. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Иоанн Кассиан. О духе тщеславия (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    преп. Иоанн Кассиан

    О духе тщеславия

     

    ГЛАВА 1.

    Седьмой подвиг предлежит нам против духа тщеславия – многообразного, разновидного и тонкого, так что едва можно самыми прозорливыми глазами, не говоря предостеречься, но предвидеть и распознать его.

    ГЛАВА 2.
    ТЩЕСЛАВИЕ ИСКУШАЕТ МОНАХА НЕ ТОЛЬКО С ПЛОТСКОЙ СТОРОНЫ, НО И С ДУХОВНОЙ.

    Ибо оно не только с плотской стороны, как прочие пороки, но и с духовной искушает монаха, приражаясь к уму самым тонким злом, так что которые не могли обольститься плотскими пороками, те сильнее уязвляются тщеславием по поводу духовных успехов, и столько оно гибельнее при борении, сколько скрытнее чтобы предостеречься от него. Нападение других страстей бывает более явно, открыто, и в каждом из них искуситель, ниспроверженный строгим сделавшись слабее, отходит, и потом поверженный противник слабее будет искушать своего победителя. А эта страсть когда будет искушать душу с плотской стороны (например, красивыми одеждами, или другими внешними вещами, принадлежностями, преимуществами), и щитом пререкания будет прогнана, то опять, как разнообразное зло, переменив прежний образ и личину, под видом добродетелей старается пронзить и зарезать победителя.

    – 135 –



    ГЛАВА 3.
    ТЩЕСЛАВИЕ ТАК МНОГООБРАЗНО.

    Ибо прочие страсти называются однообразными и простыми; а эта многосложна, многообразна, разновидна, везде, со всех сторон встречается воину и победителю. Ибо она и в одежде, и в наружном виде, в походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, отшельничестве, чтении, знании, молчании, послушании, смирении, долготерпении старается уязвить воина Христова, и как какая-нибудь гибельная скала, покрываемая бурными волнами, причиняет непредвиденное и жалкое кораблекрушение плавающим при благополучном ветре, когда не опасались и не предвидели этого.

    ГЛАВА 4.
    КАК ТЩЕСЛАВИЕ НАПАДАЕТ НА МОНАХА С ПРАВОЙ И С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ.

    Итак, желающему проходить царским путем надобно проходить, по апостольскому учению (2 Кор. 6, 7. 8), с оружием правды в правой и в левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах, и с такою осторожностью среди воздымающихся волн искушений, под управлением рассудительности и под веянием на нас Духа Божия, направлять путь добродетели, так чтобы мы знали, что если немного уклонимся на правую или левую сторону, мы тотчас разобьемся на подводных, гибельных скалах. Потому премудрый Соломон увещавает: не уклоняйся ни на право, ни на лево (Притч. 4, 27), т. е. не тщеславься добродетелями, не превозносись счастливыми успехами в духовном, не уклоняйся и на левую стезю пороков, по апостолу, не ищи себе славы в сраме твоем (Фил. 3, 19). Ибо диавол в ком не мог породить тщеславие видом хорошо сшитой, опрятной одежды, того старается искусить грязною, худо сделанною, убогою. Кого не мог низвергнуть честью, того запинает смирением; кого не возмог заставить превозноситься знанием и красноречием, того обольщает важностью молчания. Если кто будет явно поститься, то искушается суетною славою. Если для избежания славы будет скрывать его, то подвергается тому же пороку превозношения. Чтобы не запятнать себя заразою суетной славы, он в виду братий избегает совершать продолжительные молитвы; а когда станет скрытно упражняться в них и не имеет никакого свидетеля этого дела, то не избегает стрел тщеславия.

    – 136 –



    ГЛАВА 5.
    КАКИМ СРАВНЕНИЕМ ПОЯСНЯЕТСЯ СВОЙСТВО ТЩЕСЛАВИЯ.

    Старцы наши хорошо представляют свойство этой страсти под образом лука и чеснока, которые по снятии одного покрова оказываются покрытыми другим, столько оказываются покровов, сколько их будет снято.

    ГЛАВА 6.
    ТЩЕСЛАВИЕ НЕ СОВЕРШЕННО ИСТРЕБЛЯЕТСЯ И В ПУСТЫНЕ.

