Ибо Ангел Господень был послан ко Святой Деве, происходящей из Давидова племени (Лк. 1, 26, 27). Яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш (Евр. 7, 14), из какового колена никтоже приступи ко олтарю (Евр. 7, 13), как говорил божественный
– 121 –
Апостол, о чем позже скажем подробнее. Итак, благовествуя ей, он говорил:
радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28).
Она же смутися о словеси; и говорит к Ней Ангел:
не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога... и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1, 29-31).
Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Почему и имя Иисус переводится как Спаситель. Когда же Она недоумевала:
како будет Мне сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34), то Ангел снова говорит к Ней:
Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя. Темже и рождаемое от Тебя
свято, наречется Сын Божий (Лк. 1, 35). Она же говорит к нему:
се Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38).
Действительно, после того как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал Ангел, сошел Святой Дух, очищающий Ее и дарующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе и для рождения Его. И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышнего Бога, Сын Божий, единосущный со Отцом, осенил Ее, как бы Божественное семя, и из непорочных и чистейших Ее кровей образовал Себе плоть, одушевленную душою, одаренной как разумом, так и умом, начатки нашего смешения; не по образу рождения через семя, но творческим образом, через Святого Духа; не так что внешний вид создавался понемногу через прибавления, но так что он был окончен в один момент. Само Слово Божие для плоти сделалось Ипостасью. Ибо Божественное Слово соединилось не с такою плотью, которая прежде сама по себе существовала, но, вселившись в утробе Святой Девы, Оно в Своей Ипостаси неописуемо восприняло Себе от чистых кровей Приснодевы плоть, одушевленную
– 122 –
душою, одаренную и разумом, и умом, взяв Себе начатки человеческого
смешения, Само Слово сделалось для плоти Ипостасью. Итак, в одно и то же время – плоть, в то же время – плоть Слова Божия, вместе с тем – плоть одушевленная, одаренная и разумом, и умом. Почему и говорим не о человеке обоготворенном, а о Боге вочеловечившемся. Ибо Кто был по природе совершенным Богом, Тот же Самый сделался по природе совершенным человеком: не изменившись относительно Своей природы, также не призрачно только воплотившись, но с плотью, восприятой от Святой Девы, одушевленной душою как разумной, так и умной, и в Нем получившей свое бытие, соединившись ипостасно, [но] неслитно, и неизменно, и нераздельно, не изменив природы Своего Божества в сущность Своей плоти, ни сущности Своей плоти – в природу Своего Божества, и из Божественной Своей природы и той человеческой природы, которую Он восприял Себе, не соделав одной сложной природы.
– 123 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Иоанн Дамаскин св. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д: Братство Святого Алексия, Изд-во "Приазовский край", 1992 (репр. переизд.: СПб., 1894).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Текст добавлен 01.04.2015.