ГЛАВА 1-я.
Четвертый подвиг предлежит нам против гнева, которого смертоносный яд надобно, с помощью Божиею, исторгнуть из глубины души нашей. Если он гнездится в наших сердцах и ослепляет око ума вредным мраком, то мы не можем приобрести ни правильной рассудительности, ни ясности благочестного созерцания, ни зрелости совета, быть участниками истинной жизни, твердыми в правде; не можем быть способны к удержанию духовного истинного света, ибо сказано: смятеся от ярости око мое (Пс. 6, 8); не можем быть участниками мудрости, хотя бы мнением всех мы
– 100 –
признаваемы были мудрыми, ибо сказано:
ярость в недре безумных почиет (Еккл. 7, 10); даже не можем достигнуть и жизни бессмертной, хотя в мнении людей и кажемся благоразумными; ибо
гнев губит и разумных (Притч. 15, 1); не можем с прозорливою рассудительностью соблюдать и законы правды, хотя бы мы во мнении всех считались совершенными и святыми: ибо
гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20); никаким образом не можем приобрести и степенной благопристойности, уважаемой и у людей века сего, хотя бы мы по родовому преимуществу считались благородными и честными: ибо
муж ярый неблагообразен (Притч.11,25); никак не можем приобрести и зрелости совета, хотя кажемся важными и обладающими высшим знанием: ибо
острояростный без совета творит (Притч. 14, 17); не можем быть спокойны от вредных смущений и избегать грехов, хотя бы другие и вовсе не делали нам беспокойств: ибо
муж ярый устрояет брани, муж гневливый воздзизает свар; муж же ярый открывает грехи (Притч. 15, 18; 29, 22).
ГЛАВА 2-я.
О ТЕХ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ГНЕВ НЕ ВРЕДЕН, ЕСЛИ ГНЕВАЕМСЯ НА СОГРЕШАЮЩИХ, ПОТОМУ ЧТО И О САМОМ БОГЕ ГОВОРИТСЯ, ЧТО ГНЕВАЕТСЯ
.
Мы слышали, что некоторые усиливаются извинять эту гибельную болезнь души, так что превратным толкованием Свящ. Писания хотят умалить ее, говоря, что не вредно, если мы гневаемся на согрешающих братий; даже о самом Боге говорится, что Он гневается на тех, которые не хотят знать Его, или зная презирают, как говорится: воспылал гнев Господа на народ Его (Пс. 105, 40); или как пророк молится, говоря: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 6, 2); не разумеют того, что желая предоставить людям повод к смертоносному пороку, они оскорбительно Божественному величию и источнику всякой чистоты приписывают страсть.
ГЛАВА 3-я.
КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРИПИСЫВАЮТСЯ БОГУ.
Если это, когда говорится о Боге, понимать в чувственном, грубом, буквальном значении, то выйдет, что Он и спит, как говорится: возстани, вскую спиши, Господи! (Пс. 43, 24); в другом
– 101 –
месте говорится:
се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120, 4); Он стоит (1 Цар. 3, 10. Амос. 9, 1), и сидит, когда говорит:
престол Мой небо, а земля подножия ногам Моим (Ис. 66, 1). Он меряет небо пядью, и землю заключает в горсть (Ис. 40, 12); хмелеет от вина, когда говорится:
как бы от сна воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином (Пс. 77, 65), который один имеет бессмертие и живет во свете неприступном (1 Тим. 6, 16); я уже опускаю незнание (Ис. 58, 3. Мф. 7, 23), забвение (Пс. 12, 2; 41, 10; 43, 25), которые часто приписываются Ему в Свящ. Писании, потом очертания членов, которые приписываются Ему, как человеку, имеющему образ и состав, именно волосы, голова, ноздри, глаза, лице, руки, мышцы, пальцы, чрево, ноги; все это если бы мы захотели допустить в грубом буквальном значении, то необходимо было бы думать, что Бог имеет очертания членов и телесный образ, чего вовсе нельзя сказать, и чего да не будет у нас.
ГЛАВА 4-я.
