. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Григорий Палама св. Беседы (омилии). Часть 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Григорий Палама св.

    БЕСЕДА
    произнесенная в Неделю Отцов, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о в девстве родившей Его Приснодевы и Богородицы 1).

     

    1. И Давид 2) и Исаия 3) явили, что в отношении Божества у Господа нашего Иисуса Христа нет родословной; после них и Апостол подтвердил это 4). Потому что как мог бы иметь родословную Сущий в начале, и Сущий у Бога, и Сущий Бог, и Сущий Божее Слово и Сын 5), и не Имеющий Отца пришедшего в бытие раньше Его, и Имеющий имя – паче всякого имени и слова? – Потому что родословная линия проходит через главенствующих в роде и состоит из ряда различных имен. Нет же ничего старше – Божиего имени; а это можно сказать относительно Отца и Сына и Духа Святаго: потому что оно 6) – едино и ни в чем не разнствует (в понятии Божественного Естества). Несказанна, действительно, родословная Христова по Божеству; но она возвещается по Его человеческому естеству: потому что ради спасения человека Сын Божий удостоил стать ведущим Свое родство от людей и стать Сыном Человеческим. И эту Его родословную изложили совместно двое Евангелистов: Матфей и Лука. Но Матфей 7), согласно сегодняшнему чтению из его Евангелия, начав от предков, никого не поминает прежде Авраама, но начав

    __________

    1) Согласно изданию 1861 г. числится за № 57, стр. 212-224.

    2) Пс. 119, 4.

    3) Ис. 53, 8.

    4) Евр. 7, 3.

    5) Ин. 1, 1.

    6) Т.е. – имя Божие.

    7) Мф. 1, 1-16.

    – 167 –



    с него, доходит до Иосифа, Обручницей которого стала Богородица Дева, Которая, по Божьему промыслу, происходила из того же отечества и племени, чтобы на основании сего и Ее род ничем не уступал его роду. Лука же 9) начиная не от предков, но от ближайших (родных), от самого Обручника, восходя, кончает не на Аврааме, но, насчитывая выше, даже на Адаме не остановился, но и Бога насчитал среди Прародителей Христа по человечеству, желая, как мне кажется, показать, что человек не только был творением Божиим, но и Сыном по духу 10), которого тогда (при творении) чрез жизненачальное 11) дуновение вдохнув, Он дал человеку вместе с душою. Дал же его как бы залог: чтобы, если крепко держась Его, он сохранит заповеди, то благодаря сему возможет стать участником и более совершенного единения с Ним, в силу которого имел бы вечно пребывать с Богом, усвоив в себе бессмертие.

    2. Поскольку же, вняв злому совету губителя, он преступил Божию заповедь и показал себя недостойным, он лишился (полученного им от Бога) залога и ущербил Божий план; но поелику Божия благодать – неизменна и намерение – неложно, то избрание производится из числа порожденных Адамом, дабы после долгого срока было обретено довлеющее Вместилище сего Божиего усыновления и благодати, полностью содействующее Божией воле, и был явлен Сосуд достойный для соединения в Нем по ипостаси 12) Божией и человеческой природ, не только высоко представляющий наше (человеческое) естество, но исправляющий по его образу и весь человеческий род; таковым Священным Сосудом 13), Богоотроковицей и Богоматерью явилась Дева; почему Она и была объявлена со стороны Архангела Гавриила "Благодатной", как воистину Избранная из избранных и Сосуд безупречный и нескверный и достойный Богомужной Ипостаси, так чтобы вместить и

    __________

    9) Лк. 3, 23-28.

    10) Здесь в оригинале, хотя и говорится о человеке, слово "Сын" написано с заглавной буквой, что и мы сохраняем; слово "дух" – с маленькой буквой, что и мы сохранили в нашем переводе.

    11) Т.е. Бог вдохнул в человека жизненное начало.

    12) Т.е. в одном Лице, Лице Богочеловека.

    13) Слова: "Священный Сосуд" мы вставили от себя ради ясности текста.

    – 168 –



    содействовать Ей. Итак. Бог предвечно предопределяет Ее для Себя и от века избирает Ее и удостаивает преимущественной, чем в отношении всех, благодати, соделав Ее и прежде Ее чудесного рождения – Святейшей из Святых; почему и благоволил, чтобы Она обитала во Святая Святых; приняв, чтобы с самого Своего детства Она пребывала вместе с Ним. Избирает же Ее не просто из числа многих, но – и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами и своими словами и делами.

