1. Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали.
2. Нестяжательный инок есть владыка над миром, вверивший Богу попечение о себе, и верою стяжавший всех своими
рабами. Он не будет говорить человеку о своей нужде; а что
приходит, то принимает, как от руки Господней.
3. Нестяжательный подвижник есть сын беспристрастия, и
что он получает, то считает за ничто. Если случится ему
кудалибо отойти, все вменяет за уметы. Если же печалится о
чем-нибудь, то еще не сделался нестяжательным.
4. Нестяжательный муж молится чистым умом; а любостяжательный во время молитвы представляет образы вещества.
5. Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия; ибо когда
они и тело свое предали, то что уже будут считать своею собственностию? Тем только лишаются они пользы, что удобны и
готовы к переходам с места на место. Видел я, что вещество
родило монахам терпение, чтобы пребывать на одном месте; но
я больше их ублажил скитающихся ради Господа.
6. Вкусивший вышних благ легко презирает земные; невкусивший же первых радуется о стяжании последних.
7. Безрассудно нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящих благ удаляется, и будущих лишается.
8. О монахи! не будем невернее птиц, которые не пекутся и не собирают.
9. Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто
отвергается своей воли. Первый сторицею имением или дарованиями обогатится; а последний жизнь вечную наследует.
– 140 –
10. Волны не оставят моря; а сребролюбца не оставят
гнев и печаль.
11. Презревший вещество избавился от словооправданий
и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти.
12. Непоколебимая вера отсекает суетные попечения; а
память о смерти научает отвергаться и тела.
13. В Иове не было и следа сребролюбия; потому-то он, и
всего лишившись, пребыл без смущения.
14. Сребролюбие есть и называется корень всем злым
(1 Тим. 6, 10); и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства.
15. Малым огнем сожгли некоторые много вещества; и
одною добродетелию избежали многие всех вышеописанных страстей: эта добродетель называется беспристрастием. Она рождается в нас от опытного ведения и вкушения
Божественного разума, и от попечения о страшном ответе
во время исхода из сего мира.
16. Со вниманием прочитавший об объядении, сей матери
толиких зол, не ведает, что в пагубном и проклятом своем
чадородии оно назвало вторым своим исчадием камень нечувствия. Но я не мог дать ему места, по порядку ему принадлежащего, быв обязан говорить прежде о многоглавом змие
идолослужения, который у рассудительнейших отцов получил третье звено в цепи восьми главных страстей. Теперь,
окончивши умеренное об нем слово, мы намерены говорить о
нечувствии, занимающем по порядку третье место, и по происхождению второе. Потом будем говорить о сне и о бдении;
а также и о детской малодушной боязливости побеседуем кратко; ибо все сии недуги свойственны новоначальным.
Степень семнадцатая. Кто на нее взошел, тот шествует на небо, совлекшись вещества.
– 141 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О нестяжании // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 140-141 (Слово 17).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.