КАК НАДОБНО ПОНИМАТЬ О КАЧЕСТВАХ И ЧЛЕНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРИПИСЫВАЕМЫХ НЕИЗМЕНЯЕМОМУ И БЕСТЕЛЕСНОМУ БОГУ.
Итак, как этого нельзя без ужасного святотатства разуметь о Том, кто по свидетельству Свящ. Писания невидим, неизречен, непостижим, неоценим, прост, несложен; так без большого богохульства нельзя приписать возмущения гневом и яростью неизменяемой природе. Ибо под таким названием членов мы должны разуметь божественные силы и безмерные действия Бога, которые мы можем понять только посредством этих употребительных названий членов, как-то: под именем уст мы понимаем глаголы Его, которые обыкновенно тихо переливаются в сокровенные чувства души, или что Он говорил в отцах наших и пророках; под очами разумеем беспредельность прозорливости, которою Он все проницает и усматривает, и ничто не укрывается от Него, что мы делаем или будем делать, и что думаем; под наименованием рук мы понимаем промышление и действование, по которому Он есть Творец и строитель всего; мышца есть знак силы и управления Его, по которому Он все поддерживает, устрояет и управляет. О прочем умалчиваю, только скажу, что седина головы означает долговечность, древность Божества, по которой Он без всякого начала, прежде всех времен и превосходит все твари. Так о гневе
– 102 –
или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь не человекообразно, т. е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать что Он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и боясь означаемого этими словами страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли. Ибо человеческая природа обыкновенно боится тех, которых знает, что негодуют, и опасается оскорблять, как обыкновенно боятся мстительного гнева некоторых правдивых судей те, которые мучатся своею совестью за какую-нибудь вину; это не значит, что это возмущение бывает в душах тех, которые должны праведно судить, а только боящиеся чувствуют такое расположение духа, которое происходит от требования закона, исследования правды и от возмездия. Но это с какою бы кротостью духа и тихостью ни было произнесено, считают большою яростью, жестоким гневом те, которые по своим заслугам должны понести наказание. Долго было бы, да и несообразно с целью этого писания объяснять все, что в Свящ. Писании говорится о Боге человекообразно. Для настоящей надобности довольно сказать то, что относится к пороку ярости, чтобы никто по неведению не брал повода к болезни и смерти вечной от того, где обретаются святость, бессмертие жизни и средства к спасению.
ГЛАВА 5-я.
КАКАЯ КРОТОСТЬ ПРИЛИЧЕСТВУЕТ МОНАХУ.
Итак, монах, стремящийся к совершенству и желающий законно подвизаться духовным подвигом, должен быть чужд всякого порока гнева и ярости, и пусть слушает, что заповедует ему сосуд избрания: всякое раздражение, говорит, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Ефес. 4, 31). Когда говорит: всякий гнев да будет удален от вас*); то не оставил нам никакого предлога к гневу, хотя бы
_______
*) Здесь запрещается гнев всякий только беспорядочный, как причина греха. Ниже в гл. 7 и 8 пр. Кассиан допускает гнев против своих грехов и недостатков, и в Давиде похвалил негодование на Авессу (2 Цар. 16, 10). Св. Григорий Великий говорит: иной гнев бывает, который возбуждается от нетерпеливости; а иной, который порождает ревность к правде; тот рождается от порока, а этот от любви к добродетели. Ибо если бы никакого гнева не происходило от добродетели, то Финеес не удовлетворил бы мечем гневу Божию. Поелику Илий этого гнева не имел, то возбудил против себя вышнее мщение. Об этом гневе Псалмопевец говорит: гневайтеся и не согрешайте (Пс. 4, 5). Это неправильно понимают те, которые хотят, чтобы мы гневались только на себя, а не на ближних погрешающих. Ибо если заповедуется нам как любить ближнего, так, следовательно, и гневаться