ГЛАВА 1-я.
По преданию отцов второй подвиг предлежит нам против духа блуда, – брань более других продолжительная, постоянная, жестокая, в которой весьма немногие одерживают совершенную победу, и которая, с первого времени зрелости возраста начиная беспокоить, не прекращается до тех пор, пока прежде не будут побеждены прочие страсти. Поскольку нападение бывает двоякое (т. е. на тело и душу), то и сопротивляться надобно двояким оружием. Как в болезни соединение тела и души приобретает ей силы, так и здесь нельзя иначе одержать победу, как если оба (т. е. тело и душа) вместе будут бороться. Ибо одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия, если не будет предшествовать сокрушение духа и постоянная молитва против этого нечистого духа, потом продолжительное размышление о Свящ. Писании, и к этому будет присоединено духовное разумение, также труд и рукоделье, обуздывающее и воззывающее непостоянные блуждения сердца, а прежде всего если не будет в основание положено истинное смирение, без которого нельзя победить совершенно никакого порока.
– 73 –
ГЛАВА 2-я.
О ГЛАВНОМ СРЕДСТВЕ ПРОТИВ ДУХА БЛУДА.
Исправления этого порока главно зависит от усовершения сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помышления злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства и пр. (Мф. 15,19). Следовательно, сначала надобно очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23). Ибо плоть подчиняется его произволению и власти, и потому с особенным усердием надобно соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушением души, бесчинствуя, не низвергла своего правителя – духа. Впрочем, если мы всю важность будем поставлять только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не возможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то, что в нас есть главное, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит прежде очищать внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность (Мф. 23, 26).
ГЛАВА 3-я.
О ТОМ, СКОЛЬКО УЕДИНЕНИЕ СОДЕЙСТВУЕТ К ПОБЕЖДЕНИЮ СТРАСТИ БЛУДНОЙ.
Потом прочие пороки обыкновенно очищаются также обращением с людьми, ежедневным упражнением *) и некоторым образом врачуются обнаружением самого падения, как то страсть гнева, печали, нетерпеливости, исцеляется размышлением духовным, неусыпною заботою, также посещением братий и усердною молитвою. И когда, быв возбуждены, они чаще обнаруживаются и чаще обличаются, то скорее и исцеляются. А эта болезнь вместе с укрощением тела и сокрушением сердца имеет нужду и в уединении, и удалении от людей, чтобы, по ослаблении гибельной лихорадки
________________
*) См. соб. 5 гл. 4.
– 74 –
похотливого разжжения, можно было придти в состояния совершенного здоровья. Как большею частью страдающим известною болезнью полезно, чтобы вредная пища и на глаза не приносилась, чтобы по поводу взгляда на нее не родилось у них смертоносное желание, так и для удаления этой болезни (похотливости) весьма полезны покой и уединение, чтобы больная душа, не тревожимая разными образами, восходя к более чистому созерцанию, легче могла совершенно истребить возбуждения похоти.
ГЛАВА 4-я.
КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЧИСТОТОЮ И ВОЗДЕРЖАНИЕМ, И ПРЕБЫВАЮТ ЛИ ВСЕГДА ВМЕСТЕ ТА И ДРУГОЕ?
Впрочем, никто не должен из этого заключать, будто мы не допускаем, что и между пребывающими в собрании братии находятся воздержные; это мы признаем очень возможным, ибо иное быть воздержным, а иное чистым, и так сказать, придти в расположение непорочности, нерастленности, что называется невинностью. Эта добродетель особенно присвояется тем одним, которые пребывают девственниками или по уму, или по плоти, как два Иоанна в Новом Завете (Предтеча и евангелист), в Ветхом были также Илия, Иеремия, Даниил. Не несправедливо к чину их будут причислены и те, которые, после опытов развращения, долгим трудом и тщанием достигли подобного состояния чистоты по непорочности души и тела, и жало плоти ощущают не столько по возбуждению гнусной похоти, сколько по движению только природы. Мы говорим, что весьма трудно достигнуть такого состояния среди многолюдства, а может быть, и невозможно, это пусть всякий узнает не из нашего мнения, а исследует судом своей совести. Впрочем, мы не сомневаемся, что есть много воздержных, которые возбуждения плоти изредка, или ежедневно терпят, но страхом геенны, или желанием царства небесного укрощают и подавляют его. Старцы утверждают, что они могут быть не подавлены совершенно порочными возбуждениями, но не могут не быть обеспокоиваемы и уязвляемы. Ибо необходимо всякому, поставленному для борьбы, хотя бы часто преодолевал и побеждал своего противника, и самому иногда быть уязвленным.
