1. Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно
сего тмоглавного беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если
угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем
вкратце и о врачевании.
2. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия,
извинение себя своими немощами, предсказатель старости,
предвозвестник голода, гадатель о бездождии.
3. Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный
отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.
4. Оплакивающий себя самого, даже и тела своего отвергся, и не щадит его в случае нужды.
5. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две
лепты вдовицы купили царство небесное.
6. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.
7. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный
ею никогда не молится чисто.
8. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным. Сребролюбец
бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.
9. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатились духовно и забыли первую свою нищету.
10. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно
вспоминает слово апостола: праздный да не яст (2 Сол. 3, 10); и
другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною (Деян. 20,34).
– 139 –
Шестнадцатая борьба. Кто в ней одержал победу, тот и любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения.
– 140 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О сребролюбии // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 139-140 (Слово 16).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.