ГЛАВА 1-я.
Восьмой и последний подвиг предлежит нам против духа гордости *). Эта страсть хотя последняя по времени борьбы с пороками, и по порядку исчисления ставится последнею, а по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных, и почти уже поставленных на верху добродетелей жестоким угрызением погубляет.
ГЛАВА 2-я.
ДВА РОДА ГОРДОСТИ.
Гордости два рода: один тот, который, как мы сказали, искушает мужей духовных и высоких, а другой – новоначальных
_______
*) Гордость superbia есть беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения. Superbia происходит от superbeo; superbia значит идти, поступать выше себя, выше своей меры, или состояния, или выше других, хотеть казаться выше, нежели каков на самом деле есть.
– 143 –
и плотских. И хотя тот и другой род гордости вдыхается вредным возношением как на Бога, так и на людей; однако ж тот первый относится особенно к Богу, а второй касается собственно людей. Начало гордости второго рода и средства по силам, при помощи Божией, исследуем в конце этой книжки (гл. 24); а теперь мы намерены не многое сказать о первой гордости, которою искушаются особенно совершенные, как мы сказали.
ГЛАВА 3-я.
ГОРДОСТЬ ВСЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ПОГУБЛЯЕТ.
Итак, нет никакой другой страсти, которая бы так все добродетели истребляла, лишала человека всякой праведности и святости, и обнажала, как гордость, как главная какая и губительная болезнь, которая ни один член или часть его расслабляет, но все тело повреждает смертоносным расстройством, и уже стоящих на верху добродетелей в состоянии подвергнуть жестокому падению и погубить. Ибо всякая страсть ограничивается своими пределами и целью, хотя повреждает и другие добродетели, но нападает главно на одну и особенно ее подавляет и побеждает. И чтобы это можно было яснее уразуметь, скажем, что чревобесие, т.е. вожделение чрева или страсть к обжорству погубляет строгость воздержания, похоть оскверняет целомудрие, гнев погубляет терпение, так что иногда преданный одному пороку не лишается совсем других добродетелей; но погубив только ту добродетель, которая падает, когда противоположный ей порок поборет, прочие добродетели хоть отчасти могут оставаться, а когда гордость овладеет несчастною душою, то как какой-нибудь самый жестокий тиран, взявши высокую крепость добродетелей, весь город до основания разрушает и разоряет. Высокие стены святости сравняв с землею пороков и смешав, потом не оставляет покоренной ею душе никакого вида свободы. И чем более богатую захватит в плен, тем более тяжелому игу рабства подвергает, и с жестокостью ограбив все имущество добродетелей, совсем обнажает.
ГЛАВА 4-я.
ПО ПРИЧИНЕ ГОРДОСТИ ЛЮЦИФЕР ИЗ АРХАНГЕЛА СДЕЛАЛСЯ ДИАВОЛОМ.
Сила жестокой тирании гордости открывается из того, что тот ангел, который за превосходство блеска и красоты своей назван люцифером, низвержен с неба ни за какой другой порок, а за этот, из блаженного и высокого чина ангелов, уязвленный стрелою
– 144 –
гордости, ниспал в преисподнюю. Итак, если такую силу (архангела), украшенную преимуществом такого могущества, одно возношение сердца могло низвергнуть с неба на землю; то с какою осмотрительностью нам, облеченным слабою плотью, надобно остерегаться, это показывает тяжесть этого падения. А как избегать гибельнейшей заразы этой болезни, мы можем научиться, если исследуем причины и начало этого падения. Ибо никогда нельзя уврачевать слабость и приспособить лекарства к болезни, если наперед проницательным изысканием не будут исследованы начало и причины ее. Этот (архангел), облеченный божественною светлостью, и между прочими вышними силами (ангелами) более сияя дарованиями Создателя, думал, что блеск мудрости и красоту добродетелей, которою украшался по благодати Творца, он получил по могуществу своей природы, а не по благодеянию щедродательности Его. И от этого превознесшись, так как будто не имел нужды в помощи Божией для пребывания в этой чистоте, почел себя подобным Богу, как будто ни в чем не имел нужды, как Бог, положившись на способность свободного произволения, думал, что по этому произволению будет у него в изобилии все, что нужно для совершенства добродетелей, или непрестанного продолжения высшего блаженства. Это одно помышление сделалось для него первым падением. За это оставленный Богом, в Котором, думал, он не имеет нужды, вдруг сделавшись непостоянным и колеблющимся, почувствовал и слабость своей природы, и лишился блаженства, которым по дару Божию наслаждался. И поелику он возлюбил слова гибельные (Пс. 51, 6), говорил:
взойду на небо (Ис. 14, 13), и язык коварный, которым говорил о себе:
буду подобен Всевышнему, или об Адаме и Еве:
будете как Боги (Быт. 3, 5);
за то Бог сокрушит его в конец, изринет его, и исторгнет из жилища Своего и корень его из земли живых. Тогда праведники, видя падение его, убоятся, посмеются над ним, говоря (это весьма справедливо относится также и к тем, которые надеются, что могут совершать высшее добро без покровительства и помощи Божией): вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51, 7-9).
ГЛАВА 5-я.
ПОБУЖДЕНИЯ КО ВСЕМ ПОРОКАМ ПРОИСХОДЯТ ОТ ГОРДОСТИ.
Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость чрез люцифера, низверженного за нее, вкравшись
– 145 –
потом в первосозданного (Адама), произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу божества свободою произвола и своим старанием, то потерял и ту, которую получил по благодати Творца.
ГЛАВА 6-я.
ГОРДОСТЬ ПО ПОРЯДКУ БОРЬБЫ БЫВАЕТ ПОСЛЕДНЯЯ, А ПО ВРЕМЕНИ И НАЧАЛУ ПЕРВАЯ.