ГЛАВА 5-я.
О ТОМ, ЧТО БЛУДНАЯ БРАНЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОБЕЖДЕНА ОДНИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СТАРАНИЕМ.
Посему, если хотим, по апостолу (2 Тим. 2, 5), законно подвизаться духовным подвигом, победить этого нечистого духа со
– 75 –
всем напряжением ума, то должны постараться, надеясь не на свои силы, (ибо это невозможно совершить человеческим старанием), но на помощь Божию. Ибо душа необходимо терпит нападения от этой страсти дотоле, пока не сознает, что она ведет войну выше своих сил, и не может одержать победу собственным тщанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитою Господа.
ГЛАВА 6-я.
ОБ ОСОБЕННОЙ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЧИСТОТЫ.
И действительно, поелику для успеха во всех добродетелях, и для преодоления всех пороков необходима благодать Божия, и от нее зависит победа, то для этой добродетели (чистоты) преимущественно нужна особенная помощь Божия, и особенный дар, как это из учения отцов и из самого опыта очищения (от плотской скверны) ясно открывается тем, которые заслужили приобрести его. Ибо не чувствовать жала (похоти) плоти некоторым образом значило бы пребывающему в теле выйти из плоти, и облеченному бренною плотью стать выше природы. И потому невозможно человеку, так сказать, на своих крыльях взлететь к столь высокой небесной награде, если благодать Божия даром целомудрия не возведет его от грязи земной. Ибо плотяные люди никакою добродетелью так близко не уподобляются духовным ангелам в образе жизни, как заслугою и благодатью целомудрия, посредством коего, еще пребывая на земле, они имеют, по апостолу, жительство на небесах (Фил. 3, 20), которое, по отложении плотского тления, по обетованию будут иметь в будущей жизни святые, которые уже и здесь в бренной плоти владеют им.
ГЛАВА 7-я.
ПРИМЕР ИЗ МИРСКОГО РИСТАЛИЩА ПО СЛОВА АПОСТОЛА.
Слушай, что говорит апостол: все подвижники воздерживаются от всего (1 Кор. 9, 25). Исследуем, от чего – всего, по словам апостола, надобно воздерживаться, чтобы от сравнения с плотским ристалищем нам можно было получить наставления касательно духовного подвижничества. Тем, которые стараются законно подвизаться на этом видимом ристалище, не дозволяется употреблять всякую пищу, какой внушает желать похоть, а только ту, какая установлена правилами подвижничества. И не только от запрещенной пищи,
– 76 –
пьянства и всякой нетрезвости необходимо им воздерживаться, но и от всякого бездействия, праздности, лености, чтобы от ежедневного упражнения и постоянного размышления могла возрастать сила их. И таким образом они становятся чуждыми всякой заботы, печали и дел житейских, также расположения и дела супружеского, так что кроме упражнения в своем искусстве, они ничего другого не знают, и совершенно никаким мирским попечением не связаны, а только от начальника ристалища надеются с похвалою получить пособие для ежедневного пропитания, венок славы и достойную награду за победу. Они столько хранят себя чистыми от всякой скверны совокупления, что когда готовятся к борьбе на ристалище, то чтобы во сне как-нибудь не обольститься какими-либо ночными грезами, не уменьшить силы, приобретенные долгим временем,– места почек покрывают свинцовыми листами, именно для того, чтобы силою этого металла, приложенного к детородным членам, могли воспрепятствовать истечению нечистых влаг, зная, что они будут побеждены, не возмогут ослабленными силами совершить предположенную борьбу, если обольстительный образ вредного удовольствия потрясет заготовленную твердость целомудрия.
ГЛАВА 8-я.
СРАВНЕНИЕ С ГОТОВЯЩИМИСЯ ВСТУПИТЬ В БОРЬБУ НА ЗЕМНОМ ПОПРИЩЕ.
Итак, если мы знаем правила мирского поприща, примером которого св. апостол хотел научить нас, показывая, какая там соблюдалась точность, какое прилежание, какая осторожность, то узнаем, что нам надобно делать, какою чистотою нашего тела должно охранять также целомудрие души – нам, которым необходимо ежедневно питаться священною плотию Агнца, к которой по заповеди ветхого закона не дозволялось даже и прикасаться никому нечистому. Ибо в книге Левит так заповедуется: всякий чистый будет есть мяса. Если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо благодарственной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего (Лев. 7, 19. 20). Итак, вот каков дар целомудрия, без которого даже и ветхозаветные не могли приступать к прообразовательным жертвам, и желавшие получить тленный венец этого мира не могли увенчаться.
– 77 –
ГЛАВА 9-я.
