. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Иоанн Лествичник. Краткое содержание предыдущих слов (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Иоанн Лествичник

    Краткое содержание предыдущих слов

     

    187. Твердая вера есть матерь отречения от мира; действие же противного ей само собою явственно.

    188. Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия; действие же противного сему само собою явственно.

    189. Любовь к Богу есть причина удаления от мира; действие же противного сему само собою явственно.

    190. Повиновение рождается от зазрения самого себя и от желания душевного здравия.

    191. Воздержание есть матерь здравия; а матерь воздержания есть помышление о смерти и твердое памятование желчи и оцета, который вкусил наш Владыка и Бог.

    – 213 –



    192. Споспешник и начало целомудрия есть безмолвие; угашение плотского – пост; а враг скверных и нечистых помыслов есть сокрушение сердца.

    193. Вера и удаление от мира есть смерть сребролюбия; милосердие же и любовь предают за ближнего и самое тело.

    194. Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем суде рождает усердие.

    195. Желание бесчестий есть исцеление раздражительности; псалмопение же, милосердие и нестяжание суть убийцы печали.

    196. Беспристрастие к вещам чувственным возводит к видению мысленных.

    197. Молчание и безмолвие – враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия.

    198. Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую – Привечный и Невидимый.

    199. Истребитель чувственных змей есть олень, а мысленных –смирение (э).

    200. Из того, что видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни.

    201. Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет чрез тесную скважину: так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия.

    202. Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо.

    203. Иссохшая трава не привлекает свиней: и плоть, увядшая от подвигов, не упокоивает более бесов.

    204. Как часто слишком большое количество дров подавляет и угашает пламень, и производит множество дыма: так часто и чрезмерная печаль делает душу как бы дымною и темною, и иссушает воду слез.

    205. Как слепец – неискусный стрелок, так и ученик прекословный погибает.

    – 214 –



    206. Как закаленное железо может наострить незакаленное, так и брат усердный часто спасает ленивого.

    207. Как яйца, согреваемые под крыльями оживотворяются: так и помыслы, необъявляемые духовному отцу, переходят в дела.

    208. Как кони на бегу ретятся опередить друг друга: так и в добром братстве один другого возбуждает.

    209. Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум.

    210. Как получивший смертный приговор, и идущий на казнь, не беседует о народных зрелищах: так и неискренно оплакивающий грехи свои не будет угождать чреву.

    211. Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою: так и душа, читая повествования о великих добродетелях св. отцов, делается более смиренною в мыслях своих.

    212. Как железо и невольно повинуется магниту: так и закосневшие в злых привычках поневоле увлекаются ими.

    213. Как море и невольно укрощается елеем: так и пост утешает и невольные разжжения плоти.

    214. Как вода стесняемая поднимается вверх: так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается.

    215. Как носящего ароматы обнаруживает благовонный запах и против воли его: так и имеющий в себе Дух Господень познается по словам своим и по смирению.

    216. Как ветры возмущают бездну: так и ярость больше всех страстей смущает ум.

    217. Чего глаза не видели, того и гортань, по одному слуху, не сильно желает вкушать: так и чистые телом получают от своего неведения большое облегчение в духовной брани.

    218. Как воры не так свободно приходят красть в те места, где лежит царское оружие: так и мысленные разбойники не легко могут окрадывать того, кто совокупил молитву с сердцем.

    219. Как огонь не рождает снега; так и ищущий земной славы не получит небесной.

    – 215 –



    220. Как одна искра часто сожигает множество вещества: так есть и одно благо, которое изглаживает множество великих согрешений.

    221. Как невозможно без оружия убивать зверей: так невозможно без смирения приобрести безгневие.

    222. Как невозможно по естеству прожить без пищи: так и до конца жизни невозможно ни на минуту предаваться нерадению.

    223. Луч солнечный, проникнувший чрез скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает тончайшая пыль, носящаяся в воздухе: подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его.

    224. Как раки удобно ловятся, потому что ползают то вперед, то назад: так и душа, которая иногда плачет, иногда смеется, иногда наслаждается, никакой не может получить пользы.

    225. Как спящие легко бывают скрадываемы, так и проходящие добродетель близ мира.

    226. Как сражающийся со львом, если отвратить от него взор свой, тотчас погибает (мм): так и борющийся с плотию своею, если ее упокоить.

    227. Как восходящие по гнилой лестнице подвергаются опасности: так и всякая честь, слава и могущество сопротивляются смиренномудрию.

    228. Как невозможно, чтобы голодный не вспоминал о хлебе: так невозможно и тому спастись, кто не вспоминает о смерти и о последнем суде.

    229. Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения.

    230. Как за неимением воды, изглаждают буквы и другими способами: так и души, лишенные слез, очищают и заглаждают грехи свои печалью и воздыханием и многим сетованием.

    231. Как во множестве нечистот рождается много червей: так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений.

    – 216 –



    232. Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить: так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо.

    233. Как свежая рана удобно излечивается, так противное сему бывает с многовременными душевными язвами, которые неудобно врачуются, хотя и врачуются.

    234. Как умирающему невозможно ходить, так и отчаявшемуся невозможно спастись.

    235. Кто говорит, что имеет правую веру, а между тем грешит, тот подобен лицу, неимеющему очей. А кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд.

    236. Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входит в пристань: так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала.

    237. Как неимеющий путеводителя удобно заблуждает на своем пути, хотя бы и весьма был умен: так и идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал.

    238. Если кто слаб телом, и сделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем смирения и свойственных ему добродетелей; ибо он не найдет другого средства ко спасению.

    239. Как одержимому долговременною болезнию невозможно в одно мгновение получить здравие: так невозможно и в короткое время победить страсти, или хотя одну из них.

    240. Рассматривай, как сильно действует в тебе всякая страсть и всякая добродетель; и узнаешь свое преуспеяние.

    241. Как променивающие золото на глину делают себе большой убыток: так и те, которые для приобретения телесных выгод объявляют и высказывают духовное.

    242. Прощение грехов многие скоро получили; но бесстрастия никто скоро не приобрел; ибо для приобретения его нужно долгое время, великое усердие, многий труд любви и помощь Божия.

    – 217 –



    243. Испытаем, какие животные или птицы вредят нам во время сеяния, какие во время роста зелени, и какие во время жатвы, чтобы употребить, по свойству животных, и средства к уловлению их.

    244. Как страждущему горячкою нет справедливой причины убивать самого себя: так и никому ни в каком случае не должно отчаиваться до последнего издыхания.

    245. Как похоронившему отца своего стыдно тотчас по возвращении с похорон идти на брак: так и плачущим о грехах своих неприлично искать в настоящем веке покоя или чести и славы от людей.

    246. Как жилища граждан отличны от жилищ осужденных преступников: так и образ жизни плачущих о грехах своих должен быть совершенно отличен от образа жизни неповинных.

    247. Воина, получившего во время сражения жестокие раны на лице, царь не только не повелевает отлучать от войска, но напротив наградою возбуждает его еще к большей ревности: так и Царь небесный венчает инока, терпящего многие беды от бесов.

    248. Чувство души есть естественное свойство ее; грех же есть оглушение чувства. Сознание производит или прекращение зла, или уменьшение оного. Сознание же есть порождение совести; а совесть есть слово и обличение Ангела-хранителя, данного нам при крещении. Посему-то мы и примечаем, что непросвещенные крещением не столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные, но как-то неясно (нн).

    249. От уменьшения зла рождается удаление от него; а удаление от зла есть начало покаяния. Начало покаяния есть начало спасения; а начало спасения есть благое произволение. Благое произволение рождает труды; а начало трудов суть добродетели. Начало добродетелей – цвет добродетелей; начало цвета сего – делание; а плод делания есть постоянство *); постоянного

    __________

    *) В перев. старца Паисия: частость.

    – 218 –



    обучения плод и рождение есть навык; от навыка же происходит укорение в добре. От сего укорения рождается страх Божий; от страха же – соблюдение заповедей, и небесных и земных. Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения. Множество же смирения есть матерь бесстрастия; а приобретение бесстрастия есть совершенная любовь, то есть совершенное вселение Бога в тех, которые через бесстрастие сделались чистыми сердцем, яко тии Бога узрят (Матф. 5, 8). Ему же слава во веки веков. Аминь.

     

     

    – 219 –



     

     

    Текст приводится по изданию:

    Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 213-219.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.02.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .