1. Как вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий
пламень раздражительности и гнева. Потому скажем теперь
по порядку о безгневии.
2. Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в
тщеславных людях бывает бесконечное желание похвалы.
Безгневие есть победа над естеством, нечувствительность к
досаждениям, происходящая от подвигов и потов.
3. Кротость безгневия есть молчание уст при смущении
сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании
нечистых ветров.
5. Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, т.е. памятозлобия. Гнев есть желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть
неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность
есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души.
6. Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония
смирения истребляется всякое огорчение и раздражительность.
7. Некоторые, будучи склонны к раздражительности, не
радят о врачевании и истреблении сей страсти; но сии жалкие
– 98 –
не размышляют о сказанном: устремление ярости его падение ему (Сир. 1,22).
8. Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни,
нежели медленное обращение другого в течении целого дня;
посему мы и должны благоразумно внимать себе. Иногда
пламя, вдруг раздуваемое сильным ветром, более нежели продолжительный огонь сожигает и истребляет душевную ниву.
9. Не должно быть от нас сокрыто, о друзья, и то, что иногда
во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью,
чтобы мы о великих страстях вознерадели, *) как бы о маловажных, и наконец сделали болезнь свою неисцельною.
10. Как твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и
соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным: так и человек вспыльчивый и упорный, обращаясь с
другими грубыми людьми, получает одно из двух: или терпением исцеляет язву свою, или отступает, и таким образом
очевидно познает свою немощь, которая, как в зеркале, явится ему в малодушном его бегстве.
11. Гневливый человек по временам произвольно увлекаясь этою страстию, **) потом уже от навыка и невольно побеждается и сокрушается ею.
12. Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения.
13. Если признак крайней кротости состоит в том, чтобы
и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему; то, без сомнения, крайняя степень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине
__________
*) Как некоторые в оправдание свое говорят: я хоть вспыльчив, но это у меня скоро проходит.
**) По слав. временне неистовствующся вольне. По греч. – добровольно подвергается временным припадкам сумасшествия.
– 99 –
сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярится.
14. Если Дух Святый называется и есть мир души, а гнев
есть возмущение сердца: то ничто столько не препятствует
пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.
15. Нам известны премногие злые порождения гнева; одно
только невольное исчадие оного, хотя и побочное, бывает для
пас полезно. Ибо я видел людей, которые, воспламенившись
неистовым гневом, извергли давнее памятозлобие, скрывавшееся внутри их, и таким образом страстию избавились от
страсти, получив от оскорбившего или изъявление раскаяния, или объяснение относительно того, о чем долго скорбели. И видел опять таких, которые по-видимому являли долготерпение, но безрассудное, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозлобие; и я счел их окаяннейшими
неистовых, потому что они белизну голубя омрачали как бы
некоторою чернотою. Много потребно нам тщания против сего
змия (т.е. гнева и памятозлобия), потому что и ему, как змию
плотской похоти, содействует естество.
16. Видел я людей, которые, прогневавшись, отвергали пищу
от досады; и сим безрассудным воздержанием яд к яду прилагали. Видел и других, которые, как бы благословною причиною, воспользовавшись гневом своим, предавались многоядению, и из рва падали в стремнину. Наконец видел я и
разумных людей, которые, подобно хорошим врачам, растворив то и другое, от умеренного утешения, данного телу, получали весьма великую пользу.
17. Иногда умеренное песнопение успешно успокоивает
раздражительность, а иногда, если оно безмерно и безвременно, способствует сластолюбию. Итак будем пользоваться им,
рассудительно избирая приличные времена.
18. Сидя по некоторой нужде, близ келий безмолвствующих мужей, я слышал, как они от досады и гнева наедине
злились, как куропатки в клетках, и на огорчивших их, как
– 100 –
будто на присутствующих там, наскакивали, и я благочестно
советовал им не жить в уединении, чтобы из людей не сделаться бесами. И видел опять людей сладострастных и похотливых сердцем, которые по-видимому были кротки, ласковы,
братолюбивы, – и любили красивые лица: сим я назначал проходить безмолвное житие, как врачевство, противодействующее блуду и смраду плотской нечистоты, чтобы им жалким
образом не превратиться из разумных тварей в бессловесных
животных. А как некоторые говорили мне, что они сильно
увлекаются тою и другою страстию, (т.е. и сладострастием и
раздражительностью): то я запретил им жить по своей воле;
а наставникам их с любовию советовал, чтобы они позволяли
им по временам проходить то тот, то другой образ жизни,
повинуясь однако во всем главному настоятелю. Сластолюбивый повреждает только себя самого, а может быть и еще одного, своего сотаинника; гневливый же, подобно волку, часто
возмущает все стадо, и многие души огорчает и утесняет.
