24. Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма
несовершенно и всячески исполнено неведения; потому что
гортань различает снеди, слух распознает мысли; при взгляде на солнце оказывается немощь очей; а неразумие души
обнаруживают слова. Но закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы. И так я думаю (впрочем не утверждаю), что после слова о странничестве и даже в самом
этом слове, должно сказать несколько о сновидениях, чтобы
нам знать и о сем коварстве злохитрых наших врагов.
25. Сновидение есть движение ума при недвижности тела.
Мечтание есть обман очей в усыплении мысли. Мечтание
есть иступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть
видение того, чего нет.
26. Причина, по которой мы после предшествовавшего
слова решились говорить о сновидениях, очевидна. Когда
мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников,
предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу: тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему
кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за
своей тенью и старается схватить ее.
27. Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений,
– 31 –
удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслью. Кто верит бесу, для тех он часто
бывает пророком; а кто презирает его, перед теми всегда
оказывается лжецом. Как дух, он видит случившееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь
умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но
известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть.
28. Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в
образ мучеников, и представляют нам в сновидении, будто
мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют
нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знаком
прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд
и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и
во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто
верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним
никакой веры, тот любомудр. И так, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов. *)
Сия третья степень, равночисленная святой Троице. Вступивший на нее да не озирается ни на десно ни на лево (Втор. 5, 32).
– 32 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. О сновидениях, бывающих новоначальным // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 31-32.
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.