    3. Посмотрите, откуда берет свое начало это избрание: из числа детей Адама был избран Богом прекрасный Сиф, который порядочностью нрава и воздержанием чувств и красотою добродетелей явив себя одушевленным небом, был за это избран Богом, и от этого избрания должна была возникнуть Сия Дева – воистину Небо и приличествующая Богу Колесница пренебесного Бога, и воззвать людей к бессмертному усыновлению. По этой причине весь род Сифа был назван "сынами Божиими". Потому что от сего рода должен был родиться как Сын Человеческий, Сын Божий; поэтому и имя "Сиф" в переводе означает "восстание", или лучше сказать: "воскресение", которым в полном смысле слова является Сам Господь, обещающий и дарующий бессмертную жизнь верующим в Него. И какое – соответствие образа! Так, Сиф стал для Евы, как она говорит: "вместо Авеля, его же уби Каин" по зависти (Быт. 4, 25); Сын же Девы – Христос стал для человеческого естества вместо Адама, которого по зависти умертвил начальник и родитель зла. Но Сиф, ведь, не воскресил Авеля, потому что он был лишь образом воскресения; Господь же наш Иисус Христос воскресил Адама: потому что Он Сам – истинная Жизнь людей и Воскресение, силою Которого сущие от рода Сифа удостоились, на основании надежды, божественного усыновления, будучи названы "сынами Божиими". А то, что они были названы "сынами Божиими" на основании этой надежды, явствует на основании первого так наименованного и наследовавшего это избрание. Это был Енос – сын Сифов, который, согласно написанному Моисеем, – "Сей первый упова

    – 169 –



    нарекатися именем Господним" (Быт. 4, 26) 14). Видите ли ясно, что на основании надежды он получил божественное звание? Если же Семьдесят говорят: "Сей первый упова призывати имя Господне", то этим они отнюдь не находятся в разногласии с прочими (переводчиками Ветхого Завета). Потому что Енос, живя богоугодно более чем кто-либо иной в те времена, первый после Сифа, прияв сию надежду от Бога, и призывает ее и сам по ней именуется. Из детей Адама Бог избирает Сифа; почему и к нему возводит Лука родословную всего рода, от которого произошел по плоти Христос; из детей же Сифа предпочтен избранием Енос, как это было сказано; от происшедших же от него – Енох, который сам от себя показал, что добродетель не остается без награды и что не сей, подверженный смерти, мир является достойным жилищем для угождающих Богу: потому что, угодив Ему, он был перемещен с земли. Опять же, от происшедших от него, был судим быть достойным избрания – Ламех; а после него сын его, он же после Потопа – единый отец всего мира, – Ной, удостоился получить избрание; потому что в его времена он был найден единственный вместе с своим домом, кто жили целомудренно, в то время, как "сыны Божии" брали в жены дочерей человеческих, как повествует Моисей, т.е. – происходящие от Праотца Богоматери – Сифа, но принадлежащие к числу отверженных, как недостойные, которые были с презрением изгнаны из рода Сия Матери-Девы, сами совершенно потеряв Божий Дух, Который позднее пришел на Деву, согласно словам возвестившего Ей Архангела: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя" 15); Который заранее же привел в осуществление и предшествие Ее, свыше отбирая и очищая родовое дерево, и достойных или имеющих быть отцами замечательных (сыновей) принимая, а недостойных – совершенно отвергая. Посему и сказал Господь Бог относительно оных отверженных в те времена: "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих (во век), зане суть плоть" (Быт. 6, 3); потому что если

    __________

    14) Такой перевод, как разночтение к "упова призывати имя Господне" (Быт. 4, 7) находим в переводе Акилы и в употреблении у Бл. Феодорита; также у Св. Григория Паламы, кроме этой беседы, в его первой беседе на Введение во Храм Божией Матери, отд. 6; разночтение.

    15) Лк. 1, 35.

    – 170 –



    Дева происходит от плоти и семсни Адама, от Нея же по плоти Христос, но Духом Святым этот род много-различно был свыше очищаем, когда совершалось избрание в роду согласно достоинству; посему и Ной, "праведен и совершен сый в роде своемъ", согласно написанному о нем (Быт. 5, 29), был удостоен сего избрания.

