. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Исаак Сирин. О любви к Богу, об отречении от мира и об упокоении в Боге (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Исаак Сирин
    О любви к Богу, об отречении от мира и об упокоении в Боге

     

    Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем едином имеет себе упокоение. Отрешись прежде от всякого внешнего союза, а тогда возможешь быть сердцем в союзе с Богом, потому что единению с Богом предшествует отрешение от вещества. Хлеб дается в пищу младенцу после того, как откормлен он молоком: человек, который хочет преуспевать в Божественном, должен прежде устранить себя от мира, как младенец от объятий и сосцов материнских. Телесное делание предшествует душевному, как персть предшествовала душе, вдунутой в Адама. Кто не снискал телесного делания, тот не может иметь и душевного, потому что последнее рождается от первого, как колос из голого пшеничного зерна. А кто не имеет душевного делания, тот лишается и духовных дарований.

    _______

    1) Т. е. человечества.

    2) Рим. 8, 19. 21.

    3) Мысленных.

     

    – 276 –




    Страдания, в настоящем веке переносимые за истину, нейдут в сравнение с услаждением, какое уготовано страждущим за доброе. Как за сеющими в слезах следуют рукояти 1) радования (Пс. 125, 5. 6), так и за злостраданием ради Бога последует радость. Сладок кажется земледельцу хлеб, добытый потом: сладки и делания ради правды сердцу, приявшему ведение Христово. С благою волею претерпи и уничижение и смирение, чтобы иметь тебе дерзновение пред Богом. Человек, с ведением терпящий всякое жестокое слово, когда сам не сделал предварительно неправды сказавшему его, возлагает этим на главу свою терновый венец, однако же блажен, потому что нетленно увенчивается во время, которого не ведает.

    Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век. Кто говорит, что оставил мир, и ссорится с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, хотя добровольно оставив целое тело, ратует и ссорится из-за дного его члена. Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностью, тот раб страстей. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность, но и все что бы то ни было, к чему привязана воля твоя. Не хвали того, кто злостраждет телесно, но у кого дана воля чувствам, разумею же слух, зияющие и неудержимые уста и рассеянные очи. Когда ставишь душе твоей пределы, так чтобы устроять себя милосердием 2), приучай душу свою не искать оправдания в других делах 3), чтобы не оказалось, что делаешь одною рукою и расточаешь

    _______

    1) Снопы.

    2) Т. е. когда положишь милосердие в основание всех твоих добродетелей.

    3) Т. е. не будь грешен в других отношениях, если, напр. благодетельствуя бедным, не будешь прощать обид.

     

    – 277 –




    другою, ибо там потребность в сердоболии, а здесь в широте сердца. Знай же, что оставлять грехи должникам принадлежит к делам справедливости. Тогда увидишь тишину и светлость повсюду в уме твоем. Когда вступишь на путь правды, тогда прилепишься к свободе во всяком деле 1).

    Некто из святых сказал об этом: "слеп милостивый, если не бывает справедлив; разумею же, что должен давать другому из добытого собственными усилиями и трудами, а не из добытого ложью, неправдой, ухищрениями". И еще он же в другом месте сказал: "если угодно сеять в нищих, то сей из собственного. А если вознамеришься сеять из чужого, то знай, это – самые горькие плевелы". А я присовокупляю, что если милостивый не бывает выше своей справедливости 2), то он не милостив, то есть милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их. А когда препобедит справедливость милостыней, тогда увенчивается не подзаконными венцами праведников, но евангельскими венцами совершенных. Ибо подавать нищим из собственности своей, одеть нагого, любить ближнего как себя самого, не обижать, не лгать – это провозглашал и закон ветхий; совершенство же евангельского домостроительства повелевает так: от взимающего твоя не истязуй, и всякому просящему дай (Лук. 6, 30). И должно с радостью терпеть не только неправедное отъятие какой-либо вещи и прочее внешнее, но и самую душу полагать за брата. Этот – милостив, а не тот, кто подаянием только оказывает милость брату

    _______

    1) В сирийском тексте это место имеет такой смысл: "Но это случится тогда, когда ты на своем пути возвысишься над точкой зрения лишь долга и справедливости, и во всем дашь свободе возможность деятельности" .

    2) В сирийском тексте так: "А я говорю, что милосердный даже и тогда не истинно милосерд, если он еще не возвысился над простою справедливостью".