Итак, примерами и свидетельствами Свящ. Писания ясно доказывается, что страсть гордости хотя последняя по порядку *) борьбы, но по происхождению первая, есть начало всех грехов и пороков (Сирах. 10, 15. Тов. 4, 13). Она, не как прочие пороки, не одну только противоположную ей добродетель, т. е. смирение истребляет, но и все вместе добродетели погубляет, и не только посредственных и малых искушает, но особенно стоящих на высоте мужества (добродетелей). И потому блаж. Давид хотя с такою осмотрительностью охранял свое сердце, что дерзновенно взывал к Тому, от Кого не скрыты тайны его совести: Господи! не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое; не смирялся ли я? (Пс. 130, 1.2); и еще: не будет жить в доме моем поступающий коварно (гордо) (Пс. 100, 7); однако ж зная, как трудно это охранение сердца и для совершенных, не полагается на одно свое старание, но в молитве испрашивает помощи Господней, чтобы мог не уязвленным избежать стрелы этого врага, говоря: да не наступит на меня нога гордости (Пс. 35, 12), опасаясь и боясь, чтобы не подвергнуться тому, что говорится о гордых: Бог гордым противится (Иак. 4, 6); и еще: нечист пред Богом всяк высокосердый (Прит. 16, 5).
ГЛАВА 7-я.
ГОРДОСТЬ ЕСТЬ ТАКОЕ ЗЛО, ЧТО САМОГО БОГА ИМЕЕТ ПРОТИВНИКОМ.
Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не ангела, не другие противные ей силы, но самого Бога. Надобно заметить, что не сказано, что Бог противится подвергшимся прочим порокам, например чревоугодникам, блудникам, гневливым или сребролюбивым, но одним гордым. Ибо эти пороки
_______
*) Т. е. гордость можно победить не прежде, как после побеждения прочих страстей.
– 146 –
падают только на согрешающих, или на их участников, т. е. других людей по-видимому касаются; а эта касается собственно Бога, потому особенно и достойна иметь Его противником.
ГЛАВА 8-я.
КАК БОГ ПОСРАМИЛ ГОРДОСТЬ ДИАВОЛА ДОБРОДЕТЕЛЬЮ СМИРЕНИЯ.
И потому Творец вселенной и врач Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый говорит: взойду на небо (Ис. 14, 13); а смиренный говорит: смирилась до земли душа моя (Пс. 43, 26). Тот говорит: и я буду подобен Всевышнему; а этот говорит: будучи образом Божиим, уничижил Себя самого, приняв образ раба, смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Фил. 2, 6-8). Тот говорит: выше звезд Божиих вознесу престол мой (ст. 13); а этот говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Тот говорит: я не знаю Бога, и Израиля не отпущу (Исход. 5, 2); этот говорит: если скажу, что не знаю Его (Бога), то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его, и соблюдаю слово Его (Иоан. 8, 55). Тот говорит: мои суть реки, и я сотворил их (Иез. 29, 3); этот говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя, а Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Иоан. 5, 19; 14, 10). Тот говорит: мои суть все царства мира и слава их, и кому захочу, даю их (Лук. 4, 6); этот говорит: будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились его нищетою (2 Кор. 8, 9). Тот говорит: как собирают яйца оставленные, так я обобрал всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не разинул рта, и не пикнул (Ис. 10, 14); этот говорит: Я уподобился пеликану в пустыне, бдел и сделался, как одинокий воробей на кровле (Пс. 101, 7-8). Тот говорит: ступнями ног моих иссушу все реки египетские (Ис. 37, 25); этот говорит: не могу ли Я теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели 12 легионов ангелов? (Мф. 26, 53). Если рассмотрим причину начального падения и основания нашего спасения, кем и как они положены или возникли, то падением люцифера и примером смирения Спасителя научимся, как мы должны избегать столь жестокой смерти от гордости.
– 147 –
ГЛАВА 9-я.
КАК МОЖЕМ ПОБЕДИТЬ ГОРДОСТЬ.
Итак, мы можем так избегать сетей этого злейшего духа, если во всех добродетелях, в каких будем сознавать, что преуспеваем, будем говорить с апостолом: благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился, не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10). Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению (Фил. 2, 13). И Сам виновник нашего спасения говорит: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего (Иоан. 15, 5). Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете (Пс. 126, 1. 2). Помилование зависит не от желающего и не подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9, 16).
ГЛАВА 10-я.
НИКТО НЕ МОЖЕТ ДОСТИГНУТЬ СОВЕРШЕНСТВА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ИЛИ ОБЕЩАННОГО БЛАЖЕНСТВА ТОЛЬКО СВОИМИ СИЛАМИ.
Ибо ничья воля или подвиг, хотя бы кто хотел и подвизался, не могут быть на столько достаточны, чтобы обложенный плотью, противоборствующею духу, в состоянии был достигнуть верха совершенства и награды за непорочность и чистоту, если не будет вспомоществуем милосердием Божиим, так чтобы заслуживал достигнуть того, чего очень желает, или куда стремится. Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17). Ибо что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор. 4, 7).
ГЛАВА 11-я.
ПРИМЕРОМ ДАВИДА И БЛАГОРАЗУМНОГО РАЗБОЙНИКА ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ВЫШЕ СКАЗАННОЕ.
Если вспомним, что благоразумный разбойник за одно исповедание введен в рай (Лук. 23, 42. 43), то поймем, что он
– 148 –
достиг такого блаженства не заслугой своего подвига, а получил по дару милующего Бога. Или если вспомним, что два столь тяжкие и столь необыкновенные преступления царя Давида были заглажены одним словом покаяния, то увидим, что заслуги труда здесь недостаточны были для прощения такого преступления, но в преизбытке явлена благодать Бога, Который, приняв истинное покаяние с искренним исповеданием одного слова (т. е. согрешил я), потребил такую тяжесть грехов. Также исследуя начало звания и спасения человеческого, которым мы спасены, по апостолу, благодатью, и сие не от нас, не от дел наших, а по дару Божию (Ефес. 2, 8. 9), ясно можем понять, что достижение совершенства есть дело не желающего, ни подвизающегося, но милующего Бога (Рим. 9, 16), Который вовсе не в воздаяние за заслугу наших трудов или подвижничества делает нас победителями пороков, и не в возмездие за тщание нашей воли помогает восходить на столь трудную высоту непорочности, покорив плоть, которую носим. Точно никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобрести такую добродетель чистоты, прирожденную одним ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией. Ибо действие всякого добра происходит от благодати Бога, Который такую долговечность блаженства и безмерную славу с великою щедростью даровал (нам ) за слабое усердие и за краткий, малый подвиг наш.
ГЛАВА 12-я.
НЕТ НИКАКОГО ТРУДА, КОТОРЫЙ МОГ БЫ РАВНЯТЬСЯ ОБЕЩАННОМУ БЛАЖЕНСТВУ.
Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной, когда посмотришь на продолжительность будущей славы, и все скорби от созерцания безмерного блаженства удалятся, как дым истощившись до ничтожества, исчезнут, и никогда не явятся, как угасшая искра.
ГЛАВА 13-я.
ПРЕДАНИЕ ОТЦОВ О СПОСОБЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЧИСТОТЫ.
Итак, время уже сообщить мнение отцов теми самыми словами, какими передают, именно тех, которые путь совершенства и качество его не высокопарными словами изобразили, но владея делом и силою духа, собственным опытом и верными примерами
– 149 –
передали его. Итак, они говорят, что невозможно кому-либо совершенно очиститься от плотских пороков, если не сознает, что весь труд и старание его не могут быть достаточны для достижения такого совершенства, и если не убедится, будучи научен не столько наставлением преподающего, сколько расположением, усилием и опытом собственным, что достигнет его не иначе, как по милосердию и при помощи Божией. Ибо для получения столь величественной и столь превосходной награды за чистоту и непорочность, каков бы ни был употреблен труд поста, бдения, чтения, уединения, отшельничества, не может быть достоин того, чтобы получить ее по заслугам своего старания или труда. Ибо собственный труд или человеческое старание никогда не заменит божественного дара, если он по милосердию Божию не будет сообщен желающему.
ГЛАВА 14-я.
ПОМОЩЬ БОЖИЯ ПОДАЕТСЯ ТРУДЯЩИМСЯ.
Я говорю это не для того, чтобы упразднить человеческие усилия, отклонить кого-либо от тщания и труда, но решительно утверждаю мнением не моим, а старцев, что вовсе невозможно достигнуть евангельского совершенства без этих усилий и трудов; также и этими одними трудами никто не может достигнуть совершенства без благодати Божией. Ибо как мы говорим, что человеческие усилия сами по себе не могут достигнуть совершенства без помощи Божией, так утверждаем, что только трудящимся и старающимся оказывается милосердие и благодать Божия, или сказать словами апостола, желающим и подвизающимся сообщается, как и в 88 псалме воспевается от лица Бога: Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа (ст. 20). Хотя мы говорим, что по изречению Спасителя дается просящим, отверзается стучащим, и ищущие обретают (Мф. 7, 7. 8); но прошение, искание и стучание наше не помогут нам, если милосердие Божие не даст того, чего просим, или не отверзет, когда стучим, или не даст нам найти то, чего ищем. Бог готов доставить нам все это, когда только от нас будет дан Ему повод доброю волею. Ибо Он больше, чем мы, желает и ожидает нашего совершенства и спасения. И блаж. Давид знал, что он вовсе не может иметь успеха в своем деле и труде от собственного только тщания, так что неоднократною молитвою умолял Господа, чтобы Он благоволил управить дела его, говоря: в деле рук наших споспешествуй нам (Пс.
– 150 –
89, 17). И еще:
утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас(Пс. 67, 29).
ГЛАВА 15-я.
У КОГО МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ.
Итак, если мы действительно хотим самым делом достигнуть истинного совершенства добродетелей, то должны ввериться тем учителям и руководителям, которые не суесловным рассуждением бредят о нем, но делом и опытом понимая, могут и нас научить, направить к нему и верно указать и путь к достижению его, и которые свидетельствовали, что они достигли его больше верою, нежели заслугами трудов. Приобретенная ими чистота сердца доставляла им ту особенно пользу, что сознавали, что они более и более удручаются грехами. Потому сокрушение о грехах столько каждый день умножалось в них, сколько чистота сердца усовершалась; и они непрестанно от искреннего сердца воздыхали, потому что сознавали, что они никак не могут избежать нечистоты и срама грехов, которые запятнали их чрез многоразличные помыслы. И потому об являли, что они надеются получить награды в будущей жизни не по заслугам трудов, а по милосердию Господа, не присвояя себе никакого преимущества по сравнению с другими из-за такой осмотрительности сердца; потому что эту самую (осмотрительность) они приписывали не своей тщательности, а благодати Божией; не обольщают себя высоким мнением о себе при виде нерадения низших и холодных (людей), а больше рассматривают тех, о которых знали, что они действительно не имели греха, и в царстве небесном уже наслаждаются вечным блаженством,– приобретали постоянное смирение; и таким образом этим рассматриванием *) вместе избегали падения от возношения, и всегда находили то, к чему стремились, или о чем сетовали, понимали, что при препятствии от тяжести плоти они сами собою не могут достигнуть желаемой чистоты сердца.
_______
*) Троякое рассмотрение приводит к смирению, и предостерегает от гордости: 1) рассматривание благости Божией, которая делает на теми, что мы есть, и без которой ничего не можем сделать, что нужно для спасения; 2) рассматривание нашей слабости, маловажности, окаянства как по душе, так и по телу, которое таково, что мы в себе не находим, кроме греховности нечистоты; что гордится земля и пепел, говорит прем. Сирах (10, 9); 3) рассмотрение чистоты совершенства блаженных духов, не имеющих никакой греховной нечистоты, и наслаждающихся блаженным видением. Если бы Бог оставил нас, то мы были бы хуже самых худых. Свойство смирения – видеть свои грехи, а в других – добрые качества; а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других – только худое.
– 151 –
ГЛАВА 16-я.
БЕЗ МИЛОСЕРДИЯ БОЖИЯ И ВООДУШЕВЛЕНИЯ МЫ НЕ МОЖЕМ ПРИСТУПИТЬ К САМОМУ ТРУДУ ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВА.
Итак по преданиям и наставлениям (св. отцов) мы должны так стремиться (к совершенству), упражняясь в посте, бдении, молитве, сокрушении сердца и тела, чтобы все это гордость не сделала напрасным. Ибо надобно верить, что мы не только не можем достигнуть совершенства нашим тщанием или трудом, но и самые эти труды, усилия и занятия, в которых упражняемся для него, не можем совершать без помощи Божией, без воодушевления, вразумления и увещания благодати, которую обыкновенно Бог вливает в наши сердца, милостиво посещая нас, или чрез другого, или сам собою.
ГЛАВА 17-я.
РАЗНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА, КОТОРЫМИ ДОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО БЕЗ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ СОВЕРШИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО СПАСЕНИЯ.
Виновник нашего спасения научает, что мы ничего не можем сделать сами собою. Я ничего не могу творить Сам от Себя, говорит Он, а Отец пребывающий во Мне, Он творит дела (Иоан. 5, 30. 14, 10). Он от лица воспринятого человечества говорит, что ничего не может делать Сам от Себя; мы ли, земля и пепел, будем думать, что не имеем нужды в помощи Божией в том, что относится к нашему спасению? Итак, чувствуя во всем свою немощь и Божию помощь, научимся и мы ежедневно взывать со святыми: сильно толкнули меня, чтобы, я упал; но Господь поддержал меня. Господь сила моя и песнь; Он соделался моим спасением (Пс. 117, 13. 14). Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания (ад). Когда я говорил: колеблется нога моя, милость Твоя, Господи, поддерживала меня. При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают, душу мою (Пс. 93, 17-19). Также видя, что сердце наше укрепляется в страхе Божием и терпении, будем говорить: Господь был мне опорою. Он вывел меня на пространное место (Пс. 17, 19-20). Сознавая, что от успеха дел умножается у нас знание, будем говорить: ибо Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает
– 152 –
тьму мою. Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену (Пс. 17, 29-30). Потом чувствуя, что мы приобрели крепость терпения, и на стези добродетелей легче и без труда направляемся, должны говорить: Бог препоясывает меня силою, и устрояет мне верный путь. Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня. Научает руки мои брани (Пс. 17, 33-35). Если мы, приобретя рассудительность и укрепляясь ею, можем победить своих противников, то должны взывать к Богу: наказание Твое исправило меня в конец, наказание Твое то научило меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои (Пс. 17, 37). И поелику я так укреплен Твоим знанием и силою, то дерзновенно прибавлю и следующее, и скажу: я преследую врагов моих, и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их. Поражаю их, и они не могут встать; падают под ноги мои (Пс. 17, 38-39). Опять помня о своей немощи, что мы, облеченные слабой плотью, без помощи Божией не можем победить столь жестоких врагов – пороки, должны говорить: с Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасает меня; но Ты спасаешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас (Пс. 43, 6-8). Ибо ты, препоясал меня силою для войны, и низложил под ноги мои восставших на меня. Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истреблю ненавидящих меня (Пс. 17, 40-41). Помышляя, что мы не можем победить своим оружием, будем говорить: возьми щит и латы, и восстань на помощь мне. Обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: Я спасение твое! (Пс. 34, 2-3). Мышцы мои сокрушают медный лук. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня (Пс. 17, 35-36). Ибо отцы наши не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница, и Твоя мышца, и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним (Пс. 43, 4). Наконец все благодеяния Божии внимательным умом рассматривая, за все то, что или мы победили, или получили от него просвещение знания, или дарование рассудительности, или Он наделил нас оружием Своим, или препоясал поясом силы, или обратил наших врагов в тыл, и даровал силу рассеять их, как ныне пред лицом ветра, то с искренним расположением сердца будем взывать к Нему: возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище
– 153 –
мое, избавитель мой, Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа, и от врагов моих спасусь (Пс. 17, 2-4).
ГЛАВА 18-я.
МЫ УКРЕПЛЯЕМСЯ БЛАГОДАТЬЮ БОЖИЕЙ НЕ ТОЛЬКО В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ, НО И В ЕЖЕДНЕВНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
Мы должны благодарить Бога не только за то, что Он сотворил нас разумными, одарил властью свободного произволения, даровал благодать крещения, сообщил знание закона и помощь, но и за то, что Он доставляет нам ежедневным промышлением Своим, именно освобождает нас от наветов врагов, содействует нам, чтобы мы могли победить плотские пороки, покрывает нас без нашего ведома от опасностей, ограждает от грехопадения, помогает и просвещает нас, чтобы мы самую помощь могли понимать и познавать, тайно вдыхает сердечное сокрушение о нерадении и грехах наших, посещает нас спасительным вразумлением, иногда даже влечет нас к спасению, наконец самый свободный произвол наш, который склоннее бывает к порокам, направляет к лучшему делу, и посещая своим наказанием, обращает на путь добродетелей.
ГЛАВА 19-я.
ТАКОЕ ПОНЯТИЕ КАСАТЕЛЬНО БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ ПРЕДАНО ДРЕВНИМИ ОТЦАМИ.
Это есть собственно смирение по отношению к Богу *), это есть искренняя вера древнейших отцов, которая у последователей их доселе продолжается неизменно. Об этой вере несомненно свидетельствуют апостольские силы (чудеса), которые часто совершались ими (св. отцами) не только у нас, но и между неверными и маловерными. Они, в простом сердце содержа простую веру рыбарей, из очевидных знамений познали, что воспринимают ее (веру) не мирским
_______
*) Смирение по отношению к Богу состоит в том, чтобы сознавать свою зависимость от Бога во всем, признавать благодарения Божии, благодарить за них, покоряясь воле Божией, или по выражению апостола Петра, смиряться под крепкую руку Божию, а ради Бога покоряться и людям, т.е. высшим, как служителям Божиим и орудиям Его. Сущность смирения состоит в том, чтобы воля наша подчинялась воле Божией. Вся тварь невольно подчинена Творцу, а от разумной твари требуется добровольное подчинение, которое может быть троякое, так что чего хочет Бог, и мы должны желать, чего не хочет Он, того и мы должны отвращаться, а когда неизвестно, хочет или не хочет Он чего, то и мы должны и не вполне желать и несовершенно отвращаться.
– 154 –
духом посредством силлогизмов, диалектиков и красноречия Туллия Цицерона, а опытом искренней жизни, чистою деятельностью и исправлением пороков, и (вернее сказать) в ней заключается сущность совершенства; а без нее (веры) не возможны ни благочестие по отношению к Богу, ни очищение пороков, ни исправление нравов, ни совершение добродетелей.
ГЛАВА 20-я.
ОДИН БРАТ ЗА БОГОХУЛЬСТВО ПРЕДАН НЕЧИСТОМУ ДУХУ.
Я знал одного из числа братий (о если бы я не знал его, хотя после сего он допустил поставить себя в степень моего чина *), который одному весьма опытному старцу открылся, что он подвергается жестокому нападению от плотской страсти, так что сгорал желанием лучше согрешить против употребления природы, нежели переносить нестерпимое разжение похоти. Тогда старец, как духовный и истинный врач, прозрев внутреннюю причину и начало этой болезни и тяжело вздохнув, сказал: Господь никак не попустил бы тебе подвергнуться такому нечистому духу, если бы ты в чем-нибудь не богохульствовал на Него **). По открытии этого брат тотчас упал к ногам его на землю, пораженный крайним удивлением, видя, что Бог открыл ему тайны его сердца, сознался, что он в нечестивом помышлении имел хулу на Сына Божия. Отсюда ясно, что тот, кем обладает дух гордости, или кто похулит Бога, как причиняющий обиду Тому, от Кого надобно ожидать дара чистоты, лишается непорочности и не заслуживает святости целомудрия.
ГЛАВА 21-я.
ПРИМЕР ИУДЕЙСКОГО ЦАРЯ ИОАСА, КОТОРЫЙ ЗА ГОРДОСТЬ ПОДВЕРГСЯ НАКАЗАНИЮ.
Нечто подобное читаем в книге Паралипоменон: Иоас, царь иудейский, семи лет первосвященником Иодаем был возведен на
_______
*) Т. е. посвятить в священники. См. кн. 11, гл. 17.
**) Из этого видно, что за гордость или богохульство Господь в наказание попускает виновному подвергаться искушению плотской страсти. По словам св. Григория Великого, если грех не очищается скоро слезами покаяния, то Бог в наказание оставляет его, и человек, связанный узами греха и омраченный греховною тьмою, впадает в другие грехи, начинает присоединять один грех к другому. Таким образом, последующие грехи служат наказанием за прежние грехи, принебреженные, не скоро очищенные слезами покаяния.
– 155 –
царство и, по свидетельству Свящ. Писания, был похвален во всем, пока жил упомянутый первосвященник. А после смерти Иодая слушай, что говорит об Иоасе Свящ. Писание, и как превознесшись гордостью, он предан был бесчестной страсти:
по смерти Иодая, пришли князья Иудейские, и поклонились царю *); тогда (обольщенный
) царь стал слушаться их. И оставили дом Господа, Бога отцов своих, и стали служить деревам посвященным и идолам,– и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И не много после:
и по истечении года, выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа; и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. Хотя не в большом числе людей приходило войско Сирийское; но Господь предал в руки их весьма многочисленную силу, за то, что оставили Господа, Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они (бесчестный **)
суд. И уходя от него, оставили его в тяжкой болезни (2 Пар. 24, 17. 23-25). Видишь, как гордость заслужила, чтобы он предан был бесчестным и нечистым страстям! Ибо он, вознесшись гордостью, допустил поклоняться себе, как Богу, за то предается, по апостолу, постыдным страстям и превратному смыслу (Рим. 1, 26. 28), чтобы он потерпел непристойное. И поелику по словам Свящ. Писания (Притч. 16, 5), нечист пред Богом всяк высокосердый, то надменный сердцем предается постыдной страсти для посрамления, чтобы так униженный почувствовал, что он нечист или по осквернению плоти, или по ощущению нечистой страсти, чего по возношению своего сердца не хотел чувствовать, чтобы постыдное смешение плоти обнаружило скрытную нечистоту его сердца, которую произвела гордость, и чтобы явное осквернение его тела показало, что он нечист, тогда как по надменности духа прежде не сознавал, что он сделался нечистым.
ГЛАВА 22-я.
ВСЯКАЯ ГОРДАЯ ДУША ПОДВЕРГАЕТСЯ ДУХОВНЫМ НЕПОТРЕБСТВАМ ДЛЯ ПОСРАМЛЕНИЯ.
Вышесказанным ясно доказывается, что всякая душа одержимая гордостью, предается умственным сириянам, т. е. духовным
_______
*) По мнению бл. Иеронима поклонились как Богу, и Иоас с удовольствием допустил князьям почтить себя как Бога.
**) Бл. Иероним думает, что сириане осквернили его мужеложством.
– 156 –
непотребствам, запутывается плотскими страстями, чтобы по крайней мере униженная плотскими пороками сознала себя нечистою и оскверненною чрез плоть, тогда как во время холодности духа не могла прежде сознать, что чрез возношение сердца она сделалась нечистою пред взором Божиим *); чтобы таким образом человек униженный позаботился выйти из состояния холодности и пристыженный бесчестием плотских страстей постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам.
ГЛАВА 23-я.
СОВЕРШЕНСТВА НЕЛЬЗЯ ДОСТИГНУТЬ ИНАЧЕ, КАК СМИРЕНИЕМ.
Итак, очевидно, что никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому с усилием стремится.
ГЛАВА 24-я.
КОГО ИСКУШАЕТ ДУХОВНАЯ ГОРДОСТЬ И КОГО ПЛОТСКАЯ.
Доселе, сколько дозволяла бедность нашего дарования, при помощи Божией довольно сказали мы о духовной гордости, которою, как сказано, искушаются все совершенные. Этот род гордости не многими познан и испытан, потому что не многие стараются приобрести совершенную чистоту сердца, чтобы могли достигнуть до этих степеней брани, и не заботятся об очищении от прежде упомянутых страстей, которых свойства и средства мы изложили в особых книгах. Эта гордость обыкновенно искушает только тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти на верху добродетелей. Поскольку хитрый враг не может подвергнуть их плотскому грехопадению, то усиливается запнуть и низложить духовным падением, чрез которое старается лишить их всех заслуг прежних добродетелей, приобретенных с большим трудом. Впрочем нас, которые еще опутываемся плотскими страстями, он вовсе и не удостаивает искушать таким образом, но запинает более
_______
*) Богу столько противна гордость, что за нее Он попускает впадать в гнусные плотские пороки, которые посрамляют, заставляют сознать свою нечистоту и смириться.
– 157 –
грубою и, так сказать, плотскою гордостью. И потому об этой гордости, которая обыкновенно искушает нас, или людей нашей меры, а особенно души новоначальных, или начинающих, думаю, необходимо не много сказать по нашему обещанию.
ГЛАВА 25-я.
ОПИСАНИЕ ПЛОТСКОЙ ГОРДОСТИ.
Итак, эта плотская гордость, о которой мы сказали, когда при холодном, худо положенном начале отречения от мира поселится в душе монаха, не дозволяя ему от прежней мирской надменности придти к смирению Христову, сначала делает его непокорным и упрямым, потом не дозволяет быть кротким и ласковым, также не допускает быть равным с братиями и общительным, не позволяет по заповеди Бога и Спасителя нашего оставить все имущество и остаться в нищете, и поелику отвержение мира есть не что иное, как знак умерщвления и креста, то оно и не может начаться и созидаться на другом основании, как на признании себя духовно умершим для дел этого мира, и на уверенности, что он и телесно имеет умереть в каждый день; напротив гордость заставляет его надеяться на долговечную жизнь, предполагает у него многие и продолжительные немощи, внушает также смущение и стыд, если сделавшись нищим, станет содержаться чужим, а не своим имуществом; внушает также, что пищу и одежду гораздо лучше приготовлять на свои, нежели на чужие средства, именно по тому изречению (которого, как сказано, никогда не могут и понять пораженные тупостью и холодностью сердца): блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35).
ГЛАВА 26-я.
КТО ПОЛОЖИЛ ХУДОЕ ОСНОВАНИЕ, ТОТ ЕЖЕДНЕВНО НИСХОДИТ В ХУДШЕЕ СОСТОЯНИЕ.
Итак побежденные такою безнадежностью (иные нерадением) духа и диавольским неверием погасив искру веры (которою, казалось, воспламенились в начале своего обращения), начинают усерднее сохранять деньги, которые прежде начали было расточать, и как однажды расточенные уже не могут возвратить, то с большою скупостью сберегают их; или, что еще хуже, возвращая прежде отвергнутое, или даже собирая то, чем прежде не владели, что составляет третий и самый худший род непотребства, тем показывают,
– 158 –
что они, вышедши из мира, больше ничего не приобрели, как только имя и слово монаха. Итак, на этом начале, положенном на худом и порочном основании, необходимо будет устрояться потом все здание пороков, и ничего нельзя будет положить на таком худом основании кроме того, что подвергнет жалкую душу плачевному падению.
ГЛАВА 27-я.
ИЗЛОЖЕНИЕ ПОРОКОВ, РОЖДАЮЩИХСЯ ОТ ГОРДОСТИ.
Точно, душа, ожесточенная такими страстями и начинающая (монашескую жизнь) с отвратительною теплотою, необходимо с каждым днем будет преуспевать на худшее и остальную жизнь свою заключит безобразным концом, и когда услаждается прежними похотями и побеждается святотатственным сребролюбием, о котором апостол говорит так: любостяжание есть, идолопоклонство (Кол. 3, 5. Ефес. 5, 5) и еще: корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10); то никогда не может приобрести в сердце своем простое, истинное смирение Христово, когда или тщеславится благородством рода, или надмевается достоинством (которое оставил телом, а не духом), или восхищается деньгами, которые удерживает к своему падению; а от этого (гордый) уже не хочет понести бремя монастырской жизни, не принимает наставления какого либо старца. Ибо кем возобладает страсть гордости, тот не только не считает достойным соблюдать какое-либо правило подчинения или послушания, но и самое учение о совершенстве не допускает до своих ушей, и в его сердце растет такое отвращение к духовному слову, что когда бы и случилось такое собеседование, взор его не может стоять на одном месте, но исступленный взгляд обращается туда и сюда, глаза обыкновенно устремляются в другую сторону, вкось. Вместо спасительных воздыханий слюни в высохшей гортани сгущаются, харкотина выходит без всякого побуждения мокроты, пальцы играют, на подобие пишущего что-нибудь бегают, рисуют, и таким образом туда и сюда двигаются все члены тела, так что пока продолжается духовное собеседование, ему думается, что он сидит на ползающих червях, или острых спицах, и что простое собеседование ни высказало бы к назиданию слушающих, гордый думает, что это сказано в поношение ему. И во все время, в которое происходит рассуждение о духовной жизни, он занятый своими подозрениями ловит, перенимает не то, что надобно бы принять к своему преуспеянию, но озабоченным умом изыскивает
– 159 –
причины, почему то или другое сказано, или с тайным смущением сердца придумывает, что можно бы возразить им, так что из спасительного исследования совершенно ничего не может получить, или в чем-нибудь исправиться. Таким образом бывает, что духовное собеседование не только ни в чем не приносит ему пользы, но еще становится более вредным и делается для него причиною большего греха. Ибо когда он по своей совести подозревает, что все сказано против него, то с большим упорством сердца ожесточается и уязвляется острыми стрелами гнева; после этого бывает возвышенный голос, суровая речь, резкий, строптивый ответ, походка гордая и подвижная, язык легкий, речь дерзкая, никогда не любящая молчания, разве когда против какого-нибудь брата в сердце своем возымеет отвращение, и молчание его бывает знаком не сокрушения, не смирения, а гордости негодования, так что не легко различить, что в нем есть более отвратительного, рассеянная ли и дерзкая радость, или угрюмая язвительная молчаливость. Ибо в той радости бывает речь не благовременная, смех легкомысленный, глупый, необузданное и невежественное возношение сердца; а в этой (молчаливости) – молчание полное гнева и язвительное, и оно только для того бывает, чтобы отвращение к брату, сохраняемое молчаливостью, могло дольше продолжиться, а не для того, чтобы от этого произошла добродетель смирения и терпения. И будучи обладаем надменностью, хотя сам причиняет всем скорбь, но для удовлетворения оскорбленному брату не только не хочет поклониться, но и принесенное ему от него извинение отвергает и презирает. И не только никаким удовлетворением брата не трогается, не смягчается, но еще более негодует за то, зачем он предварил его в смирении. И спасительное смирение и удовлетворение, которое обыкновенно полагает конец диавольским искушениям, бывает причиною сильнейшей злобы.
ГЛАВА 28-я.
О ГОРДОСТИ ОДНОГО БРАТА.
Я слышал в этой только стране (что странно и стыдно рассказывать), что один из младших, когда авва его стал выговаривать, для чего он стал оставлять смирение, которое по отречении от мира так мало времени сохранял и надмевается диавольскою гордостью, с крайним высокомерием ответил: ужели я для того на время смирялся, чтобы всегда быть подчиненным? При этом
– 160 –
его столь дерзком, преступном ответе старец так изумился, что всякая речь его прервалась, как будто он принял эти произнесенные слова от самого люцифера, а не от человека, так что вовсе никакого слова против такой дерзости не мог выпустить из своих уст, кроме только стона из сердца и воздыхания, только молча в себе размышлял о том, что говорится о Спасителе нашем:
Он будучи образом Божиим, смирил Себя, быв послушным не на время (как он говорит, будучи одержим диавольским духом надменности), а даже до смерти (Фил. 2, 6. 8).
ГЛАВА 29-я.
ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ УЗНАЕТСЯ, ЧТО ПЛОТСКАЯ ГОРДОСТЬ ЕСТЬ В ДУШЕ.
Чтобы сказанное об этом роде гордости короче изложить, по возможности собрав некоторые признаки ее, чтобы тем, которые желают научиться совершенству, из внешних действий человека некоторым образом изобразить характер его, я считаю необходимым коротко повторить тоже, чтобы нам в сокращении знать, по каким признакам можно угадать и различить ее, чтобы обнаженные и выведенные наружу корни этой страсти, ясно понятые и рассмотренные, удобнее можно было вырвать, или избежать. Ибо тогда можно бы смертоносной болезни всецело уклониться, когда против ее гибельного воспаления и вредных нападений принимается заблаговременная предосторожность, когда предварительные приметы узнавая, предусмотрительною прозорливою рассудительностью предупреждаем ее (болезнь гордости). Ибо из действий внешнего человека, как мы сказали, познается состояние внутреннего. Итак, эта плотская гордость, о которой мы выше сказали, отличается следующими признаками: сперва бывает в разговоре ее крикливость, в молчании досада, в весели громкий, разливающийся смех, в печальном случае неразумная скорбь, в ответе строптивость, в речи легкомысленность, слова вырываются без всякого участия сердца, безрассудно. Она не имеет терпения, чужда любви, дерзка для нанесения оскорблений, а к перенесению их малодушна, к повиновению неудобоподвижна, разве в чем предварило ее желание и воля, к принятию увещания непреклонна, для отсечения своей воли слаба, для подчинения другим весьма упорна, всегда усиливается настоять на своем мнении, а другому уступить никак не хочет; и таким образом сделавшись неспособною принимать спасительный совет, во всем доверяет больше своему мнению, нежели суждению старцев.
– 161 –
ГЛАВА 30-я.
КТО ОТ ГОРДОСТИ СДЕЛАЛСЯ ХОЛОДНЫМ К БЛАГОЧЕСТИЮ, ТОТ ЖЕЛАЕТ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВО ПРЕД ДРУГИМИ.
Тот, кем однажды гордость овладела, спустившись по сказанным степеням падения, уже страшится самого благочиния киновии, как будто сообщение с братиями отвлекает его от совершенства, как будто другие по своей вине препятствуют ему приобретать терпение и смирение, желает жить в уединенной келье, или построить монастырь, как будто он может принести пользу очень многим другим, и спешит собрать тех, которых должен бы учить, наставлять, из негодного ученика делается еще худшим учителем. Ибо когда от такого возношения сердца впадает во вредную, погибельную холодность и сделается ни монахом истинным, ни мирским, то от этого самого жалкого состояния и поведения обещает себе даже совершенство, что еще хуже.
ГЛАВА 31-я.
КАК МОЖЕМ ПОБЕДИТЬ ГОРДОСТЬ ИЛИ ДОСТИГНУТЬ СОВЕРШЕНСТВА.
Итак, если хотим здание наше довести до верха, так чтобы оно было совершенно и угодно Богу, то поспешим положить основание его не по воле нашей страсти, а по точному евангельскому учению; это основание не может быть иное, как страх Божий и смирение, которое происходит от кротости и простоты сердца. Смирения же нельзя приобрести без наготы *). Без нее никак невозможно приобрести ни готовности к повиновению, ни силы терпения, ни спокойствия кротости, ни совершенства любви, без которых сердце наше вовсе не может быть жилищем Св. Духа, как говорит Господь чрез пророка: на ком почиет Дух Мой, как не на смиренном, и тихом, и благоговеющем пред Моими словами? Или по еврейскому тексту: на кого воззрю, как не на нищего, и сокрушенного духом, и трепещущего Моих слов (Ис. 66, 2)?
_______
*) Т. е. без отвержения мира, всех богатств и ненужных вещей, без нестяжательности. В Добротолюбии сказано: смирение рождается от веры, страха Божия, кротости и совершенного бескорыстия, посредством коих приобретается и совершается любовь.
– 162 –
ГЛАВА 32-я.
КАКИМ ОБРАЗОМ ИСТРЕБИТЕЛЬНИЦА ВСЕХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ – ГОРДОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПОДАВЛЕНА ИСТИННЫМ СМИРЕНИЕМ.
Поэтому, подвижник Христов, который, законно подвизаясь духовным подвигом, желает получить от Господа венец, должен поспешить всеми способами подавить этого лютейшего зверя, как истребителя всех добродетелей, будучи уверен, что пока эта гордость будет пребывать в его душе, он не только не может освободиться от разных пороков, но если бы и имел что-либо добродетельное и то погибнет от яда ее. Ибо никаким образом не может в душе нашей созидаться здание добродетелей, если наперед не будет положено в нашем сердце основание истинного смирения, которое, будучи крепко утверждено, могло бы поддерживать верх совершенства и любви; именно нужно, чтобы сначала с искренним расположением сердца мы из являли нашим братиям истинное смирение, заботясь, чтобы ни в чем не обидеть, или не оскорбить, чего мы никак не возможем исполнить, если из любви ко Христу не будет утверждено в нас истинное самоотвержение, которое состоит в оставлении всего имущества и нестяжательности; потом если не будет воспринято иго послушания и подчинения с простым сердцем, без всякого притворства, так чтобы, кроме приказания аввы, вовсе не жила в нас никакая своя воля. Это может исполнить только тот, кто считает себя не только мертвым для этого мира, но и неразумным, глупым, все, что прикажут ему старцы, будет исполнять без всякого исследования, считая это священным и возвещенным от Бога.
ГЛАВА 33-я.
СРЕДСТВА ПРОТИВ ГОРДОСТИ.
Если мы будем находиться в таком настроении духа, то, без сомнения, такое состояние смирения будет истинно спокойным и непоколебимым, так что мы, считая себя низшими всех *),
_______
*) Мы будем считать себя низшими всех в том убеждении, что в других есть много сокровенных добрых качеств, которых мы не видим; а в нас самолюбие недостатки наши скрывает, а доброе преувеличивает, ценит выше, нежели как оно кажется в глазах других. Св. Златоуст говорит: мы должны оказывать честь не только старшим по возрасту, но и равным. Ибо то не есть смирение, что ты должен делать по необходимости; а истинное смирение то, когда мы уступаем тем, которые кажутся ниже нас, и мы уважаем тех, которые нам кажутся менее достойными, нежели мы. Если мы будем правильно мыслить, то никого не будем считать меньшим нас, но все люди превосходят нас. Это я говорю не о нас, погруженных в грехах; но если кто сознает в себе много добрых дел тот, если не будет думать, что он последний из всех, не получит никакой пользы от всех своих добрых дел (Бесед. 33 на Книгу Бытия).
– 163 –
все, что будет причинено нам, обида ли, скорбь, или вред, терпеливо будем переносить, так как бы нам это нанесено от начальников наших. Это будет перенесено нами не только очень легко, но и будет считаться малым и ничтожным, если мы умом постоянно будем размышлять о страданиях нашего Господа и всех святых, думая, что искушающие нас обиды столько легче, сколько дальше мы отстоим от их заслуг и поведения, также помышляя, что мы чрез короткое время переселимся из этого века, и по скором окончании этой жизни мы тотчас будем соучастниками их. Такое размышление истребит не только гордость, но и вообще все пороки. После этого будем твердо держаться и смирения по отношению к Богу. Это мы исполним, если будем сознавать, что мы сами по себе без помощи благодати Божией ничего не можем сделать, что относится к совершению добродетелей, и по истине будем уверены, что и то самое, что мы удостоились уразуметь, есть дар Божий.
– 164 –
Публикация:
Иоанн Кассиан. О духе гордости // Его же. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 143-164 (О постановлениях киновитян. Кн. 12).
Номера страниц идут после текста.
Сверка текста и расстановка номеров страниц – А. В. Антоневич.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.04.2013.