    4. И посудите, до какой степени Дух Святый дает ясно понять для имеющих ум, что все богодухновенное Писание было написано ради Богородицы Девы. Потому что, начиная Ее родовое дерево с Адама, и проводя чрез Сифа и Ноя и Авраама, а затем Давида и Зоровавеля и сущих между ними и после них с точностью упоминая, оно доводит род до того времени, когда явилась Богородица Дева; родословия же других родов или вообще не начинало, а если и начинало, то вскоре оставляет, предав пучине забвения, и главным образом упоминает из них тех, которые были предками Богородицы, которые или сами по себе или делами как бы в образе предизобразили Грядущего от Девы Христа. Видите ли и в сем Ное ясный образ в те времена Имеющего родиться от Девы, ради Которой производилось сие избрание: потому что Ной явился спасителем человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего его дома (семейства), спасшегося благодаря ему: так и Христос есть Спаситель человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего Его Дома, т.е. Церкви Его, но не – и непокорных. "Ной" в переводе означает: "успокоение"; по кто же воистину Успокоение, как не Рожденный от Девы, Говорящий: "Приидите ко Мне – путем покаяния – вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. 11, 28), – даруя вам освобождение и облегчение и жизнь вечную? – Посему Ламех, дав сыну своему Ною таковое имя, как бы видя в нем грядущего позднее из его рода Христа, Который стал Успокоением всех от века почитателей Бога 16), в этом имени ясно пророчествует о Христе. Потому что говорится: "Нарече имя ему: Ной, глаголя: сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших и от земли, юже прокля Господь Бог наш" 17). Эти слова не были сказаны в отношении сбывшегося Потопа:

    __________

    16) Ориг.: "Богочестивые".

    17) Быт. 5, 29.

    – 171 –



    потому что смерть Ламеха предшествовала Потопу; между тем, как Ламех говорит: "Успокоит нас, и делает себя соучастником пророчествуемого им успокоения; и тогда еще не каждый человек "помышлял в сердце своем прилежно на злая (злое) во вся дни" своей жизни (Быт. 6, 5); по причине чего произошла от Бога всемирная гибель на землю: на всех живущих на земле. Так к кому же относились эти слова: "успокоить нас"? Но еще и говорится: "Успокоит от земли, юже (которую) прокля Бог"?! Кто же успокоил нас от земли сей? – Не Тот ли, Кто отверз небеса и возвел туда наше естество и словами и делами показал нам путь восхождения на небо и призвал нас к сему пути? Если же и Потоп был образом успокоения, но – уничтожение и прекращение греха, а не как облегчение и успокоение грешникам.

    5. Таким образом и по причине сего (своего назначения: быть прообразом Христа) Ной получил избрание (быть прародителем Богородицы); из числа же его детей в избрание рода Богоматери был прият Сим; посему, хотя и Иафет показал себя угодным отцу, однако один только Сим слышит от отца: "Благословен Бог Симов" (Быт. 9, 26): потому что из его рода произойдет Бог. Потому что от него произошел Авраам, который предыизбранный, согласно избранию из всего потомства Сима в наследование рода Матери и Девы, был избран и переименован со стороны Бога и получил великое оное обещание, говорящее, что в семени его благословятся все племена земные (Быт. 12, 3); Семя же его – как говорит Павел – есть по плоти Христос Бог (Гал. 3, 16), родившийся от Девы. Что сказать о бывших Аврааму видениях Бога, божественных знамениях, Божиих обещаниях, которые и предизобразили и предвозвестили то, что относится к Приснодеве и Богородице и к Неизреченному Рождеству Ее? Но дабы нам быстро пройти остальное, потому что время не позволяет нам затягивать речь, помянем: что из рожденных Авраамом, опять же избран был Исаак; а из его сыновей, в свою очередь, – Иаков; от сыновей же Иакова – Иудино племя, от которого произошел Иессеев Корень; а от произростших от оного Корня – Давид, Псалмопевец, Пророк и Царь, относительно

    – 172 –



    которого Бог возвещает: "Семя его 18) во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и Свидетель на небеси верен" (Пс. 88, 37-38).

