1. Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия,
все связующие и содержащие: вера, надежда и любовь, больше же всех любовь, ибо ею именуется Бог (1 Кор. 13, 13).
2. По моему разумению, вера подобна лучу, надежда –
свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно
сияние и одну светлость.
3. Первая все может творить и созидать; вторую милость
Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда
не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.
4. Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается
говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.
5. Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их
просвещения.
6. Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить
словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
7. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу,
сколько того люди могут достигнуть; по действию своему,
она есть упоение души; а по свойству – источник веры,
бездна долготерпения, море смирения.
– 247 –
8. Любовь собственно есть отложение всякого противного
помышления; ибо любовь не мыслит зла (1 Кор. 13, 5).
9. Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах.
10. По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в
ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.
11. Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения, страха, тщательности,
ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий. Итак блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую
страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен,
кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. Блажен, кто так усерден и прилежен в благочестии, как благоразумные рабы усердны в служении господину своему. Блажен, кто столько ревностен к
добродетелям, сколько ревнивы мужья, лишающие себя сна
от ревности к своим супругам. Блажен, кто так предстоит
Господу в молитве, как слуги предстоят царю. Блажен, кто
подвизается непрестанно угождать Господу, как некоторые
стараются угождать человекам.
12. Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу.
13. Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда
сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен
будучи такою любовию, сказал о самом себе то, (Чему я
удивляюсь): аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит
(П. Песн. 5, 2) по великой любви моей.
14. Заметь, о премудрый брат, что когда олень душевный истребит ядовитых змей, тогда душа желает и скончавается
– 248 –
(Пс. 83, 2) от любви ко Господу, будучи жегома
огнем ее, как некиим ядом (э).
15. Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно; ее узнают по внутреннему жару. Посему любящий Бога и говорит: возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41, 3).
16. Если присутствие любимого человека явственно всех
нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного
Владыки, невидимо в чистую душу приходящего.
17. Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее. Пригвозди, говорит Пророк, страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Святая
же любовь в действии своем иных снедает, по оным словам
Песни Песней: сердце наше привлекли еси, сердце наше привлекла еси (Пс. Песн. 4, 9). А некоторых она просвещает и
радует действием своим, по сказанному: на Него упова сердце мое: и поможе ми, и процвете плоть моя (Пс. 27, 7); и
сердцу веселящуся, лице цветет (Прит. 15, 13). И когда человек весь бывает внутренне соединен и срастворен с любовию Божиею, тогда и по наружному своему виду, на теле
своем, как в зеркале, изъявляет светлость души своей. Так
прославился Моисей Боговидец.
18. Достигшие сей равноангельской степени часто забывают телесную пищу; думаю же, что они очень часто и не желают оной. И это не удивительно, потому что нередко и противным сему желанием томимые отвергают пищу.
19. Еще думаю, что и тела сих нетленных не подвергаются
болезни по обыкновенным причинам; ибо они уже очистились, и некоторым образом сделались нетленными от пламени чистоты, которая пресекла в них пламень страстей. Думаю также, что и самую пищу они принимают без всякого
услаждения; ибо как подземная вода питает корни растений,
так и сии души питает огнь небесный.
– 249 –
20. Умножение страха Божия есть начало любви; а совершенство чистоты есть начало Богословия.
21. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно
научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с
Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно.
22. Слово, соприсносущное Отцу, творит чистоту совершенную, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она
умерщвлена, ученик богословия получает просвещение.
23. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто, и пребывает в век века; непознавший же Бога разглагольствует
о Нем по догадке.
24. Чистота соделала ученика своего богословом, который
сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице.
25. Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо
второе служит доказательством первого.
26. Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
27. Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего
гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
28. Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви.
29. Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде
получения сокровища.
30. Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви;
она убивает отчаяние, она – залог будущих благ.
31. Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает.
32. Монах с благою надеждою закалает уныние, мечом
первой умерщвляя второе.
33. Вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений.
– 250 –
34. Надежду разрушает гневливость; ибо упование не посрамит, муж же ярый неблагообразен (Притч. 11, 25).
35. Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна сияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние.
36. Возвести нам, о ты, прекраснейшая из добродетелей,
где Ты пасеши овцы твоя? Где почиваеши в полудне
(Песн. 1, 6)? Просвети нас, напой нас, наставь нас, руководи нас: ибо мы жаждем прийти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть
сердце мое пламени Твоего. Итак, воспев Тебя, иду. Ты
владычествуеши державою морскою, возмущение же волн
его Ты укрощаеши и умерщвляеши. Ты смиряеши, яко язвена, гордый помысл; и мышцею силы Твоея расточив враги Твоя (Пс. 88, 10-11), делаешь любителей Твоих непобедимыми от всякой брани.
37. Но желаю я узнать, как видел Тебя Иаков утвержденною наверху лествицы? Скажи мне, какой был вид оного
восхождения? Что означает самый образ лествицы, и расположение степеней ее, тех восхождений, которые полагал в
сердце своем (Пс. 83, 6) некий любитель красоты Твоей?
И сколько их числом, жажду узнать? И сколько времени
требуется на восхождение оной? Тот, который Тебя видел
и боролся с Тобою, возвестил нам об одних только по оной
лествице руководителях (Ангелах); но ничего более не восхотел, или, лучше сказать, не возмог открыть. Тогда Она,
сия царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо
души моей беседуя, говорила: Доколе ты, любитель Мой,
не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать
красоты Моей, какова она. Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий
– 251 –
таинник мой говорит: ныне же пребывают три сия: вера,
надежда, любовь; больше же всех любовь (1 Кор. 13, 13).
– 252 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 247-252 (Слово 30).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.