Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы.
Вышеестественному и равноангельному отцу отцов и превосходнейшему учителю грешный Раифский игумен желает
радоваться о Господе.
Зная прежде всего беспрекословное твое о Господе послушание, украшенное впрочем и всеми добродетелями, и в особенности там, где надлежит умножить данный тебе от Бога талант,
мы убогие употребляем поистине убогое и недостаточное слово,
припоминая сказанное в Писании: вопроси отца твоего, и возвестит тебе: старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32,7). И потому,
припадая к тебе, как к общему всех отцу и старшему в подвижничестве, сильнейшему в быстроумии и превосходнейшему учителю, сим писанием нашим молим тебя, о, глава добродетелей,
преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении,
как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге,
как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян, т. е. людей новоисшедших из мысленного Египта и из моря
житейского. И как ты в оном море, вместо жезла Богоглаголивым языком твоим, при содействии Божием, чудодействовал: то
и ныне, не презирая нашего прошения, благоволи о Господе,
для спасения нашего благорассудительно и неленостно начертать законы, свойственные и приличные монашескому житью;
будучи поистине великим наставником всех начавших такое ангельское жительство. Не подумай, будто слова наши происходят от лености или ласкательства: тебе, о священная глава, известно, что мы чужды таких действий; но в чем все уверены, что
вне всякого сомнения, видимо всеми и о чем все свидетельствуют, то и мы повторяем. И так надеемся о Господе скоро получить и облобызать ожидаемые нами драгоценные, на скрижалях
оных, начертания, которые могут служить непогрешительным
наставлением для истинных последователей Христовых и, как
лествица утвержденная даже до небесных врат (Быт. 28,12),
– 11 –
возводить произволяющих, чтобы они безвредно, безбедственно
и невозбранно проходили полчища духов злобы, миродержителей тьмы и князей воздушных. Ибо, если Иаков, пастырь бессловесных овец, видел на лествице такое страшное видение, то
тем более предводитель словесных агнцев, не только видением,
но и делом и истиной *) может показать всем непогрешительный
восход к Богу. Здравствуй о Господе, честнейший отче!
ОТВЕТ.
Иоанн Иоанну желает радоваться.
Получил я, воистину достойное высокого и бесстрастного
жития твоего и чистого и смиренного твоего сердца, посланное тобой к нам нищим и убогим в добродетелях, честное твое
писание, или лучше сказать, заповедь и повеление, превосходящее нашу крепость. Так, это поистине тебе и твоей священной душе свойственно просить поучительного слова и наставления у нас, необученных и невежественных делом и словом;
ибо она привыкла всегда показывать нам в себе образец смиренномудрия. Впрочем скажу и я теперь, что если бы мы не
боялись впасть в великую беду отвержением от себя святого
ига послушания, матери всех добродетелей, то и не дерзнули
бы безрассудно на предприятие, превосходящее нашу силу.
Тебе, дивный отче, следовало бы, спрашивая о таких предметах, научаться от мужей, хорошо познавших это; ибо мы находимся еще в разряде учащихся. Но как богоносные отцы наши
и тайноучители истинного познания определяют, что послушание есть несомненная покорность повелевающим и в тех делах,
которые превышают нашу силу: то мы, благочестиво презревши
нашу немощь, смиренно покусились на труд, превосходящий
__________
*) То есть не только представлением образной лествицы оной в видении, но и самых добродетелей, степенями ее изображаемых, опытным и истинным описанием.
– 12 –
нашу меру; хотя и не думаем принести тебе какую-нибудь пользу, или объяснить нечто такое, что и ты, священная глава, знаешь не меньше нас. Ибо не только я уверен, но и всякий, думаю, из здравомыслящих знает, что око ума твоего чисто от
всякого земного и мрачного возмущения мрачных страстей, и
невозбранно взирает на Божественный свет и озаряется им. Но,
боясь смерти, рождающейся от преслушания, и как бы движимый сей боязнью на послушание, приступил я к исполнению
всечестного повеления твоего со страхом и любовью, как искренний послушник и непотребный раб превосходнейшего живописца, и при скудном моем знании, и недостаточном выражении, одним только чернилом, однообразно начертав живые слова, представляю тебе, начальник учителей и чиноначальник, все
это украсить, уяснить и, как исполнителю скрижалей и закона
духовного, недостаточное восполнить. И не к тебе посылаю сей
труд, нет, это было бы знаком крайнего неразумия, ибо ты силен о Господе не только иных, но и нас самих утверждать в
божественных нравах и учениях, но к богозванной дружине братий, которые, вместе с нами, учатся у тебя, о избранный учитель! К ним-то, через тебя, начинаю сие слово; их и твоими
молитвами, как бы некиими водами надежды будучи подъемлем, при всей тяжести невежества, простираю ветрило трости и
со всяким молением предаю кормило слова нашего в руки доброму нашему сокормчему. Притом прошу всех читающих: если
кто здесь усмотрит нечто полезное, то плод всего такого, как
благоразумный, да приписывает великому наставнику нашему,
а нам да просит воздаяния у Бога за сей слабый труд, не на
бедность сочинения (поистине всякой неопытности исполненного), взирая, но принимая намерение приносящего, как вдовичье
приношение *); ибо Бог воздает награду не множеству даров и
трудов, но множеству усердия.
__________
*) У Паисия Величк. вдовическое предложение.
– 13 –
Текст приводится по изданию:
Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 11-13.
Номера страниц идут после текста.
Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 20.02.2013.