    6. Кто же – Этот Свидетель? – Конечно, Сидящий на небесном престоле, о Котором, опять же, в ином месте, Псалмопевец говорит: "Прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная" (Пс. 71, 17). Здесь же обнаруживается сугубое родословное древо блаженного рода Богоматери и Иосифа, Обручника Ее: потому что Оба: и он и Она, происходили из того же колена и отечества, согласно Закону. Итак, начиная отсюда, родословное дерево усугубляется, основываясь как на родных детях, так и на детях по закону: оно сплетается и часто сходится друг с другом в одно; но также часто оно разделяется на двое, так что представляется невероятным, что тот же ребенок является чадом двух отцов, сущих между собою братьями: одного имея отцом по закону, поскольку тот его не родил, но считается таковым; другого же имея отцом по рождению от него, в нем воскресившего семя (бездетному) своему брату 19): таким образом чрез обоих отцов рожденный возводит свой род к Давиду. Кто-нибудь мог бы заметить, что иными словами, этот род – парный: царский род часто и различными образами сходился со священническим родом. Так, напр., и Зоровавель, принадлежащий к божественному дереву Божией Матери, был причислен к священникам чрез поколения Нафана, а чрез рожденных от Соломона, который наследовал царство после Давида, возводит свой род к Давиду. И, вот, поэтому различно у Евангелистов Матфея и Луки возводится родословная по плоти Господа: один – родных отцов, другой – отцов по закону, приводят к числу праотцов; один (Матфей) упомянул только принадлежавших к царскому роду; Лука же привносит и принадлежавших к Левитскому званию или сущих – царского рода относит к священническому роду или (поминает сроднивших свои роды путем брачного родства.

    __________

    18) У Св. Григория: "Семя твое..."

    19) См. Втор. 25, 5. Мф. 22, 24.

    – 173 –



    7. Конечно, Зоровавель, поскольку и он был предъизбран быть в Праотцах Богоматери, и сам явился образом Христа и удостоился великих пророчений и дел: потому что, рожденный в плену, он по причине своей добродетели и учености, становится предметом восхищения Кира царя персов, и научает евреев и иноплеменников силе Истины: и освобождает еврейский народ от плена, и обновляет храм Божий, как и Христос сделал позднее, обновляя не неодушевленный храм, но храм, одаренный душою и разумом, – наше естество, и искупая от плена не исторического 20) и недавнего, но – духовного и древнего, и переводя последователей не из одной страны в другую, но переводя от земли на небо. Этот же Зоровавель является Праотцом как Девы, так и Обручника (Иосифа), но Девы – только по родству по рождению; предком же Иосифа он является и по родству на основании рождения и по родству по закону: потому что Иосиф имел двух отцов: – Илия, согласно Луке (3, 23), и – Иакова, согласно Матфею (1, 16). Потому что поскольку Илий и Иаков были братьями и возводили свой род к Зоровавелю, то когда Илий умер бездетным, сей Иаков, на основании соответствующего закона, родил для рода Илия от супружницы оного – Иосифа. Все же это были предначертания и образы больших таин: так, необходимо было, чтобы царский род многообразно соприкасался со священническим, составляя родословную по плоти Христа: потому что Христос многообразно является воистину Царем вечным и Архиереем. То, что закон определяет, чтобы усыновленные были на равном положении с сынами и чтобы отцы по закону любили детей по закону не меньше, если даже не больше, чем своих кровных детей, – соответственно же сему закон регулирует иные виды родственности, – это было предначертанием и ясным образом, сущего от Христа, по духу и по закону благодати, Усыновления (нас со стороны Бога) и родственности и звания. Потому что Сам Господь говорит в Евангелиях: "Творящий волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Моя и Мати Ми есть" (Мф. 12, 49).

    __________

    20) Ориг.: "чувственного", т.е. материального.

    – 174 –



    8. Видите, что происхождение Христово и родственность с Ним совершается не по закону естества, но по благодати и по закону, основанному на благодати? который настолько лучше закона, данного чрез Моисея, насколько призванные сыны, на основании сего закона, не от Бога родились и не превзошли естество; сыны же, приобретенные на основании закона благодати, от Бога родились и соделались выше естества и чрез Христа усыновились Аврааму и стали ближе тех, которые являются кровными сынами. Потому что все во Христа крестившиеся, во Христа облекшиеся, как говорит Павел (Гал. 3, 27), сущие по естеству чада иных родителей, выше естества рождаются от Христа, настолько превозшедшего естество, насколько и Сам безсеменно воплотился от Духа Святаго и Приснодевы Марии; верующим же во имя Его даровал силу и власть быть чадами Божиими. Потому что тем, которые приняли Его – говорит Евангелист – дал им власть быть чадами Божиими, верующим во имя Его, "иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася" (Ин. 1, 12-13).

