1. Никто из благомудрствующих, как я думаю, не будет
противоречить тому, что от ненависти и памятозлобия рождается злословие. И так оно после своих родоначальников по
порядку мною и предлагается.
2. Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и
истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты.
3. Некоторые отроковицы грешат бесстыдно; а другие тайно, и со стыдливостью, но предаются еще лютейшим порокам, нежели первые. Тоже можно видеть и в страстях бесчестия. Много тайно лукавых отроковиц, каковы: лицемерие,
лукавство, печаль, памятозлобие и сердечная клевета, кои
видимо представляют одно, а внутренне взирают на другое.
4. Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они
делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал
им: "Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным
сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего
– 106 –
изгонях (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как
говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей
образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать
согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в
соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в
одно мгновение произошла с ними чудная перемена.
5. Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо
никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас
согрешает не по принуждению.
6. Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и
тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудрен у
Бога, умилостивив Его чистосердечным обращением.
7. Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит
ближнего; но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?" Ты
сделаешь таким образом два добра, и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к
получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать.
Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лук. 6, 37).
8. Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно
судить. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающего даже
при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его;
ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в
великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь
за дымом и не видя солнца.
9. Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже
судом судите, судят вам (Матф. 7, 6); то, конечно, за какие
грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем
сами; и иначе не бывает.
10. Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому
сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной
– 107 –
памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы
человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои
злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни,
не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и
самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет
прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый
Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния, н
не нашел в нем и следа злословия и осуждения.
11. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить,
или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.
12. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого
человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела
и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.
13. Видал я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считали себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки.
14. Судить значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать значит погублять свою душу.
15. Как возношение и без другой страсти сильно погубить
человека: так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно; ибо и фарисей оный за сие осужден был.
16. Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо
узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то сказано: испыташа беззакония, исчезоша испытающия испытания (Пс. 63, 7).
17. Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не
осуждай; ибо часто и они обманываются.
Степень десятая. Кто взошел на нее, тот бывает делателем любви, или плача.
– 108 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О злословии и клевете // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 106-108 (Слово 10).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.