    Тщеславие даже и в уединении не перестает преследовать убегающего из-за славы сообщества с людьми; и чем больше кто убегает всего мира, тем сильнее оно преследует его. Иного старается превозносить тем, что он очень терпелив в деле и труде, иного тем, что он очень скор на послушание, иного тем, что он превосходит прочих смирением. Иной искушается обширностью в знании, иной в чтении, иной в бдении. Не иначе эта страсть силится уязвить кого-либо, как его же добродетелями, полагая претыкания на погибель в том, в чем ищут средства к жизни. Ибо желающим проходить, путем благочестия и совершенства наветующие враги скрывают сети обольщения не в другом месте, а на том пути, каким проходят, по изречению бл. Давида: на пути сем, по нему же хождах, скрыша сеть мне (Пс. 141, 4), так что именно на том самом пути добродетелей, каким проходим, стремясь к почести вышнего звания, превознесшись своими успехами, мы обрушиваемся и с связанными ногами нашей души падаем, будучи спутаны сетями тщеславия. И бывает так, что в борьбе с противником мы не могли быть побеждены, а высотою своего триумфа мы побеждаемся; или по крайней мере, что составляет другой род обольщения, мы, превышая меру воздержания или своих сил, по приключившейся слабости тела теряем постоянство нашего подвижничества.

    ГЛАВА 7.
    ТЩЕСЛАВИЕ, КОГДА БУДЕТ НИЗЛОЖЕНО, ТОГДА ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ ВОССТАЕТ НА БОРЬБУ.

    Все страсти, будучи преодолены, увядают, побежденные с каждым днем становятся слабее и местом или временем уменьшаются и утихают, или по крайней мере при сопротивлении противоположных

    – 137 –



    им добродетелей удобнее предостеречься, или избежать их; а эта страсть, будучи низложена, сильнее восстает на брань; и когда думают, что она умерщвлена, своею смертью еще живее укрепляется. Прочие страсти обыкновенно на тех только нападают, которых в борьбе победили, а эта страсть своих победителей еще жесточе преследует; и чем сильнее будет сокрушена, тем сильнее борет возношением самою победою. И это есть самая тонкая хитрость врага, так что заставляет воина Христова пасть от собственных стрел, которого он не мог победить неприятельским оружием.

    ГЛАВА 8.
    ТЩЕСЛАВИЕ НЕ ОСЛАБЛЯЕТСЯ НИ ПУСТЫНЕЮ, НИ ВОЗРАСТОМ.

    Иные отрасти иногда при помощи места успокаиваются, как мы сказали, и по удалении предмета греха, или удобства, или повода к нему, обыкновенно укрощаются и уменьшаются, а эта страсть и с бегущим в пустыню проникает, и место не может исключить ее, не изнемогает и от удаления внешнего предмета. Ибо она воодушевляется не иным чем, как успехами добродетелей того, на кого нападает. Прочие страсти с течением времени, как мы уже оказали, иногда ослабевают и прекращаются; а этой страсти, если не будет заботливой рачительности и рассудительности и долгое время не только не подавляет, но придает ей еще большее поощрение.

    ГЛАВА 9-я.
    ТЩЕСЛАВИЕ БЫВАЕТ ОПАСНЕЕ, КОГДА СОЕДИНЯЕТСЯ С ДОБРОДЕТЕЛЯМИ.

    Прочие страсти, при противоборстве противоположных им добродетелей, открыто, как бы ясным днем воюющие удобнее можно победить и предостеречься их; а эта, прильнувши к добродетелям, вмешавшись в строй войска, сражается как в темную ночь и потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегавшихся ее.

    ГЛАВА 10.
    ПРИМЕР ЦАРЯ ЕЗЕКИИ, КАК ОН СТРЕЛОЮ ТЩЕСЛАВИЯ БЫЛ ПОРАЖЕН.

    Как мы читаем, что Езекия, царь иудейский, муж совершенной праведности во всем и свидетельством Свящ. Писания одобренный, после бесчисленных похвал на добродетели, одною стрелою возношения (т. е. тщеславия) был низложен, и кто одною молитвою

    – 138 –



    мог испросить избиение 185 тысяч ассирийского войска чрез ангела, поразившего их ночью, тот побежден тщеславием. Проходя молчанием столь длинный ряд добродетелей его, которые долго было бы перечислять, я скажу одно следующее. Кто после назначенного предела жизни и дня смерти, определенного приговором Господа, одною молитвою заслужил, чтобы переступить за грань жизни на 15 лет, когда солнце возвратилось на 10 степеней, тот после таких знамений, столь необычайных доказательств добродетелей, пал от своих успехов, как повествуется в Свящ. Писании. В те дни, говорится, заболел Езекия смертельно, и помолился Господу, и Он услышал его, и дал ему знамение (2 Пар. 32, 24), т.е. то, которое дано чрез пророка Исаию, как читаем в 4 кн. Царств (гл. 20) о возвращении солнца. Но не воздал Езекия, говорится, за оказанные ему благодеяния; ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий, и на Иудею, и на Иерусалим. Но как смирился Езекия в гордости сердца своего,– сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии (2 Пар. 32, 25. 26). Как гибельна, как тяжка страсть превозношения! Такая праведность, такие добродетели, такая вера и набожность, которые заслужили того, чтобы изменить самую природу и законы всего мира, погибли от одного превозношения, так что все добродетели преданы забвению, как бы их и не было, и он тотчас подвергся бы гневу Господню, если бы, образумившись, смирением не умилостивил Его; так что кто с высоты заслуг ниспал чрез превозношение, тот только по тем же степеням смирения опять взошел на потерянную высоту. Хочешь узнать и другой пример подобного падения?