можно на их грехи, также как и на наши пороки. Если мы гневаемся на себя за грехи, – за оскорбление Бога, почему на том же основании не гневаться нам на ближних, оскорбляющих Бога? Гнев бывает двоякого рода – добрый, согласный с разумом, и беспорядочный, порочный. Похвальный гнев бывает, во-первых, когда мужественно противимся Диаволу и внушениям его. Так Спаситель с гневом отогнал от Себя искусителя (Мф. 4, 10). Во-вторых, когда мы воспламеняемся на самих себя, т. е. за худые наши расположения, страсти, пороки, и приносим достойные плоды покаяния. В-третьих, когда мы по ревности к правде или любви возбуждаемся против ближних, погрешающих и оскорбляющих Бога, и исправляем их, а подчиненных наказываем. Такой гнев в Свящ. Писании называется ревностью по Боге. Такой ревностью отличались Моисей, Финеес, Самуил, Давид, Илия и друг., и сам Спаситель тоже показал, когда с гневом воззрев на иудеев, поскорбел о их ожесточении и ослеплении сердца их (Марк. 3,5), продавцов выгнал из храма (Мф. 21,12; Иоан. 2, 15), резко обличал фарисеев и книжников (Мф. 23. Лук. 11,40 и сл.), строго обличал и апостола Петра: иди за Мною сатана (Мф. 16, 23). Следовательно, гнев бывает и полезный и похвальный. Не одобряется гнев беспорядочный, который помрачает, извращает суждение разума, или не покоряется ему, а это бывает и со стороны предмета, и в рассуждении стремления гнева. Со стороны предмета гнев бывает худ, грешен, во-первых, если кто желает отмстить неправильно, по причине незаконной, или тому, кто не заслужил. Во-вторых, хотя по правильной причине хочет отмстить, но больше вины; это жестокость сердца в нанесении наказания. В-третьих, когда кто самоуправно, не по законной власти, не по законному порядку требует наказания оскорбившему. Ибо отмщение принадлежит судье, как служителю Божию, а частным людям запрещается (Рим. 12, 19). В-четвертых, когда гневаются не с добрым намерением, именно не с тем, чтобы исправить ближнего, соблюсти правду, благочиние, а оскорбителя и других удержать от обид на будущее время, но гневаются по злобе, зложелательству, с тем, чтобы оскорбителю было худо. Это уже дело злости, противное любви к ближнему. А в рассуждении стремления гнева мы погрешаем разным образом, когда гнев до чрезмерности разгорается, или продолжается дольше надлежащего.
– 103 –
он казался необходимым и полезным. Посему согрешающего брата, если необходимо, надобно стараться исправлять так, чтобы желая уврачевать страждущего, может быть, легкою лихорадкою, сам себя не подверг худшей болезни ослепления от гнева. Ибо кто желает уврачевать раны другого, тот сам должен быть свободен от всякой болезни расслабляющей, и здоров, чтобы не сказано было ему евангельское слово:
врач! исцели самого себя (Лук.4, 23); также:
что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а в своем глазе бревна не чувствуешь? Или как скажешь брату своему: дай я выну сучек из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно? (Мф. 7, 3. 4).
– 104 –
ГЛАВА 6-я.
О НЕПРАВЕДНОМ ИЛИ ПРАВЕДНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ ГНЕВА.
От какой бы причины ни возбудился гнев, разгораясь, он ослепляет очи сердечные, и остроте зрение, причиняя гибельную язву сильной болезни, не дает созерцать солнце правды. Все равно: золотой ли лист, или свинцовый, или другого какого металла будет положен на глаза, ценность металлов не делает различия в ослеплении. Правда, гнев, прирожденный нам, оказывает и услугу, для которой одной и полезно, спасительно нам иметь его, именно когда мы, досадуя на сладострастные движения нашего сердца, раздражаемся; и тому, что стыдимся делать или говорить пред людьми, мы не допускаем входить в тайники нашего сердца, трепеща от страха присутствия ангелов и самого Бога, везде и все проникающего, и взора Его, от которого не могут укрыться тайны нашей совести.
ГЛАВА 7-я.
В ЧЕМ НЕОБХОДИМ ДЛЯ НАС ГНЕВ, ИЛИ КАКИМИ ПРИМЕРАМИ БЛАЖЕННОГО ДАВИДА ГНЕВ СПАСИТЕЛЬНО ДОПУСКАЕТСЯ.
Можно гневаться и против этого самого гнева за то, что он возгорелся в нас против брата, и разгневавшись за это, мы не допускаем ему иметь вредное укрывательство в сокровенности нашего сердца. Так гневаться научает нас и пророк, который до того выгнал его из своих чувств, что не хотел мстить даже и врагам своим, и притом когда они были преданы ему Богом, говоря: гневаясь не согрешайте (Пс. 4, 5). Когда он захотел воды из колодезя Вифлеемского и получил ее от мужей храбрых, которые с опасностью жизни пронесли ее чрез отряды врагов, то рассердившись на это, тотчас вылил на землю, и таким образом гневом подавив страсть вожделения, принес ее в жертву Господу, и не исполнил желания своего, говоря: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это? Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью жизни? (2 Цар. 23, 15-17). Или, когда Семей в царя Давида бросал камни, вслух его пред всеми злословил, и Авесса, сын Саруин, начальник воинов, за обиду царя хотел отмстить снятием с него головы, то блаженный Давид, подвигшись благочестивым негодованием на жестокое предложения его, непоколебимою
– 105 –
кротостью сохранил смирения и силу терпения, говоря:
что мне и вам, сыны Саруины? (оставьте его), пусть он злословит; ибо Господь повелел ему злословит Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? Вот, если сын мой, который вышел из чресл моих, ищет души моей; тем более сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелела ему. Может быть, Господь призрит на уничижения мое, и создаст мне Господь благостию за теперешнее его злословия (2 Цар. 16, 9-12).
ГЛАВА 8-я.
ГНЕВ НАДОБНО ИМЕТЬ НА САМИХ СЕБЯ.
Итак, повелевается нам гневаться с пользою на самих себя, или на приходящие худые помыслы, и не грешить, т. е. не приводить их в вредное действие. Этот самый смысл яснее поясняется следующим стихом: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь (в слав. умилитесь – Пс. 4, 5), т. е. что вы думаете в сердцах ваших при внезапном нападении худых помыслов, то, размышлением удаляя всякое смятение и смущение гнева, находясь как бы на ложе покоя, исправляйте спасительным сокрушением и заглаживайте. И блаженный апостол, воспользовавшись свидетельством этого стиха, и сказав: гневаясь, не согрешайте, прибавил: солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места диаволу (Ефес. 4, 26-27). Если вредно во гневе нашем заходить солнцу правды, и разгневавшись, мы тотчас даем диаволу место в сердце нашем, то как же выше он заповедал, чтобы мы гневались, говоря: гневайтесь, и не согрешайте? Не ясно ли он высказывает такую мысль: гневайтесь на пороки и ярость вашу, чтобы при вашем потворстве им солнце правды – Христос не стал заходить в омраченных душах по причине гневливости вашей, и чтобы по удалении Его вы не дали диаволу место в сердцах ваших?
ГЛАВА 9-я.
О КАКОМ СОЛНЦЕ ГОВОРИТСЯ, ЧТОБЫ ОНО НЕ ЗАШЛО В ГНЕВЕ НАШЕМ.
Об этом солнце Бог чрез пророка ясно напоминает, говоря: и взойдет для вас, боящиеся имени Моего, солнце правды, и под крыльями Его исцеление (Мал. 4, 2). Еще говорится, что для грешников, лжепророков и гневающихся оно закатится в полдень, как говорит пророк: закатится для них солнце в полдень (Амос.
– 106 –
8, 9). А в иносказательном смысле можно понимать под солнцем разум, который справедливо называется солнцем ради того, что освещает все сердечные помышления и суждения; он гневом да не погашается, чтобы по захождении его мрак возмущения с виновником своим диаволом не занял все чувства нашего сердца, и нам, объятым тьмою гнева, как в темную ночь, не остаться в неведении, что нам должно делать. В таком смысле это место апостола передано нам старцами (поскольку необходимо было сказать, как они думали о гневе), которые не дозволяют ему проникать в наши сердца даже ни на минуту, всячески соблюдая заповедь Евангелия:
гневающийся на брата своего подлежит суду (Мф. 5, 22). Но если бы позволительно было гневаться даже до заката солнца, то ярость могла бы увлечь до совершения мщения прежде, нежели солнце закатится *).
ГЛАВА 10-я.
О ТЕХ, КОИ И ПО ЗАКАТЕ СОЛНЦА НЕ ПРЕКРАЩАЮТ ГНЕВА.
А что сказать о тех (чего не могу сказать без стыда), которых немиролюбию не полагает предела уже и закат солнца, но на многие дни продолжая его и сохраняя в сердце злобу на тех, на которых раздражились, хотя на словах отвергают, что гневаются, а на самом деле из поступков открывается, что они сильно досадуют. Ибо не заводят с ними приличной речи, не говорят с обычною ласковостью и думают, что они в этом вовсе не погрешают, потому что не домогаются отмщения по своему раздражению; однако ж, поскольку не имеют, или не могут явно выказать его и исполнить, а тайно питают его в сердце, то яд гнева обращают в свою погибель, когда горечь скорби не выгоняют из себя, а на время только затаивают.
ГЛАВА 11-я.
ПРИТВОРНО СКРЫВАЮЩИЙ СВОЙ ГНЕВ, ГРЕШИТ ТАК ЖЕ, КАК И ОБНАРУЖИВАЮЩИЙ ЕГО.
Думают, что вышесказанным не должно окончиться мщение, а достаточно удовлетворять своему гневу и скорби тогда, когда по
_______
*) Св. Златоуст слова апостола (Ефес. 4, 26) о закате солнца принимает буквально в том смысле, что тотчас, без промедления, надобно подавлять гнев, примириться с оскорбившим, до другого дня не должно продолжать гнев, чтобы не обратился в злопамятность; нужно немедленно гнев подавлять, а не значит, что гнев можно иметь только до заката солнца.
– 107 –
внушению гнева исполнять, что возмогут. Так делают те, которые возмущения свое сдерживают не по желанию миролюбия, а по неудобству мщения. Ибо ничего больше не могут причинить тем, на коих прогневались, как только не говорить с ними с обычною ласковостью, как будто гнев должно обуздывать только на деле, а из сокровенности нашего сердца нет нужды изгонять его. Омрачившись тьмою его, мы лишимся света знания и здравого совета и никак не можем быть храмом Св. Духа, пока будет обитать в нас дух гнева. Удерживаемый в сердце гнев хотя присутствующих людей не оскорбляет, но исключает светлое сияния Св. Духа, все равно как и обнаруженный на деле.
ГЛАВА 12-я.
ГНЕВ И НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ НЕ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ИМЕТЬ.
Бог не хочет, чтобы мы удерживали гнев даже и на короткое время, потому что Он не дозволяет приносить и духовные жертвы наших молитв, если мы сознаем, что кто-нибудь имеет хоть какую-нибудь скорбь на нас, говоря: если принесешь дар твой к алтарю, и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). Следовательно, как же мы дозволим себе, не говорю на многие дни, но даже до заката солнца удерживать скорбь на брата, тогда как нам не дозволяется приносить наши молитвы Богу, если кто-нибудь имеет скорбь на нас? И апостол заповедует: непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17); желаю, чтобы на всяком месте молитвы произносили мужие, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2,8). Итак, остается или никогда не молиться, удерживая такой яд в сердцах своих, и быть виновными в нарушении этой апостольской или евангельской заповеди, которою повелевается непрестанно и везде молиться, или если обманывая самих себя, хотим приносить молитву вопреки ее запрещению, то должны знать, что будем приносить Господу не молитву, а упрямство в духе противления Ему.
ГЛАВА 13-я.
О БРАТСКОМ ПРИМИРЕНИИ.
Поскольку мы по большей части обиженных и оскорбленных братий презираем, или по крайней мере говоря, что они оскорбились
– 108 –
не по нашей вине, мы пренебрегаем ими; то врач душ, знающий все сокровенное, желая с корнем исторгнуть из наших сердец поводы к гневу, повелевает нам прощать, примиряться с братьями нашими, и не иметь памяти об обиде или оскорблении их, не только когда мы оскорблены ими, но и когда знаем, что они имеют нечто против нас, справедливо ли, или несправедливо, также заповедует нам, чтобы мы, оставив свой дар, т. е. прекратив свои молитвы, поспешили прежде сделать удовлетворение им, и таким образом наперед уврачевав брата, приносили чистые дары наших молитв. Ибо общий всех Господь не благоволит к нашему служению, когда Он что в одном приобретает, то в другом теряет от возникшей скорби. Ибо во вреде всякого человека одинакова бывает потеря для Того, Кто одинаково желает и ожидает спасения всех Своих рабов. И потому когда брат имеет нечто против нас, молитва наша будет недейственна, все равно, как если бы и мы в раздраженном духе питали вражду против него.
ГЛАВА 14-я.
ТАКЖЕ И ВЕТХИЙ ЗАКОН ЗАПРЕЩАЕТ ИМЕТЬ ГНЕВ НЕ ТОЛЬКО В ДЕЙСТВИИ, НО И В ПОМЫШЛЕНИИ.
Но что нам долго останавливаться на заповедях евангельских и апостольских, когда и древний закон, который, кажется, имеет несколько снисхождение, тоже самое запрещает, говоря: да невозненавидиши брата твоего в сердце твоем (Лев. 19, 17), и опять: пути злопомнителей в смерть (Притч.12, 28)? Видишь, и там злость запрещается не только в деле, но и в тайных помышлениях, когда повелевается с корнем исторгнуть из сердца злобу, и не только не воздавать за обиду, но даже и не помнить.
ГЛАВА 15-я.
ГОВОРИТСЯ О ТЕХ, КОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СВОЕЙ НЕТЕРПЕЛИВОСТИ СЛАГАЮТ НА ДРУГИХ.
Иногда мы, побежденные гордостью, или нетерпеливостью, намереваясь исправить свой необразованный, беспорядочный нрав, желаем удалиться в уединение, как будто там скоро приобретем добродетель терпение, когда никто не будет трогать нас, извиняя свое нерадение, говорим, что причины гнева заключаются не в нашей нетерпеливости, а в пороке братий. И как причины нашей погрешности возлагаем на других, то никогда не в состоянии будем достигнуть высшей степени терпения и совершенства.
– 109 –
ГЛАВА 16-я.
СПОКОЙСТВИЕ НАШЕГО СЕРДЦА ЗАВИСИТ НЕ ОТ ПРОИЗВОЛА ДРУГОГО, А ОТ НАШЕЙ ВЛАСТИ.
Главную причину нашего исправления и спокойствия надобно поставлять не в произволе другого, который не подлежит нашей власти, а заключается она в нашем состоянии. Итак, чтобы нам не гневаться, это должно происходить не от совершенства другого, а от нашей добродетели, которая приобретается не чужим терпением, а нашим великодушием.
ГЛАВА 17-я.
С КАКИМ НАМЕРЕНИЕМ НАДОБНО УДАЛЯТЬСЯ В ПУСТЫНЮ.
Далее, пустыню искать должно совершенным, очищенным от всякого порока, и по совершенном очищении от пороков в обществе братий уходить в нее не по малодушию, а для божественного созерцания, с желанием высшего видения, которое может быть приобретено только в уединении и только совершенными. Ибо какие пороки не уврачеванные мы перенесем в пустыню, они будут скрыты в нас, но не истреблены. Ибо уединение как способно приводить чистых нравами к чистому созерцанию, и ясным видением открывать знания духовных таин, так и пороки не очистившихся не только не очищает, но еще увеличивает. Отшельник дотоле кажется себе терпеливым и смиренным, пока не сталкивается в сношении ни с каким человеком. А когда встретится какой-нибудь случай к раздражению, то он тотчас возвращается к прежней страсти, ибо тотчас обнаруживаются пороки, которые скрывались, и как необузданные и от продолжительного покоя утучневшие кони, с рвением вырываются из своих затворов, и с большим стремлением и неистовством влекут своего всадника к погибели. Ибо если страсти не будут прежде очищены, то более неистовствуют в нас, когда от людей не бывает повода обнаружить их на деле. По неупражнению от беспечности мы погубляем и малое терпение, которое, казалось, имели, находясь вместе с братиями, ради стыда их и людского замечания.
– 110 –
ГЛАВА 18-я.
НЕТЕРПЕЛИВЫ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫ БЫВАЮТ И ТЕ, КОТОРЫХ ЛЮДИ НЕ ТРОГАЮТ.
Как все ядовитые роды змей, или звери, пока находятся в пустыне и своих логовищах, пребывают как бы безвредными; однако ж из-за этого нельзя считать их безвредными, потому что некому вредить. Ибо это зависит не от доброты их, а от необходимости пустыни. А как улучат удобный случай укусить, они скрытый в них яд и злость души тотчас изливают и выказывают. Потому ищущим совершенства недостаточно не гневаться на человека. Ибо помним, что когда мы пребывали в пустыне, то сердились на писчую трость, когда не нравилась толстота, или тонкость ее; также на ножик, когда иступленным лезвием не скоро перерезывал; тоже на кремень, если не скоро вылетала искра огня из него, когда мы спешили к чтению, вспышка негодования простиралась до того, что возмущение духа не иначе мы могли подавить и успокоить, как произнесши проклятия на бесчувственные вещи, или по крайней мере на диавола. Посему к достижению совершенства недостаточно одного только отсутствия людей, чтобы не на кого было гневаться; если наперед не будет приобретено терпение, то страсть гнева также может устремляться и на бездушные вещи и по малым поводам. Находясь в нашем сердце, она не допустит ни приобрести постоянное спокойствие, ни освободиться от прочих пороков; разве в том думаем приобрести какую-нибудь пользу, или врачевство нашим возмущением, что бездушные, немые вещи не отвечают на проклятия или гнев наш и раздражительность нашего сердца не возбуждают к большему воспламенению безрассудной ярости.
ГЛАВА 19-я.
О ПОДАВЛЕНИИ ГНЕВА ПО ЕВАНГЕЛЬСКОМУ УЧЕНИЮ.
Итак, если хотим получить ту высшую божественную награду, о которой говорится: блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога (Матф. 5, 8); то не только в наших действиях надобно подавлять гнев, но с корнем должен быть извергнут он и из сокровенности души. Ибо немного пользы будет сдерживать пыл гнева в словах, не обнаруживать в деле, если Бог, пред
– 111 –
Которым не скрыты тайны сердечные, увидит его в сокровенности нашего сердца. Ибо евангельское учения заповедует пресекать более корни пороков, нежели плоды, которые, по истреблении корней, без сомнения, никак уже более не будут произрастать; а таким образом дух постоянно может пребывать в терпении и святости, когда гнев будет подавлен не только в наружных действиях и поступках, но и в сокровенности помышлений. И потому, чтобы не было сделано человекоубийство, подавляется гнев и ненависть, без которых никак не может быть допущен порок человекоубийства. Ибо
всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Матф. 5, 22); и
всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Иоан. 3, 15), именно потому, что сердцем желает убить его. Люди не видят, чтобы кровь его пролита была рукою или мечем; а по страсти гнева он человекоубийцей почитается от Господа, Который не только за дела, но и за желания воли и намерения воздаст каждому или награду, или наказание, как Он сам говорит чрез пророка:
Аз дела их и помышления их вем, и гряду собрати вся народы... (Ис. 66, 18). И апостол говорит:
мысли их то обвиняют, то оправдывают одна другую, в день, когда Бог будет судить тайные дела человеков (Рим. 2, 15-16).
ГЛАВА 20-я.
КАК НАДОБНО ПОНИМАТЬ ГНЕВ НАПРАСНЫЙ.
