1. Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость; посему послушаем истинного Света, Христа, Который так располагает сии добродетели в их постепенности. Научитеся от Мене, говорит Он, яко
– 163 –
кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). Итак, прежде
солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее
воззрим на самое солнце; ибо невозможно, невозможно, говорю, узреть солнце тому, кто прежде не просветится оным
светом, как показывает самое свойство сих добродетелей.
2. Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в
чести и в бесчестии пребывает одинаковым.
3. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться.
4. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся; а сама она не колеблется.
5. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного;
ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим (Пс. 24, 9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. "На кого
воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного (Исаии 66, 2)".
6. Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы
на бесов и щит противу огорчения.
7. В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая
душа – седалище диавола.
8. Кротцыи наследят землю, или лучше, возобладают землею; а неистовые во гневе потребятся от земли их.
9. Кроткая душа – престол простоты; а гневливый ум есть
делатель лукавства.
10. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано:
"Господь настаивает кроткия на суд (Пс. 24, 9), паче же на
рассуждение".
11. Душа правая – сожительница смирения; лукавая же – раба гордости.
– 164 –
12. Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия.
13. Гневливый человек и лицемер встретились друг с другом; и невозможно было найти правого слова в их беседе.
Если раскрыть сердце первого, то найдешь неистовство; а
испытавши душу второго, увидишь лукавство.
14. Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству *).
15. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить
это от многих.
16. Лицемерие есть противоположное тела с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами.
17. Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения.
18. Правота есть незазрительная мысль, искренний нрав,
непритворное и неподготовленное слово.
19. Нелукавый есть тот, кто находится в естественной
чистоте души, как она была сотворена, и который искренно обращается со всеми.
20. Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностию, клятвы,
повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца,
бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление
плача, вражда против исповеди, упорство в своем мнении,
причина падений, препятствие восстанию от падения коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение; словом оно есть бесовское житие.
21. Лукавый – диаволу соименник и сообщник; потому и
Господь научил нас называть диавола лукавым, когда говорим: избави нас от лукаваго (Матф. 6, 13).
__________
*) В слав. неподвижною к зломыслию.
– 165 –
22. Убежим от стремнины лицемерия, и от рова тайнолукавства, слыша сказанное: лукавнующия потребятся
(Пс. 36, 9), яко зелие злака скоро отпадут (ст. 2); ибо такие суть пажить бесов.
23. Бог называется как любовию, так и правотою. Посему Премудрый, в Песне Песней, говорит к чистому сердцу:
правость возлюби тя (П. п. 1, 3). А отец его сказал: благ и
прав Господь (Пс. 24, 8); и о тех, кои Ему соименны, говорит, что они спасаются: спасающего правыя сердцем
(Пс. 7,11); и еще во ином псалме: правоты души виде и
посетило лице Его (Пс. 10, 7).
24. Первое свойство детского возраста есть безразличная простота; и доколе Адам имел ее, дотоле не видел наготы души
своей, и ничего постыдного в наготе плоти своей. Похвальна и
блаженна и та простота, которая бывает в некоторых от природы, но не так, как претворенная из лукавства чрез многие поты
и труды; ибо первая покрывает нас от многоразличия и страстей, а
вторая бывает причиною высочайшего смиренномудрия и кротости;
почему и награда первой не велика, а последней преславна.
25. Все, хотящие привлечь к себе Господа, приступим к
Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства,
без двоедушия и лукавства, без пытливости, Он, будучи прост
и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были
просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение.
26. Лукавый есть лживый провидец, который думает что
он из слов может разуметь мысли других, и по внешним поступкам – сердечное расположение.
27. Видал я таких людей, которые прежде были праводушны, а потом у лукавых научились лукавить. Я удивился, как могли они так скоро потерять свое природное свойство и преимущество. Но сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных.
– 166 –
28. Истинное удаление от мира, повиновение и хранение
уст часто имели великую силу, и сверх чаяния врачевали неисцельные страсти.
29. Если разум надмевает многих, то напротив невежество
и неученость некоторым образом умеренно смиряют.
30. Блаженнейший Павел, прозванный Препростым, показал нам собою явственный пример, правило и образец
блаженной простоты; ибо никто нигде не видал и не слыхал, да и не может никогда увидеть такого преуспеяния в
столь краткое время.
31. Простосердечный монах, как бы одаренное разумом
бессловесное, всегда послушен, совершенно сложивши бремя
свое на своего руководителя; и как животное не противоречит
тому, кто его вяжет, так и душа правая не противится наставнику, но последует ведущему, куда бы он ни захотел; хотя
бы повел на заклание, не умеет противоречить.
32. Неудобь богатии внидут в царствие небесное; неудобно
и мудрецы безумные мира сего войдут в простоту.
33. Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им
спасение и незлобие.
34. Борись, и старайся посмеиваться своей мудрости, (ь)
Делая так, обрящешь спасение и правость о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
Кто на сей степени одержал победу, – да дерзает; ибо он, сделавшись подражателем Христу, обрел спасение.
– 167 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 163-167 (Слово 24).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.