1. В предшествующем слове мы сказали кратко о том, сколь
бедственно и вредно судить ближних, вернее же самим судимыми быть и страдать от собственного языка; что случается и
с мнимо духовными мужами. Ныне же порядок требует, чтобы мы показали причину сего порока и дверь, которою он
входит в нас, или вернее, которою он из нас исходит.
2. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие
любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного
умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, *) истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.
3. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня,
страж помыслов, соглядатай врагов, узилище плача, друг слез,
делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения,
любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной
печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений, неприметное преуспеяние, сокровенное восхождение.
4. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком
своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно.
5. Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с
Ним беседуя, просвещается от Него.
6. Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст
благочестивого мужа упраздняет тщеславие.
__________
*) У Паисия Величк. сетования.
– 109 –
7. Петр Апостол изрек слово, и потом плакася горько,
забыв изречение Псалмопевца: рех сохраню пути моя, еже
не согрешати ми языком моим (Пс. 38, 1); и слово другого
мудрого мужа: "Лучше пасть с высоты на землю, нежели
от языка" (Сирах. 20, 18).
8. Но не хочу много писать о сем, хотя коварство страстей
и побуждает меня к тому. Впрочем скажу, что я узнал некогда от одного человека, который беседовал со мною о молчании уст. "Многоглаголание, сказал он, рождается непременно от которой нибудь из сих причин: или от худой и невоздержанной жизни и привычки, (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что
многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие.
9. Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот
пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня.
10. Возлюбивший безмолвие затворил уста свои; а кто
любит выходить из келий, тот бывает изгоним из нее страстию многоглаголания.
11. Познавший благоухание огня, сходящего свыше, бегает
многолюдных собраний, как пчела – дыма. Ибо как дым
отгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство.
12. Не многие могут удержать воду без плотины; и еще
менее таких, которые могут удерживать уста невоздержаные.
На одиннадцатой ступени одержавший победу одним ударом
отсек множество зол.
– 110 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О многоглаголании и молчании // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 109-110 (Слово 11).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.