1. Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти,
бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он,
как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и
продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет
подкрепить себя сном.
2. Как много пить зависит от привычки, так и много спать.
Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига,
подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык.
3. Начнем наблюдать и найдем, что когда, по гласу духовной
трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы
– 144 –
встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: "Подожди,
пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь".
Другие предстоящих на молитве погружают в сон. Иные производят сильные и безвременные движения в животе. Иные побуждают заводить в церкви разговоры. Другие отвлекают ум
наш в скверные помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опираться о стену, а иногда наводят весьма частую зевоту.
Некоторые же возбуждают в нас во время молитвы смех, чтобы
чрез сие подвигнуть Бога к негодованию на нас. Иные побуждают нас от лености спешить в псалмопении. Другие же ублажают
петь медленнее от самоуслаждения; а иногда сидят при устах
наших и заключают их, так что мы едва можем их открыть.
4. Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит
Богу, тот в молитве будет, как столп неподвижный, и ничем из прежде сказанных не будет поруган.
5. Часто истинный послушник, став на молитву, вдруг исполняется света и радости; потому что подвижник сей был приготовлен к сему и предочищен *) нелицемерным послушанием.
6. Все могут молиться со множеством братий; но для многих приличнее совершать молитву с одним единодушным братом; ибо немного таких, которые могут молиться наедине.
7. Поя со множеством, не возможешь помолиться невещественно. Во время чтения и пения ум твой да будет занят
разумением слышимых слов или определенною молитвою, в
ожидании ближнего стиха.
8. Никто не должен во время молитвы заниматься рукоделием, и в особенности работой. Ясное наставление об этом
преподал Ангел великому Антонию (ч).
9. В горниле искушается золото, а предстояние на молитве
искушает усердие и любовь к Богу в монахах.
Кто приобрел похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов.
__________
*) В слав. пер. предъискушен. В другом пер. предварительно разжжен.
– 145 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 144-145 (Слово 19).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.