Надобно знать, что в некоторых экземплярах читается: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 22). Здесь слово напрасно – без причины излишне прибавлено теми, которые не думали, что надобно подавлять гнев, возбуждающийся и по справедливым причинам, между тем как никто, хотя бы рассердился без основания, не станет говорить, что он разгневался без причины. Посему видно, что оно прибавлено теми, которые не поняли намерения Свящ. Писание, желающего всячески истребить и корень гнева и не оставить совершенно никакого повода к негодованию. Ибо цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться. Хотя некоторые, как я знаю, это выражение напрасно или без причины толкуют так, что будто без причины гневается тот, кому непозволительно желать мщения тому, на кого рассердился;
– 112 –
однако ж лучше держаться того чтения, как написано во многих новых и всех древних экземплярах )*.
ГЛАВА 21-я.
СРЕДСТВА К ИСКОРЕНЕНИЮ ГНЕВА ИЗ СЕРДЦА.
Поэтому подвижнику Христову, законно подвизающемуся, надобно с корнем истреблять гнев. Совершенное уврачевание этой болезни состоит в том, чтобы, во-первых, быть уверенным, что нам никак нельзя сердиться ни по справедливым, ни по несправедливым причинам, зная, что мы тотчас лишимся света рассудительности, твердости правильного совета, даже самой честности и направления правды, если начальный свет нашего сердца будет помрачен тьмою гнева. Потом, чистота нашего духа тотчас будет возмущена и он вовсе не может быть храмом Св. Духа, когда дух гнева овладеет нами. Наконец, мы должны размышлять, что нам разгневанным никак нельзя будет молиться, изливать моления Богу. И особенно имея в виду непрочное состояния человеческого положения (т. е. неизвестность смерти), мы должны думать, что в каждый день можем переселиться из тела, и нам не доставят никакой пользы ни воздержание целомудрия, ни отречение от всех имуществ, ни презрения богатства, ни труды поста и бдение, когда нам Судия вселенной угрожает вечным наказанием за один гнев и ненависть **).
_______
*) И блаженный Иероним, кажется, держится этого мнения. Он говорит: если нам повелевается подставлять другую щеку бьющему, любить врагов своих, и молиться за гонящих, то этим отнимается всякий предлог к гневу. Не свободен от греха тот, кто будучи оскорблен или обижен, гневается на другого. Ибо как никому не позволительно своевольно убивать кого-нибудь и по справедливой причине, так никому нельзя и сердиться по справедливой причине, именно так, чтобы другому желать зла, или мстить за обиду, что значит воздавать злом за зло. Этому не противно, если кто иногда без греха осердится на другого, или скажет рака, или дурак. Ибо 1) здесь не запрещаются первые движения гнева, которые и не состоят в нашей власти; но запрещается гнев обдуманный, сильный, за которым следует согласие. 2) Не запрещается гнев и такой, когда гневается кто или оскорбляется за порок человека, к внушению чего, по мнению некоторых, и сказано: кто гневается на брата своего, т. е. не на порок, а на человека, которого поскольку есть брат, надобно по-братски любить. Потому блаженный Августин говорит: надобно смотреть, что значит гневаться на брата своего; ибо не на брата сердится, кто гневается на грех брата. Гневаться на брата, чтобы исправился, этого никто здравомыслящий не будет порицать. Ибо такой гнев, происходящий от расположений к добру и от святости любви, нельзя назвать пороком, когда последует здравому разуму (Lib. 1 Retreat. c. 19. Lib. 14 de cinik/ c. 9).
**) О средствах против гнева пространнее говорится у св. Василия Великого в слове о гневе, у Кассиана в соб. 16. гл. 27, соб. 18, гл. 12 и 13, у св. Григорий Великого, кн. 5; moral. cap. 31.
– 113 –
Публикация:
Иоанн Кассиан. О духе гнева // Его же. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 100-113 (О постановлениях киновитян. Кн. 8).
Номера страниц идут после текста.
Сверка текста и расстановка номеров страниц – А. В. Антоневич.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.04.2013.