    9. Почему же, говоря, что они от Бога родились, он не сказал, что они стали чадами Божиими, но (говорит) что они приняли силу стать таковыми? – Потому что, взирая на конец и на оное восстановление, совершенство будущего века, тот же Евангелист в своих Посланиях говорит: "Не у явися, что будем: егда же явится, подобии Ему будем" (1 Ин. 3, 2) 21). Итак, тогда-то мы и будем чадами Божиими, видящими и испытывающими сияние Божие и осияваемые светозарностью Христовой славы и вместе с Ним сияющие, какими Моисей и Илия на Фаворской горе в славе с Ним явившись, предстали нам; потому что: "Праведницы просветятся", говорит Христос, "яко солнце, в царствии Отца их" (Мф. 13, 43); ныне же для этого мы принимаем силу, благодаря благодати, подаемой в божественном (святом) крещении. Потому что как рожденное дитя, восприняло от своих родителей силу стать мужчиной и наследником их дома и достатка; не имеет же еще этого наследия по причине несовершеннолетия; но не воспримет сего вообще, если будет похищено смертью раньше

    __________

    21) Рус. пер.: "Еще не открылось, ЧТО будем, когда же откроется, будем подобны Ему".

    – 175 –



    сего срока; – так и возрожденный в духе, силою крещения во Христа, действительно, принял силу быть сыном и наследником Божиим, сонаследником же Христу, и твердо и неотъемлемо воспримет божественное и бессмертное усыновление в будущем веке, если только не лишится сего вследствие духовной смерти: грех же является этой духовной смертью; обычная смерть сводится на нет с наступлением будущего века; духовная же смерть властвует над теми, которые навлекли ее на себя еще здесь.

    10. Следовательно, всякий крещенный, если намерен получить уповаемое присносущное блаженство и спасение, пусть проводит жизнь вне всякого греха; и являют это Петр и Павел, корифеи лика корифеев в священных Апостолах; так, первый, сказав о Христе, что "еже бо умре, греху умре единою: а иже живет, Богови (непрестанно) живет", – присовокупляет: "Такожде и мы должни есмы мертвыми убо быти греху, жити же Богови" (Рим. 6, 10-11 парафр.); Петр же говорит: "Христу убо умершу 22) за ны плотию, и мы в ту же мысль вооружимся 23) – зане пострадавый плотию, преста от греха, – во еже не ктому человеческим похотем, но воле Божией прочее во плоти жити время" (1 Пет. 4, 1-2). Если же Господь прожил ради нас, оставляя нам в пример ту жизнь, которую прожил на земле, – прожил же Он безгрешно, – то и нам необходимо безгрешно жить в память Его; если же и чадам по плоти Авраамовым Он сказал: "Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили" (Ин. 8, 39), – то насколько больше скажет нам, которые ни родства по плоти не имеем с Ним: – Если бы вы были Мои чада, то и делали бы Мои дела? – Так, вот, тому, кто – после божественного крещения, после договора, заключенного в нем, с Богом, по силе получения, проистекающей от него, божественной благодати, – (однако) не следует образу жизни Христа, но преступает и оскорбляет Благодетеля, – последовательно и справедливо следует быть совершенно лишенным божественного усыновления и вечного наследия.

    11. Но кто достойно воспоет, о, Христе Царю, величие Твоего человеколюбия: потому что то, в чем Тебе не было

    __________

    22) Ориг. "пострадавшу".

    23) Ориг. "и вы в ту же мысль вооружитесь".

    – 176 –



    нужды, то, что Ты Сам не совершал, – я имею в виду: покаяние (потому что, отнюдь, не нуждается в покаянии Тот, Кто – сущий без греха) 24), это самое Ты, как посредника, даровал нам, согрешающим и после (получения) благодати! Потому что оно является на основании раскаяния, опять обращением к Нему и к образу жизни по Его воле. Итак, если кто даже и согрешит смертным грехом, но от души отвратится от него и откажется от него, обратится же делами и истиною к Богу, пусть дерзает и имеет весьма большую надежду, потому что он не лишится вечной жизни и не погрешит в надежде на спасение; потому что, хотя дитя по плоти, если умрет, уже не воскресится своим родителем, однако рожденный Христом, хотя бы и впал в смертные грехи, если, обратившись, прибегнет к Нему, к своему Отцу, Который и мертвых воскрешает, – он снова оживает и получает божественное усыновление, и не лишается сожительства с праведниками, – что да будет всем нам получить в славу Его и Безначального Его Отца и Животворящего Духа, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.

     

     

     

     

    __________

    24) Скобки принадлежат оригиналу.

    – 177 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1984).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .