ГЛАВА 1-я.
Пятый подвиг предлежит нам – притупить жало едкой печали, которая, если при каждом нападении в разных несчастных случаях будет овладевать нашею душою, то всякий раз будет лишать нас способности к божественному созерцанию, и самый дух, низвергнув из состояния чистоты, совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычною ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не попускает быть спокойным и кротким с братиями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием.
ГЛАВА 2-я.
С КАКОЮ ЗАБОТЛИВОСТЬЮ НАДОБНО ВРАЧЕВАТЬ БОЛЕЗНЬ ПЕЧАЛИ.
Посему с не меньшей заботливостью нам надобно врачевать и эту болезнь, если желаем законно подвизаться подвигом на духовном поприще. Ибо как моль одежде, червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. Силу этого вредного и гибельного порока Божественный Дух довольно ясно и точно изобразил (Прит. 25 гл. 21 ст.).
ГЛАВА 3-я.
С ЧЕМ СРАВНИВАЕТСЯ ДУША, СЪЕДАЕМАЯ ПЕЧАЛЬЮ.
Ибо одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены, или приличного употребления; также и дерево, испорченное червями, не стоит употреблять на украшение даже и посредственного здания, а годно только на сожжение огнем. Так и душа, съедаемая едкою печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обыкновенно принимает елей Св. Духа, стекающий с неба сначала на бороду Аарона, потом на края ее, как это изображается в пророчестве Давида: как елей
– 114 –
на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132, 2). Она не может быть пригодною и на построение и украшение того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря:
вы есте храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Какие его дерева, это показывает невеста в Песни Песней, говоря:
кровли домов наших суть кедры, потолки у нас кипарисы (1, 16). Такие-то роды дерев требуются для храма Божия,– благовонные и не гниющие, которые бы не подвергались ни гнилости от ветхости, ни съедению червей.
ГЛАВА 4-я.
ОТ ЧЕГО, ИЛИ КАКИМ ОБРАЗОМ РОЖДАЕТСЯ ПЕЧАЛЬ.
Впрочем (эта страсть) иногда происходит от порока предшествующего, – гнева, или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял составленную в уме надежду получить какие-нибудь вещи, а иногда без всяких причин, располагающих к этой болезни; по влиянию тонкого врага мы вдруг подвергаемся такой скорби, что не можем о обычною приветливостью принимать посещение даже любезных лиц и родственников наших и что ни было бы сказано ими в приличном разговоре, нам все кажется неблаговременным и лишним и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчною горечью.
ГЛАВА 5-я.
СМУЩЕНИЕ ПРОИСХОДИТ В НАС ОТ ПОРОЧНОСТИ НАШЕЙ, А НЕ ОТ ДРУГИХ.
Отсюда очень ясно открывается, что не всегда от вины других происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе скрытные причины оскорблений и семена пороков, которые, как только прольется на нашу душу дождь искушений, тотчас производят ростки и плоды.
ГЛАВА 6-я.
НИКТО ВНЕЗАПНО НЕ ПОДВЕРГАЕТСЯ ПАДЕНИЮ, НО МАЛО ПО МАЛУ ПРОИЗВОЛЬНО УКЛОНЯЯСЬ ОТ ПРАВДЫ, НАКОНЕЦ ПОГИБАЕТ.
Никто никогда не может быть принужден впасть в грех по поводу порока другого, если в своем сердце не будет иметь
– 115 –
расположения к грехам. Нельзя думать, чтобы кто-нибудь вдруг обольстился, когда увидев красоту женщины, впал в яму гнусной похоти; тогда по случаю видения только вышла наружу потаенная, скрывавшаяся внутри болезнь.
ГЛАВА 7-я.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВА НЕ ДОЛЖНО УДАЛЯТЬСЯ ОБЩЕНИЯ С БРАТИЯМИ, А НАДОБНО ВСЕГДА ВООРУЖАТЬСЯ ТЕРПЕНИЕМ.
Посему Творец всех Бог, лучше всех зная врачевство для Своего творения, и что не в других, а в нас самих заключаются корни зла и причины оскорблений, заповедал не оставлять сообщества братий, не избегать тех, которых мы оскорбили, или которые нас оскорбили, а повелел смягчаться, зная, что совершенство сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже и с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно будем в несогласии даже и с совершенными и лучшими нас. Ибо случаи смущений, из-за которых спешим оставить тех, с которыми имеем соотношение, не могут не быть в сообращении с людьми, и потому не избегаем, а только переменяем причины печали, по которым уклоняемся от первых (людей).
