1. Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия, как мы уже и прежде сказали;
потому мы сей порок и поставили здесь, как на месте приличном ему, в лукавой цепи страстей.
2. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно,
– 112 –
в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно.
3. Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные
дела исправляя мысленные и духовные (делания).
4. Общежитие противно унынию, а мужу пребывающему в
безмолвии оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от
него не отступит, и до кончины его на всякий день будет
бороть его. Увидев келию отшельника, (уныние) улыбается,
и приблизившись к нему, вселяется подле него.
5. Врач посещает больных поутру, а уныние находит на
подвижников около полудня.
6. Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать
больных; напоминает о Том, Который сказал: болен бых, и
приидосте ко Мне (Матф. 25, 36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и будучи само малодушно, внушает утешать малодушных.
7. Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только
отвлечь нас от собеседования с Господом, как обротью, каким-либо благовидным предлогом.
8. Бес уныния производит трехчасовое *) дрожание, боль в
голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час,
дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена,
понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова
отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в
безвременных зеваниях похищает стихи из уст.
9. Каждая из прочих страстей упраздняется одною,
какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для инока
есть всепоражающая смерть.
10. Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство. Но как из всех
__________
*) В слав. тричасен трепет. В новогреч. пер. 1693 г. объяснено: т.е. когда поются часы: первый, третий и шестой.
– 113 –
восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший, то
поступим и с ним по тому же порядку, как с другими; однако
прибавим еще следующее.
11. Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и
глаза, которые закрывались от дремоты во время правила,
открываются, как только оно кончилось.
12. Во время уныния обнаруживаются подвижники *); и
ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние **).
13. Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят
на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает преклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно
келий, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния.
14. Свяжем теперь и сего мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах; и когда оно предстанет нам,
предложим ему подобающие вопросы.
15. И так, скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто
есть зле родивший тебя? и какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? и кто убийца твой? Он отвечает: "В истинных
послушниках я не имею, где главу подклонить; а имею для себя
место в безмолвниках, и с ними живу. Родительницы у меня
многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ,
а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены местопребываний, пренебрежение повелений
отца духовного, непамятование о последнем суде, а иногда и
оставление монашеского обета. А противники мои, которые
связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием. Враг
мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва
с твердою надеждою сподобиться вечных благ; а кто родил
молитву, о том ее и спросите.
Кто подлинно одержал тринадцатую победу, тот и во всем будет искусен.
__________
*) В Слав. нуждницы являются.
**) Т.е. если он неослабно к Божественному деланию нудится.
– 114 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. Об унынии и лености // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 112-114 (Слово 13).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.