    ГЛАВА 11.
    ПРИМЕР ЦАРЯ ОЗИИ, ПОРАЖЕННОГО ПРОКАЗОЮ.

    Озия, прадед упомянутого царя, также восхваленный свидетельством Свящ. Писания, после необыкновенных похвал его добродетелей, после бесчисленных побед, одержанных по заслугам своей набожности и веры, знай, как был низложен тщеславием. И пронеслось, говорится, имя Озии далеко; потому что Господь вспомоществовал ему и укреплял его. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим (2 Пар. 26, 15. 16). Видишь другой пример тяжкого падения, видишь двух мужей, столь

    – 139 –



    праведных и столь совершенных, погибших от своих побед! Отсюда видите, как обыкновенно бывают гибельны успехи счастливых обстоятельств, так что, которые не могли быть сокрушены несчастиями, те жесточе бывают поражены счастьем, если бывают неосторожны; и которые в сражении и битве избежали опасности смерти, те пали от собственных побед и торжеств.

    ГЛАВА 12.
    РАЗНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ТЩЕСЛАВИИ/

    Потому апостол увещевает: не будем тщеславиться (Гал. 5, 26). И Господь, обличая фарисеев, говорит: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Иоан. 5, 44). О таких и блаженный Давид с угрозою говорит: Бог рассыплет кости человекоугодников (Пс. 52, 6 *).

    ГЛАВА 13.
    КАКИМ ОБРАЗОМ ТЩЕСЛАВИЕ ИСКУШАЕТ МОНАХА.

    Тщеславие дух начинающих и тех, которые мало еще преуспели в душевной добродетели, или знании, обыкновенно превозносит или за звук голоса, т. е. что они приятно поют псалмы, или что у них плоть истощенная (постом), или они телом красивы, или что имеют родителей богатых или благородных, или что они презрели военную службу и почести. Иногда также внушает монаху, что достоинства и богатства, которых, может быть, никогда не мог бы и достигнуть, он очень легко получил бы, если бы оставался в мире, также вдыхает в него суетную надежду в сомнительном, и в том, чего никогда не имел, восхищает суетною славою, как будто он сам то презрел.

    ГЛАВА 14.
    КАК ТЩЕСЛАВИЕ ВНУШАЕТ ПРИСВОИТЬ СЕБЕ СТЕПЕНЬ КЛИРИКА.

    Иногда тщеславие влагает желание получить степень клирика пресвитера, или диакона. Если бы и невольно получил его, то представляет, что он будет исполнять с такою святостью и

    _______

    *) Т. е. когда кто угождает прихотям людей, чтобы снискать их благоволение для своих выгод, с нарушением заповедей Божиих, или без намерения исполнить волю Божию и угодить Богу.

    – 140 –



    строгостью, что мог бы представить пример святости и прочим священникам, потом он доставил бы пользу многим не только образцом поведения, но и учением своим и речью. Также пребывающего в уединении или кельи заставляет умом и сердцем обходить дома мирян и монастыри под предлогом – воображаемым увещанием устроять обращение многих. Таким образом несчастная душа увлекается такою суетностью, как бы в глубоком усыплении бредит, так что по большей части увлеченная сладостью таких помыслов и наполненная этими мечтами, она не может видеть и братий, или того, что делается в настоящее время, потому что она с удовольствием занимается как истинным тем, что в бодрственном состоянии приснилось при скитании помыслов.

    ГЛАВА 15.
    КАК ТЩЕСЛАВИЕ ОПЬЯНЯЕТ УМ.

    Когда я жил в пустыне скитской, помню одного старца, который, идя в келью одного брата для посещения, когда приблизился к двери и услышал, что он внутри что-то говорит, не много приостановился, желая узнать, что он читает из Свящ. Писания, или как было в обычае, за работою по памяти прочитывает. Когда благочестивый испытатель, ближе приложив ухо, точнее услышал, то узнал, что он духом тщеславия так был обольщен, что представлял, будто он в церкви предлагает народу увещательную проповедь. Когда старец, продолжая стоять, услышал, что он кончил поучение и переменив должность, как диакон, делает отпуск оглашенным, тогда толкнул в дверь. Брат встретив старца с обычною почтительностью и вводя его, уязвляемый совестью за свои мечты, спросил, давно ли он пришел? Долго стоя у двери, не понес ли неприятности? Старец шутя, ласково отвечал: я пришел, когда ты делал отпуск оглашенным.

    ГЛАВА 16.
    СТРАСТИ НЕ ИНАЧЕ МОЖНО УВРАЧЕВАТЬ, КАК УЗНАВ ИХ КОРНИ И ПРИЧИНЫ.

    Я почел необходимым поместить это здесь для того, чтобы о силе искушений от страстей, которыми жалкая душа уязвляется, узнав не только из разума, но и из примеров, мы могли быть осторожнее для избежания сетей и многоразличных обольщений врага. Так и египетские отцы выставляют это на вид, чтобы брани всех

    – 141 –



    страстей раскрыть для того, чтобы всякий из новоначальных и горящих духом знал тайны своих братий, и видя их как бы в зеркале, узнал и причины страстей, которыми искушаются, и средства против них; также, чтобы в случае будущих браней, прежде нежели они придут, знали, как предостерегаться и встречаться с ними, или как должно сражаться. Как искусные врачи обыкновенно не только настоящие болезни лечат, но и будущие предупреждают прозорливым искусством и предотвращают их наставлениями и целебным питьем; так и эти истинные врачи душ, предотвращая имеющие возникнуть болезни сердец духовным наставлением, как некоторым небесным лекарством, не дозволяют усиливаться в душах юношей, открывая им и причины угрожающих страстей и средства для здоровья.

    ГЛАВА 17.
    МОНАХ ДОЛЖЕН ИЗБЕГАТЬ ЖЕНЩИН И ЕПИСКОПОВ.

    У отцов из древности доселе существует такое изречение, которого я не могу и произнести без своего стыда, так как я не мог ни родственницы удаляться, ни избежать рук епископа *), именно что монаху всячески надобно избегать женщин и епископов **). Ибо если однажды вовлекут его в знакомство с собою, то ни тот, ни другая уже не допустят ему более иметь покоя в келье, или заниматься богомыслием, созерцать чистыми очами святые предметы ***).

    ГЛАВА 18.
    СРЕДСТВА ПРОТИВ ТЩЕСЛАВИЯ.

    Итак, подвижник Христов, желающий законно подвизаться истинным, духовным подвигом, всеми мерами должен стараться победить этого многообразного, разновидного зверя. Мы можем избегать этого, со всех сторон встречающегося нам многоразличного зла таким средством, если будем размышлять о словах Давида: Господь рассыпал кости человекоугодников (Пс. 52, 6). Во-первых, не дозволим себе ничего делать с тщеславным

    _______

    *) Т. е. посвящать в сан просвитера.

    **) Это изречение обратилось в поговорку.

    ***) Женщина будет возбуждать плотскую страсть, а знакомство с епископом может служить поводом к тщеславию таким знакомством, или к высокому мнению о себе и т. п.

    – 142 –



    намерением, для получения суетной славы. Потом то, что сделано нами в начале хорошо, должны стараться охранять с должным вниманием, чтобы после подкравшаяся страсть тщеславия не упразднила всех плодов наших трудов. Также что в сообществе братий не имеет общего употребления, или не делается, того со всем старанием надобно избегать, чтобы не отдать дани тщеславию, также избегать и того, что может отличать нас между другими, и приобрести у людей похвалу за то, что будто мы одни это делаем. Ибо этими особенно признаками докажется, что к нам прильнула смертельная зараза тщеславия. Этого мы легко можем избежать размышлением о том, что мы не только плод наших трудов совершенно погубим, если что станем делать с тщеславным намерением, но и сделавшись виновными в большом преступлении, как святотатцы, подвергнемся вечным мукам; так как к оскорблению Бога дело, которое нам надобно бы делать для Него, мы лучше захотели делать для людей, то знающий все сокровенное обличит нас, что мы предпочли людей Богу, и славу мирскую славе Господней.

    – 143 –



     

     

    Публикация:

    Иоанн Кассиан. О духе тщеславия // Его же. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 135-143 (О постановлениях киновитян. Кн. 11).

     

    Номера страниц идут после текста.

    Сверка текста и расстановка номеров страниц – А. В. Антоневич.

     

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .