Вследствие любви, какую святые показали к Богу, потому что страждут за имя Его, когда содержит
– 156 –
их в тесноте и не отступает от возлюбленных Им, – сердце святых приобретает дерзновение взирать на Бога непокровенным лицем и просить Его с упованием. Велика сила дерзновенной молитвы. Потому попускает Бог святым Своим искушаться всякою печалью – и, с другой стороны, на опыте получать доказательство помощи Его и то, сколько промышляет о них Бог, – потому что вследствие искушений приобретают мудрость; попускает (это), чтобы, оставаясь невеждами, не лишились они обучения в том и другом, но из опыта приобрели ведение о всем и не потерпели осмеяния от демонов, потому что если бы искусил их в одном добром, то недоставало бы им обучения в другой части и во бранях были бы они слепы.
И если скажем, что Бог обучает их без их собственного в том познания, то это значит уже сказать, что Бог хочет соделать их подобными волам и ослам и не имеющими ни в чем свободы. И потому что человек, если не бывает искушен сперва испытанием худого 1), не имеет понятия в добром, чтобы, когда встретится им доброе, с ведением и свободно воспользоваться тем, как своею собственностью. Как приятно знание, заимствованное самим делом из опыта и из упражнения, и какую силу доставляет тому, кто долговременным опытом своим обрел оное в себе самом, познается сие теми, которые изведали содействие знания, равно как немощь естества и помощь Божеской силы, и уверились в этом. Ибо тогда только познают, когда Бог, удержав сперва силу Свою от содействия им, приводит их в сознание немощи естества, трудности искушений, лукавства вражеского и того, с кем у них борьба, каким облечены они естеством и как были охраняемы Божеской силою, сколько совершили пути, сколько возвысила
_______
1) Здесь, как и ниже, под словом "худое" следует разуметь искушения, скорби.
– 157 –
их Божия сила и сколько бывают немощны в борьбе со всякою страстью, если удаляется от них эта сила, так что из всего этого приобретают смирение, приближаются к Богу, начинают ожидать Его помощи и пребывать в молитве. И откуда бы заняли все это, если бы не приобрели опыта о многом худом, впав в сие худое по Божию попущению, как говорил Апостол:
за премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин (2 Кор. 12, 7)? Но в искушениях, многократно испытывая Божию помощь, человек приобретает и твердую веру, отчего делается небоязненным, приобретает и благодушие в искушениях от самого упражнения, какое имел он.
Искушение полезно всякому человеку. Ибо если полезно было искушение Павлу, то да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови (Рим. 3, 19). Подвижники бывают искушаемы, чтобы присовокупить им к богатству своему; расслабленные, чтобы охранять им себя от вредного; погруженные в сон, – чтобы приуготовиться им к пробуждению; далеко отстоящие, чтобы приблизиться им к Богу; свои Богу, – чтобы веселиться им с дерзновением. Всякий необученный сын приемлет богатство из дома отца своего не в помощь себе. Поэтому-то Бог сперва искушает и томит, а потом показует дарование. Слава Владыке, Который горькими врачевствами приводит нас в возможность насладиться здравием!
Нет человека, который бы не скорбел во время обучения; и нет человека, которому бы не казалось горьким время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести сильной воли 1). Но претерпеть искушения не в наших силах. Ибо как выдержать течение воды сосуду из брения, если не укрепит его Божественный огнь? Если, во смирении прося с непрестанным желанием, покоримся
_______
1) Мужественного устроения душа.
– 158 –
Богу в терпении, то все приимем о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
– 159 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1993 (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст целиком в нашем формате.
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из библиотеки сайта Христианская психология и антропология.
Страница добавлена 20.04.2011.
Последнее обновление 01.11.2018.