     

    – 278 –




    своему! Но и тот милостив, кто услышит или увидит что-либо опечаливающее брата его, и сострадает сердцем; а равно и тот, кто, будучи заушен братом своим, не возымеет столько бесстыдства, чтобы отвечать и опечалить сердце свое.

    Почти делание бдения, чтобы найти тебе утешение близким к душе твоей. Занимайся чтением в безмолвии, чтобы ум твой всегда возводим был к чудесам Божиим. Возлюби с терпением нищету, чтобы собрать воедино ум свой от парения. Возненавидь жизнь пространную 1), чтобы помышления свои сохранить безмятежными. Удерживайся от многих 2) и заботься об одной душе своей, чтобы спасти ее от расточения внутренней тишины. Возлюби целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом. Приобрети чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем. Остерегайся малого 3), чтобы не впасть в большое. Не будь ленив в делании своем, чтобы не постыдиться, когда станешь среди друзей своих, и не оказаться не имеющим путевого запаса 4), почему друзья оставят тебя одного среди пути. С ведением веди дела свои, чтобы не быть отклонену ими от всего течения твоего 5). Приобрети свободу в жизни своей, чтобы освободиться от бури 6). Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов. В одеянии своем люби бедные одежды, чтобы уничижить рождающиеся в тебе помышления, то есть высокоумие сердца. Кто любит блеск, тот не может приобрести смиренных мыслей,

    _______

    1) Т. е. излишнее упокоение в жизни.

    2) От обращения со многими людьми.

    3) От малых погрешностей.

    4) Без дел благих, которые сопровождают нас в будущую жизнь.

    5) Т. е. чтобы вовсе не оставить путь добродетели.

    6) Т.е. от страстей.

     

    – 279 –




    потому что сердце внутренно отпечатлевается по подобию внешних образов 1).

    Кто, любя пустословие, может приобрести чистый ум? Кто, домогаясь уловить людскую славу, может приобрести смиренные помыслы, или кто, будучи невоздержным и изнежив свои члены, может сделаться чист умом и смирен сердцем? Когда ум увлекается чувствами, тогда и он ест с ними звериную пищу 2). А когда чувства увлечены умом, тогда они приобщаются с ним ангельской пищи.

    За смиренномудрием следует воздержность и самоограничение; а тщеславие – служитель блуда и дело гордыни. Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание, украшает же и душу целомудрием; а тщеславие, по причине непрестанного мятежа и смущения помышлений своих, из всего встречающегося собирает нечистые сокровища и оскверняет сердце. Оно так же непотребным взором смотрит на природу вещей и занимает 3) ум срамными представлениями; а смиренномудрие духовно ограничивает себя созерцанием и приобретшего оное возбуждает к славословию.

    Творящих знамения, чудеса и силы в мире – не приравнивай к безмолвствующими с ведением. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу. Лучше тебе самого себя разрешить от уз греха, нежели рабов освобождать от рабства. Лучше тебе умириться с душою твоею в единомыслии тройственного в тебе состава, то есть тела, души и духа, нежели учением своим умиротворять разномысленных. Ибо Григорий говорит: "хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека соделать себя чистым

    _______

    1) В сирийском тексте так: "потому что внутренность сердца необходимо должна согласоваться с внешним образом действий.

    2) Т. е. увлекается страстями.

    3) В сирийском тексте: "разжигает ум нечистыми мыслями".

     

    – 280 –




    для Бога". Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего подобно реке источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших.

    Многие совершали силы 1), воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса; руками их многие приведены к богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили 2) самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были еще в душевном недуге, и не заботились о здравии душ своих, но, пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога 3) указанным выше образом. Ибо немощь чувств их не в состоянии была сретить и вынести пламень вещей, которые обыкновенно приводит в рассвирепение лютость страстей, ибо им нужно было еще охранение, именно: чтобы вовсе не видать женщин, не предаваться покою 5), не приобретать серебра и других вещей, не начальствовать над другими, не быть выше кого-нибудь.

    Пусть лучше считают тебя необразованным за малость в тебе уменья прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство 6). Будь нищ ради смирения, и не будь богат ради бесстыдства. Тех, которые держатся учения противного твоему, обличай силою добродетелей своих, а не убедительностью слов своих. Кротостью и спокойствием уст

    _______

    1) В сирийском тексте: "чудеса".

    2) Душевно.

    3) Т. е. надежду на спасение.

    4) В сирийском тексте: "упомянутыми выше страстями".

    5) В сирийском тексте: "наслаждение жизнью".