19. Великий вред возмущать око сердца раздражительностию, как сказано: смятеся от ярости око мое (Пс. 6, 8), но
больший – словами обнаруживает душевное неистовство; если
же и руками, то это уже вовсе неприлично, и чуждо монашескому, Ангельскому и Божественному житию.
20. Если хочешь, или думаешь, что хочешь вынуть сучец
ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно – это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое
обличение. "Обличи, – говорит Апостол, – запрети, умоли
(2 Тим. 4, 2)", – а не сказал: "И бей; если же и это потребуется, то как можно реже, и не сам собою".
21. Если присмотримся, то увидим, что многие из гневливых усердно упражняются во бдении, посте и безмолвии; а
намерение у диавола то, чтобы под видом покаяния и плача
подлагать им вещества, питающие их страсть.
– 101 –
22. Если, как мы выше сказали, один волк, имея беса помощником, может возмутить все стадо; то и один премудрый
брат, имея Ангела помощником, может, как добрый мех, полный елея, укротить волну, и дать кораблю тихое плавание
(у). Сколь тяжкого осуждения заслуживает первый, столь
великую награду получит от Бога второй, сделавшись для
всех полезным примером.
23. Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с
огорчением и болезнию души. Средина – пребывать в оных
беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец,
– принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый;
да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий.
24. Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного возношения. Ибо разгневавшись,
они опять гневались за то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не
мог без сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни.
25. Если кто замечает, что он легко побеждается возношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, и захочет
извлечь против них обоюдоострый меч кротости и незлобия:
тот пусть вступит как бы в пратву спасения, в общежитие
братий, и притом самых суровых, если хочет совершенно избавиться от сих страстей; чтобы там, подвергаемый досаждениям, уничтожениям и потрясениям от братий, и умственно, а иногда и чувственно ударяемый, или угнетаемый, удручаемый и ногами попираемый, он мог очистить ризу души своей
от ее скверны. А что поношение есть в самом деле омовение
душевных страстей, в том да уверит тебя обыкновенная в
народе пословица; известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами в лице говорят: "Я
такого-то хорошо омыл". И это истинно.
– 102 –
26. Иное безгневие в новоначальных, происходящее от
плача, а иное – невозмутимость, бывающая в совершенных.
В первых гнев связан слезами, как некоторою уздою; а в
последних он умерщвлен бесстрастием, как змий мечом.
27. Я видел трех иноков, в одно время потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же,
воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. Так можно
было видеть здесь делателей страха, мздовоздаяния и любви.
28. Как горячка в теле, будучи сама по себе одна, имеет
не одну, а многие причины своего воспаления: так и возгорение и движение гнева и прочих страстей наших происходит от многих и различных причин. Посему и нельзя назначить против них одно врачевство. А такой даю совет,
чтобы каждый из недугующих старательно изыскивал приличное средство для своего врачевания. Первым делом в
этом врачевании да будет познание причины болезни, чтобы, нашедши оную, получить и надлежащий пластырь для
своей болезни от Промысла Божия и от духовных врачей.
Хотящие войти с нами о Господе в предложенное духовное
судилище, да войдут: и мы исследуем, хотя и не ясно, упомянутые страсти и их причины.
29. Итак да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости,
и поражаемый долготерпением, влекомый святою любовию
и, представши перед судилищем разума, да подвергнется допросу. Скажи нам, безумная и постыдная страсть, название
отца твоего, и именование сынов и дщерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя, и убивающие тебя? – В
ответ на это, гнев говорит нам: "Матерей у меня много, и
отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется
надмением. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои,
которые держат меня в узах, безгневие и кротость. Наветник
– 103 –
мой называется смиренномудрием; а от кого он рождается,
спросите у него самого, в свое время".
На восьмой степени венец безгневия. Но кто носит его от
естества, тот может быть не носит никакого иного; а кто
приобрел его трудами, тот, без сомнения, победил восемь страстей.
– 104 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О безгневии и кротости // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 98-104 (Слово 8).
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.