию над теми, которые подлежат ответственности. Если не в состоянии заградить уста клевещущему на друга своего, то, по крайней мере, остерегись от общения с ним.

    Знай, что если от тебя выйдет огнь 1) и пожжет других, то Бог от руки твоей взыщет души, пораженные огнем твоим. Если ты и не ввергаешь огнь, но соглашаешься с ввергающим и услаждаешься этим, то на суде будешь сообщником его. Если любишь кротость – пребывай в мире. И если сподобишься мира, то во всякое время будешь радоваться. Взыщи разума, а не золота; облекись в смирение, а не в виссон; стяжи мир, а не царство.

    Разумен – только имеющий смирение, а не имеющий смирения не будет разумен. Смиренномудр – только мирный, а немирный – не смиренномудр; и мирен – только радующийся. На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога. Сердце не умиряется от труда и преткновений, пока не придет в него надежда, и не умирит сердца, и не

    _______

    1) Огонь соблазна.

     

    – 425 –




    прольет в него радости. О ней-то изрекли достопоклоняемые и исполненные святости Уста: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28). Приблизься, говорит, к надежде на Меня, и успокоишься от труда и страха.

    Надежда на Бога возвышает сердце, а страх геенны сокрушает его. Свет ума порождает веру; а вера порождает утешение надежды; надежда же укрепляет сердце. Вера есть откровение разумения 1), и когда помрачится ум, вера сокрывается, господствует над нами страх и отсекает нашу надежду. Вера, происходящая от учения, не освобождает человека от гордости и сомнения; освобождает же та, которая зрится разумением 2) и воссиявает (в разуме) и называется познанием и явлением истины. Пока ум не разумевает Бога, как Бога, явлением разумения 3), не приближается к сердцу страх. Когда бывает попущено впасть нам в омрачение и утратить это разумение, то, пока не смиримся, тогда бывает в нас страх, пока не приблизит нас к смирению и покаянию.

    Сын Божий претерпел крест: потому мы, грешные, будем смело полагаемся на покаяние. Ибо, если один только (внешний) вид покаяния в царе Ахаве отвратил от него гнев 4), то не будет для нас бесполезной действительность нашего покаяния. Если один образ смирения в нем, без истины (покаяния), отвратил от него гнев, то не тем ли паче отвратит от нас, истинно печалящихся о грехах

    _______

    1) Т. е. дарования от Бога разумения.

    2) Даруемым от Бога.

    3) Т. е. разумением, явленным от Бога.

    4) 3 кн. Царств, 21 гл., 27-29 ст. Преп. Исаак хочет этим сказать, что покаяние Ахава выразилось только внешним образом: он "разодрал одежды свои и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально". Так сказано в еврейском тексте этого места книги Царств, которым, по-видимому, пользовался преп. Исаак; но в греческом тексте есть слова, которых нет в еврейском, и из которых видно, что покаяние Ахава было не только внешним, а именно, сказано, что: "умилился перед Господом, ходил и плакал".

     

    – 426 –




    наших? Скорби ума достаточно к тому, чтобы заменить всякое телесное делание.

    Святой Григорий говорит: тот – храм благодати, кто сорастворен с Богом и всегда озабочен мыслию о суде Его. Что же значит иметь попечение о Суде Его, как не искать всегда упокоения Его, как не печалиться, не заботиться непрестанно о том, что не можем достигнуть совершенства по немощи естества нашего? Иметь непрестанную печаль о сем – значит непрестанно носить в душе своей памятование о Боге, как сказал блаженный Василий. Нерассеянная молитва производит в душе ясную мысль о Боге. И водружение нами в себе Бога помятованием – вот вселение в нас Бога. Так соделываемся мы храмом Божиим. Вот это и есть попечение и сердце сокрушенное – для уготовления покоя Ему! Ему слава во веки! Аминь.

     

    – 427 –




     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1993 (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст целиком в нашем формате.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Электронный текст из библиотеки сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Страница добавлена 20.04.2011.
    Последнее обновление 01.11.2018.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .