39. Выше сего мы слышали, что от злого корня и злой
матери происходит злейшее исчадие, т.е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести
на среду; ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый
– 160 –
из наших врагов и супостатов. И, что еще ужаснее, мы не
можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу
духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали
в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в дереве.
40. Часто во время Божественной литургии, и в самый
страшный час совершения Тайн, сии мерзкие помыслы хулят
Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые
слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить
Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь?
Как могу благословлять, и в то же время злословить?
41. Часто сей обольститель и душегубец многих приводил в исступление ума. Никакой помысл не бывает так трудно исповедать, как сей; посему он во многих пребывал до
самой старости, ибо ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедаем, но
таим и питаем их в сердце.
42. Никто не должен думать, что он виновен в хульных
помыслах; ибо Господь есть сердцевидец, и знает, что такие
слова не наши, но врагов наших.
43. Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.
44. Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы
тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются.
45. Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас:
чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние.
– 161 –
46. Сей лукавый и бесчеловечный мучитель многих отвлек от молитвы; многих отлучил от Св. Тайн; некоторых
тела изнурил печалию; иных истомил постом, не давая им
ни малейшей ослабы.
47. Он делает это не только с мирянами, но и с проходящими монашескую жизнь, внушая им, что для них нет никакой надежды ко спасению, и что они окаяннее всех неверных и язычников.
48. Кого дух хулы беспокоит, и кто хочет избавиться от
него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна
в таких помыслах, но нечистый бес, сказавший некогда
Самому Господу: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишимися (Матф. 4, 9). Посему и мы, презирая его, и вменяя за
ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною
сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому единому
послужу; болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу
твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в
будущем (Пс. 7, 17).
49. Кто другим образом хотел бы победить беса хулы, тот
уподобился бы покушающемуся удержать своими руками
молнию. Ибо как настигнуть, состязаться и бороться с тем,
который вдруг, как ветер, влетает в сердце, мгновенно произносит слово, и тотчас исчезает? Все другие враги, стоят, борются, медлят и дают время тем, которые подвизаются против них. Сей же не так: он только что явился, и уже отступил; проговорил – и исчез.
50. Бес этот часто старается нападать на простейших по
уму и незлобивейших, которые более других беспокоятся и
смущаются от сего; о них можно сказать по справедливости, что все сие бывает с ними не от превозношения их, но
от зависти бесов.
51. Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не
будем бояться хульных помыслов; ибо причина и корень второго есть первое.
– 162 –
52. Как затворившийся в доме слышит слова проходящих,
хотя сам с ними и не разговаривает: так и душа, пребывающая в себе самой, слыша хулы диавола, смущается тем, что
он, проходя мимо *) ее, произносит.
53. Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом ухищряется вести с ним борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами
подобен страшающемуся запереть ветры.
54. Один тщательный монах, претерпевая нападения от сего
беса, двадцать лет изнурял тело свое постом и бдением; но
как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге
свое искушение, пошел к некоему святому мужу и вручив ему
оную, повергся лицом на землю, не дерзая, воззреть на него.
Старец, прочитав писание, улыбнулся, и подняв брата, говорит ему: "Положи, чадо, руку твою на мою выю". Когда же
брат оный сделал это, великий муж сказал ему: "На вые моей,
брат, да будет грех сей, сколько лет он ни продолжался и ни
будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто".
После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи
старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам, бывший в искушении, принося благодарение Богу.
Кто одержал победу над сею страстию, тот отринул гордость.
__________
*) У Паисия Величк. сквозь.
– 163 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О неизъяснимых хульных помыслах // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 160-163 (вторая часть Слова 23).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.