1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг
добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать;
если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и порождение тщеславия.
2. Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
3. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх
есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от
представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
4. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней.
5. Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.
6. Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники, и гробокопатели не боятся.
– 148 –
7. Не ленись в самую полночь приходить в те места, где
ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей
младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, рапростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия,
ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга,
восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
8. Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и
боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача, она от нас отходит: а с уменьшением оного увеличивается в нас.
9. Устрашишася ми власи и плоти (Иов. 4, 15), – говорил
Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда
плоть прежде поражается страхом, и потом страсть сию одна
другой передают. Если плоть устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от этого
недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию
Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости.
10. Непустыня и мрачность места укрепляет бесов против
нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему.
11. Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени
своей боится.
12. Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело;
а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного.
Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву; ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.
– 149 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О малодушной боязливости, или страховании // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 148-149 (Слово 21).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.