ГЛАВА 8-я.
ЕСЛИ НРАВЫ БУДУТ ИСПРАВЛЕНЫ, ТО МЫ МОЖЕМ СОЙТИСЬ СО ВСЕМИ.
Итак, нам надобно стараться лучше очистить наши пороки, исправить нравы. Если они будут исправлены, то, не говорю, с людьми, даже и с зверями и животными очень легко сойдемся, как сказано в книге бл. Иова: и звери полевые будут в мире с тобою (Иов. 5, 23). Ибо мы не убоимся от вне приходящих оскорблений и никто не может со стороны ввести нас в соблазн, если внутри нас не будут насаждены корни грехов (страсти): ибо велик мир у любящих закон Твой, Господи, и нет им преткновения (Пс. 118, 165).
ГЛАВА 9-я.
О ДРУГОМ РОДЕ ПЕЧАЛИ, КОТОРАЯ ПРИВОДИТ К ОТЧАЯНИЮ В СПАСЕНИИ.
Есть и другого рода печаль гораздо худшая, которая согрешающую душу ведет не к исправлению жизни, не к очищению
– 116 –
пороков, а к гибельнейшему отчаянию. Она-то не попустила Каину покаяться после братоубийства, и Иуде по предании Господа поспешить к средствам удовлетворения, но в отчаянии вовлекла его в петлю виселицы.
ГЛАВА 10-я.
В ЧЕМ БЫВАЕТ ПОЛЕЗНА НАМ ПЕЧАЛЬ.
Только в одном случае надобно считать печаль полезною для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. О ней св. апостол говорить: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10).
ГЛАВА 11-я.
КАК РАЗЛИЧИТЬ ПОЛЕЗНУЮ ПЕЧАЛЬ РАДИ БОГА ОТ ДИАВОЛЬСКОЙ, СМЕРТОНОСНОЙ.
Но эта печаль, производящая неизменное покаяние ко спасению, бывает послушна, приветлива, смиренна, кротка, приятна, терпелива, как происходящая от любви к Богу, по желанию совершенства неутомимо простирающимся ко всякой скорби тела и сокрушению духа, и некоторым образом веселая, ободриваемая надеждою своего совершенства, сохраняет всю приятность приветливости и великодушия, имея в себе все плоды Св. Духа, которые перечисляет апостол: плоды Духа суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). А бесовская печаль бывает очень сурова, нетерпелива, жестока, строптива, соединена с бесплодною грустью и мучительным отчаянием, подвергшегося ей расслабляя, отвлекает от усердия и спасительной скорби, как безрассудная, прерывает не только действенность молитв, но упраздняет и все сказанные духовные плоды, которые печаль ради Бога доставляет.
ГЛАВА 12-я.
БЕЗ СПАСИТЕЛЬНОЙ ПЕЧАЛИ РАДИ БОГА, КОТОРАЯ РОЖДАЕТСЯ ТРЕМЯ СПОСОБАМИ, ВСЯКАЯ ДРУГАЯ ПЕЧАЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГАЕМА.
Поэтому кроме той печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая
– 117 –
смерть, должна быть отвергаема, все равно как дух блуда, или сребролюбия, или гнева, должна быть совершенно изгоняема из наших сердец.
ГЛАВА 13-я.
КАКИМИ СРЕДСТВАМИ ДОЛЖНО ИЗГОНЯТЬ ПЕЧАЛЬ ИЗ СЕРДЦА.
Итак, эту гибельную страсть мы можем выгнать из себя если ум наш, постоянно занятый духовным размышлением, будем ободрять будущею надеждою и созерцанием обещанного блаженства. Ибо этим способом все роды печалей, которые происходят или от предшествующего гнева, или от неполучения прибыли, или от понесения убытка, или от причиненной обиды, или от неразумного смущения духа, и приводят нас к смертному отчаянию, мы можем победить, когда постоянно ободривая себя созерцанием будущих, вечных предметов, пребывая непоколебимы, не будем упадать духом при настоящих несчастных приключениях, а при счастливых обстоятельствах не станем возноситься, будем. смотреть на то и другое, как тленное и скоропреходящее *).
_______
*) В Добротолюбии сказано, что печаль врачуется молитвой, надеждою на Бога, поучением в слове Божием и обращением с благочестивыми людьми.
– 118 –
Публикация:
Иоанн Кассиан. О духе печали // Его же. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 114-118 (О постановлениях киновитян. Кн. 9).
Номера страниц идут после текста.
Сверка текста и расстановка номеров страниц – А. В. Антоневич.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.04.2013.