    6) В сирийском тексте: "пусть лучше глупые обвиняют тебя в необразованности, чем умные – в дерзости".

     

    – 281 –




    своих заграждай уста бесстыдства непокорным и заставляй их умолкнуть. Обличай невоздержных благородством жития своего, а тех, у кого бесстыдны чувства, – воздержностью очей своих.

    Все дни жизни своей, куда бы ни пришел ты, признавай себя странником, чтобы в состоянии быть тебе избавиться от вреда, порождаемого вольностью в обращении. Во всякое время думай о себе, что ничего не знаешь, чтобы избежать тебе порицания – по подозрению, будто бы ты хочешь по-своему установить мнение другого. Благословляй всегда устами, и не будут тебя злословить, потому что от злословия рождается злословие, а от благословения – благословение. Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, – и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым. Не преподавай другому того, чего сам не достиг 1), чтобы не было тебе стыдно себя самого и по сличении жития твоего не открылась ложь твоя. Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властью и бесстыдством, и наперед сам себя осуди, и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения и побудить их выслушать речь твою и приступить к деланию, и будешь почтен в глазах их. Если можешь, то в подобных случаях говори со слезами, чтобы доставить пользу и себе, и слушающим тебя, и будет с тобою благодать Божия.

    Если приял ты благодать Божию и сподобился насладиться зрением судеб Божиих и видимых тварей, что составляет первую степень ведения 2), то приуготовь себя и вооружись против духа хулы. Но не стой в стране этой без оружия, чтобы не умереть тебе вскоре от подстерегающих и обольщающих тебя. Оружием же твоим да будут слезы и непрестанный пост. Остерегайся читать учения еретические, потому что сие всего чаще вооружает

    _______

    1) Делом.

    2) Духовного.

     

    – 282 –




    на тебя духа хулы. А когда наполнишь чрево, не имей бесстыдства входить в исследование каких-либо предметов и понятий Божественных, чтобы не раскаиваться. Разумей же, что говорю тебе: в наполненном чреве ведения таин Божиих нет. Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием, потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих, укрепляют его собою, своею тонкостью приуготовляют его к приобретению светозарных мыслей и делают, что в чистоте идет он к уразумению тварей Божиих. Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутствие в силе Промысла Его о всяком роде, и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии. Таковое чтение помогает твоему намерению. Чтение же твое да будет в невозмущаемой ничем тишине: и будь свободен от многопопечительности в теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе своей сладчайший вкус сладостным уразумением, превосходящим всякое чувство, и чтобы душа твоя ощутила через пребывание свое в том 1). Слова людей благоискусных 2) да не будут для тебя словами лицемеров, торгующих словом Божиим, чтобы не остаться тебе во тьме до конца жизни своей, не лишиться пользы от сих слов, и во время брани не прийти в смятение, как смущенному 3), и не впасть в яму, под видом добра.

    Во что ни намеревался бы ты вникнуть, признаком вшествия 4) внутрь пусть будет для тебя следующее. Когда благодать начнет отверзать очи твои к ощущению зрения предметов в их

    _______

    1) Т. е. в чтении Евангелия.

    2) Опытных в деле.

    3) В сирийском тексте: "как ночью".

    4) Древ слав. перевод показывает, что здесь вместо: του μη εισελθειν, должно читать без отрицания: του εισελθειν. В сирийском тексте тоже нет отрицания.

     

    – 283 –




    действительности 1), тогда очи твои тотчас начнут изливать ручьями слезы, так что не раз множеством их омоются ланиты твои. И тогда брань чувств утихает и скрывается внутри тебя. Если кто будет учить тебя противно сему, не верь ему. Кроме слез, не ищи другого более явного признака в теле. Когда же ум возвысился над тварями, тогда и для тела прекращаются слезы и всякое возбуждение и ощущение.

    Мед обрет, яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши (Прит. 25, 16). Естество души удободвижно и легко: иногда восторгаясь, вожделевает она восходить высоко и дознавать, что превыше ее естества. Нередко из чтения Писаний и воззрения на вещи постигает нечто. Когда же будет попущено, и сравнит она себя с постигнутым ею, тогда оказывается, что она в мере смотрения своего ниже и меньше того, до чего простерлось ведение ее, а потому в помышлениях своих облекается в страх и трепет, и в боязни, как бы устыдившись того, что отважилась коснуться высших ее духовных предметов, спешит снова возвратиться в ничтожество свое. По причине страха, внушаемого предметами 2), находит на нее какая-то боязнь, и рассудительность дает указание уму души обучаться молчанию и не быть бесстыдным, чтобы не погибнуть и не искать превосходящего ее, не допытываться того, что выше ее. Поэтому когда дана тебе возможность уразумевать – уразумевай, и не касайся с бесстыдством таин, но поклоняйся, славословь и благодари в молчании. Как нехорошо есть много меда, так не входи и в исследование 3) о словесах Божиих, чтобы, при желании всматриваться в отдаленные предметы, не приблизившись еще к ним, по неудобству пути, не изнемогла и не повредилась у тебя сила

    _______

    1) Т. е. истинного вида предметов.

    2) Духовными, высшими ее.

    3) Разумеется дерзновенное, самочинное исследование тайн, сокрытых в Писании.

     

    – 284 –




    зрения. Ибо иногда вместо действительности видишь какие-то призраки. И ум, когда придет в уныние от изыскания, забывает цель свою. Посему прекрасно сказал Соломон, что, якоже град неогражден, так и человек нетерпеливый (см.: Прит. 25, 29). Итак, очищай, человек, душу свою, свергни с себя попечение о том, что вне твоего естества, на помышления и движения свои повесь завесу целомудрия и смирения, и через это найдешь, что внутри твоей природы, потому что смиренномудрым открываются тайны.

    Если намерен ты предать душу свою на дело молитвы, очищающей ум, и на пребывание в бодрствовании ночью, чтобы приобрести светлый разум, то удаляйся от зрения мира, прекрати беседы с людьми и не желай принимать по обычаю в келию свою друзей, даже под предлогом пользы 1), кроме единонравных, единомысленных с тобою и сотаинников твоих; бойся смущения душевной беседы 2), которое обыкновенно происходит непроизвольно; по отсечении, отрешении и совершенном прекращении внешней беседы. С молитвою твоею сопряги милостыню, и душа твоя узрит свет истины. Ибо в какой мере сердце перестает тревожиться внешними предметами, в такой же – ум может через уразумения мыслей 3) доходить до постижения и дел Божественных и до изумления (ими). Ибо душе обычно скоро заменять (человеческие собрания собеседованием с Богом и словесами Божиими и) 4) одну беседу другою, если постараемся показать малую рачительность. А чтобы заменить одно собеседование другим, занимайся чтением Писания, открывающим тебе путь тонкости созерцания, и житиями святых, хотя сначала и не ощутишь сладости, по причине

    _______

    1) В сирийском тексте: "даже с благочестивыми целями".

    2) Т. е собеседования с Богом, о котором говорится ниже.

    3) Или непосредственно внушаемых Богом человеку, или заключающихся в Св Писании.

    4) Слова, заключенные с скобках, дополнены из древн. слав. перевода; в сирийском тексте их тоже нет.

     

    – 285 –




    омрачающей близости вещей. И когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о Божественных Писаниях, какие прочел, и сим размышлением приведется в забвение память о мирском, а таким образом приходит ум в чистоту. Это и значит написанное, что душа приемлет помощь от чтения, когда станет на молитву, и также от молитвы просвещается в чтении. И чтение, опять, вместо внешней примеси, доставляет пищу разным видам молитвы, а потому и чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно.

    Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. Тело крайне болезненное отвращается и не терпит тучных снедей, – и ум, занятый мирским, не может приблизиться к исследованию Божественного. Огонь не возгорается в сырых дровах, и божественная горячность не возжигается в сердце, любящем покой. Блудница не остается в любви к одному, и душа, привязанная ко многим вещам, не пребывает в Божественных учениях. Как тот, кто не видал своими глазами солнца, не может кому-либо описать его света по одному слуху, даже и не ощущает его света, так и не вкусивший душою своею сладости духовных дел.

    Если имеешь что лишнее для дневной потребности, раздай это нищим и иди с дерзновением приносить молитвы свои, т. е. беседуй с Богом, как сын с отцом. Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня, и ничто не производит в душе такой тишины, как произвольная нищета. Лучше, чтобы многие называли тебя невеждой за простоту, нежели – мудрым и совершенным по уму за славу 1). Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку, чтобы принять милостыню, не

    _______

    1) В сирийском тексте: "за твою бережливость".2

     

    – 286 –




    откажи ему, потому что в это время он, без сомнения, скуден как один из нищих. Когда же подаешь, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил он. Ибо сказано: посли кусок твой на лице беднаго, и не по многом времени найдешь воздаяние (Еккл. 11, 1) 1). Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного; пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру, потому что душа посредством телесного 2) скоро привлекается в страх Божий. И Господь разделял трапезу с мытарями и блудницами, и не отлучал от себя недостойных, чтобы сим способом всех привлечь в страх Божий и чтобы посредством телесного приблизились к духовному. Поэтому благотворением и честью уравнивай всех людей, будет ли кто иудей, или неверный, или убийца, тем паче, что и он брат тебе, одной с тобой природы, и по неведению заблудился от истины.

