Должно почитать святых как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, подобно тому как говорит евангелист Иоанн Богослов: елицы
– 231 –
же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12).
Темже уже неси раб, но сын (Гал. 4, 7).
Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17). И Господь во Святом Евангелии говорит апостолам:
вы друзи Мои есте (Ин. 15, 14).
Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его (Ин. 15, 15). Если же Творец
всяческих и Господь называется и
Царем царствующих, и Господом господствующих (Откр. 19, 16), и
Богом богов (Пс. 49, 1), то несомненно и святые суть как боги, так и повелители, и цари. Бог их и есть, и называется Богом и Господом, и Царем. Ибо, говорит Он Моисею,
Аз есмь... Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль (Исх. 3, 6). И Моисея Бог сделал богом Фараона (см. Исх. 7, 1). Богами же называю, также и царями, и повелителями не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями, и Божественного
образа подобие, по которому они и были сотворены, сохранили неповрежденным (ибо царем называется и образ царя); и также потому, что соединились с Богом по собственной воле и приняли Его обитателем их сердца и, вследствие участия в Нем, сделались по благодати тем, что именно Он есть по естеству. Следовательно, почему не должно почитать тех, которые получили имя слуг, и друзей, и сынов Божиих? Ибо честь по отношению к благоразумным из сорабов имеет доказательство расположения в отношении к общему Господу.
Эти сделались внутренними жилищами Божиими и чистыми Его местопребываниями, ибо, говорит Бог, вселюся в них и похожду, и буду им Бог (2 Кор. 6, 16; Лев. 26, 12). Божественное Писание говорит, что праведных души, конечно, в руце Божией, и не прикоснется их смерть (Прем. 3, 1). Ибо смерть святых – скорее сон, нежели смерть. Ибо утрудися в
– 232 –
век, и жив будет до конца (Пс. 48, 9-10). И:
честна пред Господем смерть преподобных его (Пс. 115, 6). Итак, что драгоценнее того, чтобы быть
в руце Божией? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся
в руце Божией находятся в жизни и свете.
А что и через ум Бог обитал также и в телах их, говорит апостол: или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть? (1 Кор. 6, 19) Господь же Дух есть (2 Кор. 3, 17). И: аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17). Следовательно, почему не должно почитать одушевленные храмы Божии, одушевленные телесные жилища Божии? Они, будучи живы, с дерзновением предстоят Богу.
Господь Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония. И никто пусть, не сомневается! Ибо если из утесистой и твердой скалы истекла в пустыне вода (см. Исх. 17,6), когда желал этого Бог, и из челюсти осла для жаждавшего Сампсона (см. Суд. 15, 18-19), то ужели невероятно, чтобы из мученических мощей изобильно истекало благовонное миро? Никоим образом, по крайней мере, для тех, которые знают о могуществе Божием и о чествовании Им святых.
По закону всякий, кто касался мертвого, назывался нечистым сс(см. Чис. 19, 11), но эти не мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама жизнь, Виновник жизни, в мертвецех вменяшеся, то усопших в надежде на воскресение и с верою в Него мы не называем мертвыми. Ибо каким образом мертвое тело может творить чудеса? Итак, каким образом через них демоны обращаются в бегство, болезни отгоняются, немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения
– 233 –
и скорби прекращаются,
всяко даяние благо... от Отца светов (Иак. 1, 17) через них
сходит для тех, которые просят с верой, не подлежащей сомнению? Сколь много ты потрудился бы, для того чтобы найти ходатая, приводящего тебя к смертному царю и перед ним говорящего речи в защиту тебя? Итак, ужели не должно почитать ходатаев за весь род, за нас творящих Богу свои молитвы? Да, конечно, должно почитать, воздвигая Богу храмы в честь имени их, принося дары, прославляя [дни] памяти их и во время их веселясь духовным образом, чтобы это веселие было соответственно тем, которые созывают [нас], чтобы, пытаясь угождать, мы, наоборот, не раздражили их. Ибо чем люди угождают Богу, в этом найдут себе наслаждение и слуги Его; а вследствие чего Бог гневается, вследствие того будут гневаться и щитоносцы Его. Мы, верные, да почтим святых
псалмами и гимнами, и
песнями духовными (Еф. 5, 19), и сокрушением сердечным, и милосердием к нуждающимся, чем более всего почитается и Бог. Станем воздвигать им памятники и изображения, которые видимы, и сами да сделаемся одушевленными памятниками их и изображениями через подражание их добродетелям. Да почтим Богородицу как Божию Матерь в собственном смысле и поистине. Пророка Иоанна как Предтечу, и Крестителя, и апостола, и мученика, ибо, как сказал Господь,
не воста в рожденных женами болий Иоанна (Мф. 11, 11); и он сам сделался первым проповедником
Царствия. Апостолов, как братьев Господа и самовидцев, и служителей Его страданий,
ихже Бог и Отец и
предуведе, (тех) и предустави сообразных [быти] образу Сына своего (Рим. 8, 29),
первее апостолов, второе пророков, третие пастырей
– 234 –
и учителей (1 Кор. 12, 28). И мучеников Господних, избранных из всего чина, как воинов Христовых и испивших Его чашу, тогда крестившихся крещением животворящей Его смерти, как общников страдания Его и славы, начальник которых – архидиакон Христов, и апостол, и первомученик Стефан. И святых отцов наших, богоносных подвижников, которые перенесли очень долговременное и очень тягостное мученичество совести, которые
проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин мир (Евр. 11, 37, 38). Пророков, живших прежде [пришествия] благодати, патриархов, праведных, предвозвестивших пришествие Господне.
Взирающе на скончание жительства всех этих, да станем
подражать вере (Евр. 13, 7), любви, надежде, ревности, жизни, твердому перенесению страданий, терпению даже до крови, чтобы и мы вместе с ними получили венцы славы.
– 235 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Иоанн Дамаскин св. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д: Братство Святого Алексия, Изд-во "Приазовский край", 1992 (репр. переизд.: СПб., 1894).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Текст добавлен 01.04.2015.