О ТОМ, КАКУЮ ЧИСТОТУ СЕРДЦА МЫ ДОЛЖНЫ ВСЕГДА ИМЕТЬ ПРЕД ОЧАМИ БОЖИИМИ.
Итак, со всею осмотрительностью должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – советник и подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить пред людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей; но не возможет утаиться от знания св. ангелов и самого всемогущего Бога, от которого не укроются никакие тайны.
ГЛАВА 10-я.
КАКОЙ ПРИЗНАК СОВЕРШЕННОЙ И ВСЕЦЕЛОЙ ЧИСТОТЫ.
Очевидным знаком такой чистоты и полным доказательством будет то, если у нас, когда покоимся и погружаемся в сон, не возникает никакого обольстительного мечтания, или хоть возникает, но не может возбуждать никаких движений похоти. Ибо хотя такое возбуждение и не вменяется в полную вину в грехе, однако ж служит знаком еще не очищенного сердца, обнаружением порока, еще несовершенно истребленного, когда обольщения производится такими обманчивыми мечтами.
ГЛАВА 11-я.
ОТ КАКОГО ПОРОКА ПРОИСХОДИТ НОЧНОЕ ОБОЛЬЩЕНИЕ.
Качество помыслов, которые в течение дня небрежно охраняются, обнаруживается во время ночного покоя; и потому когда случится какое-нибудь такое обольщение, то вину этого надобно поставлять не в сне, а в нерадении предшествующего времени, и это есть обнаружение внутри скрывающейся болезни, которую ночное время не породило начально, а скрывающуюся во внутренних изгибах души вывело на поверхность кожи во время покоя сна, обличая
– 78 –
скрытную горячку страсти, которую мы произвели в течения дня, питаясь вредными помыслами. Так как и болезни телесные не в то время зачинаются, в какое по-видимому обнаруживаются, а произошли они от нерадения в прежнее время, когда кто неразумно питаясь пищею, противною здоровью, произвел в себе вредные, смертоносные соки.
ГЛАВА 12-я.
ЧИСТОТА ПЛОТИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИОБРЕТЕНА БЕЗ ЧИСТОТЫ СЕРДЦА.
И потому Творец и Создатель человеческого рода Бог, лучше всех зная природу и исправление Своего творения, там приложил старание о врачевании, где знал, что находится начальная причина болезни: Спаситель говорит: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Указывая на невоздержные глаза, Он осуждает не столько их, сколько внутреннее чувство, которое худо пользуется их служением для видения. Ибо сердце бывает больно, уязвлено стрелою похоти, и смотрит с вожделением,– благодеяние зрения, дарованное ему Творцом, по своей порочности обращает к служению худым делам, и скрытую в нем самом болезнь похоти обнаруживает по поводу смотрения. Потому и предписывается спасительная заповедь тому, по чьей порочности происходит злокачественная болезнь по случаю видения. Ибо не говорится, всяким хранением блюди свои глаза, которые и должно бы главно хранить, если бы из них происходило действие похоти, ибо глаза исполняют для души просто должность видения, а больше ничего; но говорится: всяким хранением блюди свое сердце (Притч. 4, 23); к нему преимущественно должно быть приложено врачевство, потому что оно везде может злоупотреблять служением глаз.
ГЛАВА 13-я.
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПЛОТСКИЕ ПОМЫСЛЫ ТОТЧАС НАДОБНО ИЗГОНЯТЬ ИЗ СЕРДЦА.
Итак, первым предохранением этой чистоты да будет то, чтобы когда придет нам на ум мысль о женщине, по тонкой хитрости диавольского внушения, производимая сначала воспоминанием о матери, сестрах, сродницах, или о святых женах, мы поспешили бы скорее выгнать ее из наших сердец, чтобы, если надолго будем заниматься ею, по поводу однажды воспринятой мысли
– 79 –
о другом поле, злой искуситель не низложил нашего ума, хитро не увлек к тем лицам, посредством которых мог бы внушать вредные помыслы. Потому мы всегда должны помнить эту заповедь:
всяким хранением охраняй свое сердце (Притч. 4, 23); и по начальному повелению Божию заботливо должны блюсти зловредную голову змея (Быт. 3), т. е. начатки худых помыслов, которыми диавол пытается вползти в нашу душу, чтобы если голова его по нашему нерадению проникнет до нашего сердца, не вползло и остальное его тело, т. е. согласия на сластолюбие. Если он войдет, то ядовитым жалом, без сомнения, умертвит плененный дух. Также мы должны истреблять восстающих грешников нашей земли, т. е. плотские чувства рано утром при восходе их (Пс. 100, 8) и разбивать о камень вавилонских детей (Пс. 136), пока они еще малы. А если они не будут убиты, пока молоды, то при потворстве выросши, они на нашу погибель с большею силою восстанут или по крайней мере не без большего труда и стенания будут побеждены. Ибо пока сильный дух наш, будучи вооружен, охраняет дом свой страхом Божиим, ограждая входы сердца своего, то будет в безопасности и все имущество его, т. е. стяжания трудов, и добродетели, приобретенные долгим временем. Если же сильнейший прившедши победит его, т. е. диавол посредством согласия с помыслами, то расхитит его оружие, на которые он надеялся, т. е. память Свящ. Писания и страх Божий; и добычу его разделит, т. е. заслуги добродетели рассеет всякими противными пороками.
ГЛАВА 14-я.
МЫ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ НЕ ПОХВАЛУ ЦЕЛОМУДРИЮ СОСТАВЛЯТЬ, А ИЗЪЯСНЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ЕГО.
Умалчивая о всем, что в Свящ. Писании изложено в похвалу этой добродетели, (ибо у меня намерения не похвалу целомудрию высказывать, а по преданию св. отцов изъяснить качество его, или как надобно приобрести, сохранить его, и какая должна быть цель его), я изложу только одно изречение св. апостола Павла, из которого видно, как он в послании к Фессалоникийцам превознес его пред всеми добродетелями, почтив его таким благородным словом.
– 80 –
ГЛАВА 15-я.
ДОБРОДЕТЕЛЬ ЦЕЛОМУДРИЯ АПОСТОЛ НАЗЫВАЕТ СВЯТЫНЕЮ.
Воля Божия, – говорит, есть освящение ваше (1 Сол. 4, 3). Чтобы не оставить для нас сомнительным, или неясным, что он хотел назвать освящением, правду ли, или любовь, или смирение, или терпение (ибо во всех этих добродетелях приобретается святость), он прибавляет и ясно означает, что собственно хотел назвать святостью. Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога (1 Сол. 4, 3-5). Смотри, какими похвалами он превозносит целомудрие, называя его честью сосуда, т. е. тела нашего, и святынею. Напротив, кто вдается в страсти похотения, тот находится в бесчестии и нечистоте, и бывает чужд святыни. Немного спустя прибавляет, опять называя его святостию: ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак, кто отвергает это, тот отвергает не человека, а Бога, который и дал нам Духа своего Святого (ст. 7, 8). К своей заповеди он присоединил ненарушимый авторитет, говоря: кто отвергает это, т. е. что я сказал о святости, отвергает не человека, т. е. меня, который это заповедаю, но Бога, который во мне говорит, который также назначил сердце наше в жилище Св. Духу Своему. Видишь, в простых, ясных словах какими именами, сколькими похвалами он превознес целомудрие, во-первых, приписывая собственно этой добродетели святость; потом утверждая, что ею надобно очищать сосуд нашего тела от нечистоты; в-третьих, отвергнув бесчестие и поношение, надобно пребывать в честности и святости; наконец показал, что чрез нее Св. Дух будет обитать в нашем сердце, что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства.
ГЛАВА 16-я.
О ДРУГОМ СВИДЕТЕЛЬСТВЕ АПОСТОЛА О ТОЙ ЖЕ СВЯТОСТИ.
Хотя речь клонится к концу книжки, но я приведу еще другое, подобное сему, свидетельство того же апостола. Он пишет к
– 81 –
евреям:
мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никто же узрит Господа (Евр. 12,14). Здесь также ясно показал, что без святости, которую обыкновенно называет непорочностью духа, или чистотою тела, вовсе нельзя увидеть Бога; именно и здесь также прибавляет, уясняя ту же мысль:
наблюдайте, чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, как Исав (ст. 16).
ГЛАВА 17-я.
НАДЕЖДА НА ВЫСШУЮ НАГРАДУ ДОЛЖНА УСИЛИВАТЬ ОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОМУДРИЯ.
Итак, сколь велика небесная награда целомудрию, тем большим оно подвергается наветам врагов. И потому мы должны ревностнее подвизаться не только в воздержании тела, но и в сокрушении сердца с частыми молитвенными воздыханиями, чтобы печь плоти нашей, которую вавилонский царь постоянно разжигает возбуждением плотской похоти, угасить росою Св. Духа, нисходящею в наши сердца.
ГЛАВА 18-я.
ЦЕЛОМУДРИЕ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА СМИРЕНИИ, А ЗНАНИЕ НА ЦЕЛОМУДРИИ.
По словам старцев как нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не будут положены основания смирения в сердце, так, говорят, невозможно достигнуть источника истинного знания, пока будет оставаться в сокровенности нашей души корень противного ему порока. Возможно еще приобрести непорочность без дара знания; но знания духовного невозможно приобрести без чистоты целомудрия (Прем. Сол. 1, 4). Поскольку дары различны, и не всем дается одна благодать Св. Духа, а к какой кто сделает себя своим усердием или старанием способным и достойным. Наконец, хотя во всех св. апостолах была совершенная добродетель непорочности, однако ж дар знания больше изобиловал в апостоле Павле, потому что он усердным старанием и прилежанием сделал себя способным к нему.
ГЛАВА 19-я.
ОТЗЫВ СВ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО О КАЧЕСТВЕ СВОЕГО ДЕВСТВА.
Передают строгое изречения св. Василия, кесарийского епископа: я, говорит, и женщины не знаю, и не девственник. Он
– 82 –
разумел, что нерастленность плоти состоит не только в воздержании от женщины, но и в непорочности сердца, которая нерастленную святыню тела всегда охраняет страхом Божиим или любовью целомудрия.
ГЛАВА 20-я.
ИЗ ЧЕГО ПОЗНАЕТСЯ СОВЕРШЕННАЯ НЕПОРОЧНОСТЬ ДУШИ.
Итак, конец и совершенное доказательство непорочности составляет то, если во время сна у нас не бывает никакого ощущения удовольствия, и по необходимости природы бессознательно у нас бывают нечистые истечения. Как удерживать их вовсе и навсегда прекратить, это выше природы, так ограничить их до неизбежной и очень редкой необходимости природы, так чтобы в два месяца однажды было истечение, есть дело высшей добродетели. Впрочем это сказано по нашему опыту, а не по мнению старцев, которые даже и этот срок сказанного времени считали слишком малым, чтобы, если бы мы захотели изложить так, как от них (старцев) приняли, не показалось невероятным или невозможным по крайней мере для тех, которые по своему нерадению, или слабому старанию не испытали такой чистоты.
ГЛАВА 21-я.
КАК ДОСТИГНУТЬ СОСТОЯНИЯ СОВЕРШЕННОЙ ЧИСТОТЫ.
Таким образом, в этом состоянии мы можем постоянно пребывать, никогда не выступать из естественного устава, и выше сказанного времени *), если будем думать, что Бог знает и смотрит и днем и ночью не только за тайными делами нашими, но и за всеми помышлениями, и если будем верить, что должны будем отдать отчет за все, что бывает в нашем сердце, как и за дела и поступки наши.
ГЛАВА 22-я.
ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ МОЖЕТ БЫТЬ ДОВЕДЕНО ЦЕЛОМУДРИЕ НАШЕГО ТЕЛА, ИЛИ КАКОЙ ПРИЗНАК СОВЕРШЕННО ОЧИЩЕННОГО ДУХА.
Итак, нам должно к тому стремиться и дотоле противоборствовать нечистым движением души и возбуждениям плоти, пока
________________
*) Т. е. когда в течение двух месяцев только однажды, а не больше, будет случаться истечение, и то без соблазнительных сновидений и разжжений плотской похоти
– 83 –
состояние плоти не будет заключено в пределах необходимости природы, не будет возбуждать удовольствие, когда истечения скопившегося избытка соков будет происходить без всякого раздражения похоти и вреда, не будет возбуждать брани против целомудрия. Впрочем, когда душа во время сна еще обольщается нечистыми грезами, то это значит, что она еще не достигла совершенного целомудрия.
ГЛАВА 23-я.
СРЕДСТВА ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ ЧИСТОТЫ СЕРДЦА И ТЕЛА.
Итак, чтобы нечистые грезы даже и во время сна не могли возникать у нас, для этого всегда надобно содержать равномерный и умеренный пост. Ибо кто будет превышать меру строгости, тот необходимо превзойдет и меру послабления. Кто допускает такую неравномерность, тот, без сомнения, не устоит в состоянии совершенного спокойствия, то изнемогая от чрезмерной скудости, то обременяясь излишеством пищи. А с изменением питания необходимо должно измениться и качество чистоты нашей. К этому всегда должны быть присоединяемы постоянное смирение и терпение сердца и внимательная осторожность против гнева и прочих страстей в течение дня. Ибо где находится яд гнева, там необходимо произойдет и воспламенение похоти. А прежде всего необходима неусыпная заботливость ночью. Ибо как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу.
– 84 –
Публикация:
Иоанн Кассиан. О духе блуда // Его же. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 73-84 (О постановлениях киновитян. Кн. 6).
Номера страниц идут после текста.
Сверка текста и расстановка номеров страниц – А. В. Антоневич.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.04.2013.