1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.
2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть
отвержение от Бога.
3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех;
ибо нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы
столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит
вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь со клятвами?
4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в
слушавших плач и сокрушение духа.
5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся
отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить
нас двоякими помыслами: "Не опечаливай", внушают они нам,
"повествователя"; или: "Не выставляй себя человеком, более
боголюбивым, нежели прочие". Отскочи скоро, не медли; а
если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и
лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая
на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше
тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы
сделаться виновником общей пользы.
6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть
не иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в
себе неподкупного судию, – свою совесть.
– 111 –
8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет
по страху наказания, и иной тому, который лжет, без предлежащей опасности.
9. Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия,
иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый
для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.
10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.
11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что,
в самом деле, есть погибель души, то оно почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и
думает соделывать спасение иных своею погибелью.
12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда
уже, если случай и нужда потребует, и то не без страха,
можем употребить ее.
13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит
истину; так и упившийся умилением солгать не может.
Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию ступень, тот стяжал корень добродетелей.
– 112 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О лжи // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 111-112 (Слово 12).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.