    Когда сделаешь кому добро, не жди от него воздаяния: и за то и за другое вознаградит тебя Бог 3). А если возможно для тебя, делай добро и не ради будущего воздаяния. Если возложишь на душу свою правило нищеты, и, по благодати Божией, освободишься от попечений, и нищетой своею станешь выше мира, то смотри, не возлюби стяжания по нищелюбию, для подаяния милостыни, не ввергни души своей в смятение тем, что будешь брать у одного и давать другому; не уничтожь чести своей зависимостью от людей, прося у них, и не утрать свободы и благородства ума своего в попечении о житейском, потому что степень твоя выше степени милостивых; нет, прошу тебя, не будь зависимым.

    _______

    1) В нашем тексте: "Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его".

    2) Благодеяния.

    3) В сирийском тексте:"потом вдвое воздаст тебе Бог".

     

    – 287 –




    Милостыня подобна воспитанию детей, а безмолвие – верх совершенства. Ежели есть у тебя имение, расточи его вдруг. Если же ничего не имеешь, и не желай иметь. Очисти келию свою от роскоши и от излишеств, потому что сие поведет тебя к воздержанию невольно, хотя бы ты и не хотел. Скудость вещей учит человека воздержанию; а когда дозволим мы себе послабление относительно вещей, тогда не в состоянии будем воздерживать себя.

    Одержавшие победу в брани внешней – избавились и от внутреннего страха, и ничто насильственно не теснит их, не беспокоятся они бранью, угрожающей им спереди или сзади 1); разумею же брань, воздвигаемую на душу чувствами и нерадением, как то слухом и языком, или когда даем и берем. Все это, входя в душу, производит в ней ослепление. И при наступлении внешнего смятения не может она быть внимательной к себе в воздвигаемой на нее тайной брани, и тишиною побеждает внутренние восстания 2). А когда кто затворит врата градские, т. е. чувства, тогда ратует внутри и не боится находящихся в засаде вне града.

    Блажен, кто знает это, пребывает в безмолвии и не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность заменил трудом молитвенным и верит, что, пока трудится с Богом и на

    _______

    1) Брань сзади, или внешняя борьба, есть смятение, которое производится в душе занятиями, рассеивающими ее внешними вещами, что препятствует ей вести брань спереди, или внутреннюю борьбу против себя самой, с нераздельным вниманием.

    2) В сирийском тексте это место читается так: "Те, которые одержали победу в борьбе внешней, удалили также и внутренний страх; и никакое (вражеское) принуждение не может уже их насильственно увести в плен, терзая их бранью спереди и сзади. Внешней борьбой называю я ту, которую человек возбуждает безрассудно против своей собственной души посредством чувств, именно посредством взятия и давания, слушания и видения, говорения и чревоугодия, и посредством того, что он непрестанно налагает на душу свою много настоятельных дел, так что она, ослепленная смятением, теснящим ее извне, не в состоянии ясно видеть в скрытой, возбужденной против нее брани – и спокойствием побеждать смущения, возникающие внутри ее".

     

    – 288 –




    Него возлагает попечение день и ночь, не будет иметь недостатка в чем-либо крайне необходимом; потому что для Бога удаляется от рассеяния и от труда. Если же кто не может пребывать в безмолвии без рукоделия, то пусть работает, пользуясь рукоделием как пособием, а не для выгод, из корыстолюбия. Рукоделие назначается для немощных, а для более совершенных оно бывает причиною смятения. Ибо неимущим 1) и малодушным Отцы положили заниматься работою, но не как делом необходимым.

    В то время как Бог внутренно приводит сердце твое в умиление, непрестанно твори поклоны и коленопреклонения. Не попускай сердцу своему заботиться о чем-нибудь, когда демоны начнут убеждать тебя 2) заниматься другими делами, и тогда смотри, и дивись, что произойдет у тебя из этого. Ничто другое в подвижнических борениях не бывает так важно и трудно и не возбуждает такой зависти в бесах, как если повергает кто себя пред крестом Христовым, молясь день и ночь, и бывает как бы со связанными назади руками 3). Хочешь ли не охладеть в своей горячности и не обнищать слезами, – направь себя к этому, и блажен ты, человек, если о сказанном тебе будешь заботиться день и ночь и не станешь домогаться ничего другого, кроме этого. Тогда воссияет внутри тебя свет, и правда твоя возблистает скоро, и будешь как сад цветущий и как источник, неоскудевающей воды.

    Смотри, какие блага порождаются человеку от подвижничества. Нередко бывает, что человек преклонил колена в молитве, и руки его воздеты к небесам, лицо устремлено на крест Христов, и все помышления свои собирает он воедино в молитве к Богу, и в то время, как человек

    _______

    1) Чтение греческого текста подтверждается древними переводами славянским и сербским. В сирийском тексте: "стесненным".

    2) Через помыслы.

    3) В сирийском тексте: "пока человек днем и ночью лежит на лице своем со сложенными назад руками.

     

    – 289 –




    молится Богу со слезами и умилением, в тот самый час вдруг внезапно начинает бить в сердце его источник, изливающий услаждение, члены его расслабевают, очи закрываются, лицо поникает к земле и помышления его изменяются, так что не может он делать поклонов от радости, возбуждающейся во всем теле его. Обрати внимание, человек, на то, что читаешь. Ибо если не будешь подвизаться, то не обретешь, и если не будешь с горячностью ударять в двери и непрестанно бодрствовать, то не будешь услышан.

    Кто, слыша это, пожелает внешней праведности 1), кроме неспособного пребывать в безмолвии? Впрочем, если кто не может упражняться в безмолвии (потому что благодатью Божиею дается человеку быть внутри двери 2), то пусть не оставляет другого пути, чтобы иначе не лишиться обоих путей жизни 3). Пока внешний человек не умрет для всего мирского, не только для греха, но и для всякого телесного делания, а также и внутренний человек – для лукавых мыслей, и не изнеможет естественное движение тела до того, чтобы не возбуждалась в сердце греховная сладость, дотоле и сладость Духа Божия не возбудится в человеке, члены его не приимут чистоты в жизни сей, божественные мысли не войдут в душу его и пребудут неощутимыми и незримыми. И пока человек не упразднит в сердце своем попечения о житейском, кроме необходимых потребностей естества, и не предоставит заботиться о сем Богу, дотоле не возбудится в нем духовное упоение и не испытает он того утешения 4), каким

    _______

    1) Под внешней праведностью разумеется деятельная жизнь в противоположность созерцательной.

    2) Келлии.

    3) Т. е. жизни деятельной и созерцательной.

    4) В греческом тексте стоит здесь слово παραπληξίας "безумие"; соответствующее слово стоит и в сирийском тексте. Но в переводах латинском, древнем славянском, сербском и у Паисия поставлено слово "утешение", которое сохранено и в нашем переводе из прежнего издания. В сирийском же тексте сказано так: "... и не ощущает оно (сердце) того безумия, за которое был порицаем Апостол, когда говорили, что многие книги сделали его безумным". Тут, очевидно, разумеются слова Деяний Апостольских – 26, 24: "когда он (Ап. Павел) так защищался, Фест громким голосом сказал: "безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия". Которое чтение есть истинное, не беремся решать.

     

    – 290 –




    утешался Апостол (Гал. 2, 20; 2 Кор. 12, 3-4). Сказал же я это, не отсекая надежды, будто бы если кто не достигает верха совершенства, то не сподобится благодати Божией, и не сретит Его утешение. Ибо действительно, когда человек презрит неуместное 1), и совершенно удалится от сего, и обратится к добру, в скором времени ощущает помощь. Если же употребит и несколько усилия, то найдет утешение душе своей, улучит отпущение грехопадений, сподобится благодати и приимет множество благ. Впрочем, он меньше в сравнении с совершенством того, кто отлучил себя от мира, обрел в душе своей тайну тамошнего блаженства и постиг то, для чего пришел Христос. Ему слава со Отцом и со Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

    _______

    1) В сирийском тексте: "отбросить от себя грехи".

     

    – 291 –




     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1993 (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст целиком в нашем формате.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Электронный текст из библиотеки сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Страница добавлена 20.04.2011.
    Последнее обновление 01.11.2018.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .