1. После того, как Единородный Сын Божий воплотился ради нас от Девы и Своим жительством во плоти исполнил и завершил Закон, данный через Моисея, и ввел для исполнения Закон Благодати и в отношении Церкви переменил оный древний Закон, с тех пор Еврейский род изгоняется из священной Церкви и вместо них вводимся мы, избранные из язычников, которых Господь сочетал с Самим Собою и с Отцем, введ нас в родственность сынов и братьев и даже Своих Родителей (о, какое неизреченное человеколюбие!). "Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех", – говорит Он, – "той брат Мой, и сестра, и Мати Моя есть" (Мф. 12, 50). Однако же, мы сегодня празднуем в Церкви память Праотцов, из числа которых большинство были евреи. Почему же это? – Для того, чтобы все знали, что не неправедно и не неразумно, и не недостойно Бога, сделавшего так и проведшего такую перемену, произошло то, что иудеи оказались изгнаны, а язычники – усыновлены; но, как в числе призванных язычников только послушествующие (учению Христову) причисляются к родственности с Богом, так и относительно Израильского рода и сущих от Адама до сего рода, а таких великое множество: только те являются истинными Израильтянами, кто среди них пожили по воле Божией; им принадлежали пророчества, чрез них были представлены прообразы и к ним были
__________
1) В издании 1861 г. числится за № 55, стр. 192-200.
– 149 –
обещания: и только они – истинные Отцы и Праотцы, во-первых, в девстве Родившей по плоти Христа, сущего Бога всех, а затем, чрез Него, – и наши (они – Праотцы и Отцы). Эти, вот, Отцы и Праотцы не были извержены из Христовой Церкви, и сегодня мы со дерзновением совершаем их торжество, как составляющих удел исполнения (лика) Святых. Потому что во Христе нет ни древнего, ни нового, "несть еллин, ни иудей, варвар, скиф, раб и свободный, но всяческая и во всех Христос" (Гал. 3, 28); и "иудей" есть не тот, кто по внешности таков; и "обрезание" есть не то, которое совершается явно, но тот "иудей" – кто Иудей в тайне (в духе), и истинное Обрезание – это Обрезание сердца в духе, а не в букве; такое Обрезание все имеют и в нем все составляют одно – будь то древние, будь то новые – те, которые угодили Богу, богоугодно жительствовав, было ли то до Закона, в Законе, или после Закона – в Евангелии Благодати.
2. Так что если кто внимательно изучит все от начала до конца Божие домостроительство 2) в отношении человеческого рода, тот увидит, что оно созвучно и последовательно самому себе; потому что как ныне избрание от всякого народа только переименовывается 3): негодное же извергается, но и – "мнози бо суть звани, мало же избранных", как сказал Господь (Мф. 20, 16); так и во время оных древних людей и сущего после них Иудейского народа, а также и из числа переименованных 4), только избранные приемлются, а негодное множество и из их числа извергается: так сущие из числа потомков Сифа, прозванных "сынами Божиими", те, кто были одержимы страстью к дочерям человеческим, как говорится в Писании (Быт. 6, 2), стали отвержены. Непотребное множество было и среди иудеев, не только среди прозелитов, живших в их среде, но и из числа коренных иудеев; так, даже родной брат самого Иакова, первого прозванного "Израилем" (Быт. 32, 28), брат непослушный родителям, Исав (Быт. 26, 34-5. 27, 46), и даже сын Пророка и царя Давида, царствовавшего в Израиле непосредственно после Саула,
__________
2) "Божиим Домостроительством" называется Божественный план спасения человека, Искупление.
3) В тексте примечание: "переименовывается, разумеется во имя Христово".
4) Т.е. переименованных на "Новый Израиль", т.е. – христиан.
– 150 –
– Авессалом, покушавшийся на жизнь отца, – оказались чужды священного рода
5).
3. Так, вот, и среди нас, опять же, все именующиеся по Христу, – как и не все оные именовавшиеся по Израилю, – вчисляются в род Христов, но только те – которые живут по Его воле и творят Его заповеди, а не достающее восполняют покаянием. Иуда Искариотский не только был среди призванных, но и – среди Апостолов, и не просто среди Апостолов, но и – из лика Двенадцати, самых Корифеев; отчуждившись же от родственности со Христом, он стал самым чуждым из всех именования, говорящего о родственности. Почему же это случилось? – Потому что ни рвения он не имел к возвещаемому царству небесному, ни к сердцу не принимал поразительные дела и учение Спасителя; потому что созерцаемые знамения и дела Божии приводят к вере желающих видеть их; слушание же священного учения, вместе с истиной в Боге, обнаруживает богоугодный образ жизни; благодаря чему – и тому и другому – презирая все плотское и земное, мы простираем наши мысли к надежде, уготованной на небе. Но он был вожделеватель не сего, а взирал на землю и смысл жизни видел в воровстве, в земных и низменных выгодах и в предполагаемой материальной пользе, имеющей из этого быть для него, и был любителем вещей, многократно и весьма сильно запрещенных Отцем и Владыкою и Учителем всех. Таким образом тогда он не был со-апостолом Христовым, но родственен с теми, которым Господь говорил: "Ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы, и насытистеся" (Ин. 6, 26); потому что, как те, несмотря на то, что видели знамения и ели хлеб и слышали слова воплотившегося ради нас Самоипостасного Слова, позднее вопияли к Пилату: "Возми, возми, распни Его" (Ин. 19, 15), – так и тот, видев своими глазами, и то в большей степени, чем другие, опытом познав величие и Божество Господа, позднее предал Его убийцам. Он же перетерпел (о, несказанное великодушие!) "до смерти, смерти же крестныя" (Фил. 2, 8), во имя победного знамения над началозлобным и для того, чтобы научить нас терпению и показать, что искушения и скорби
__________
5) Конец фразы в несколько свободном переводе.
– 151 –
приносят нам пользу. Потому что: – "В скорби помянухом Тя", говорит Пророк (Ис. 26, 18); и: – "Наказание Господне
6) стерплю" (Мих. 7, 9); и: – "Наказание Твое восприимет мя" (Пс. 17, 36), т.е. заботы, связанные с телом и согбенные к вещам, связанным с телом, оно воздвигло и убедило взирать только к Тебе.
4. Ты же, если и во время скорби не прибегаешь к Богу, если не исправишься Его наказанием, то какое когда время и что из сущего или сбывающегося посодействует для твоего исправления? Но разве тело не испытывает нужду в пище и в прочем необходимом? – скажет кто-нибудь. – Конечно, и то весьма! Да и как же может быть иначе? Итак, если ты всем обладаешь, получив это, конечно, от Бога (потому что, как говорит Апостол: "что имаши, егоже неси приял" – 1 Кор. 4, 7), то поблагодари Даровавшего, воздавая Ему благодарение делами: как Он послушался твоей воли и исполнил твое желание, так и ты приступи, и выслушай и узнай, в чем – Его воля, и послушайся ее и сделай так, дабы, по примеру благоразумного человека, быть тебе похваленным "Иже слышит словеса Моя", говорит Господь, "и творит я (их), уподобится мужу мудру" (Мф. 6, 24) 7), и последовательно не только в отношении мимотекущих и земных вещей, но и в отношении будущих и пребывающих и небесных, ты возымеешь Его щедрым Благодетелем. Потому что Он говорит: "Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего" (Мф. 25, 21). Если в настоящее время ты испытываешь материальную нужду или боишься угрожающего тебе разорения, опять же приступи к Нему, опять умоли Его, опять окажи Ему послушание. – "Повинися Господеви", говорится, "и умоли Его" (Пс. 36, 7). Опять же, добрый раб Его познается на основании дел; потому что Он, по изречению Псалма: Дающий пищу в свое время, Открывающий руку Свою и Насыщающий все живущее по благоволению (Пс. 144, 15-16 парафр.). Он есть Рекший: "Не отступлю от тебе и не оставлю тебе" (Втор. 31, 6. 1 Пар. 28, 20 парафраза). Он есть Говорящий: "Работающии Ми (Мои рабы)
__________
6) Ориг. цитата: "гнев Господень стерплю".
7) Ориг. цитата гласит: "уподоблю его мужу мудру".
– 152 –
ясти будут"; а к тем, которые не – Его рабы, Он говорит: "Вы же взалчете" (Ис. 65, 13).
5. Почему ты подражаешь у бессловесных животных тому, что во вред тебе, именно: согбенности к чреву и неспособности воспрянуть от земных вещей, хотя ты был создан прямым, для того, чтобы ты имел мысли о высшем, искал высшего? Почему, как оная согбенная женщина, которую сатана связал в течение 28 лет, и сам ты хочешь пребывать связанным, хотя Сие Слово жизни, разрешившее ее, хочет и может легко развязать тебя, если только ты прибегаешь к Нему и слушаешь Его и послушаешься, а не затыкаешь уши и бежишь прочь и сопротивляешься? Почему же ты подражаешь у бессловесных тому, что во вред тебе, а не подражаешь тому в них, что полезно тебе? Послушай Пророка, говорящего о том, что львята, нуждаясь в пище, рыкают и ищут ее от Бога, и получают чтобы восхитить ее. Потому что говорится: "Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе" (Пс. 103, 21); говоря о львятах, он для имеющих ум обильно предоставил возможность, на основании тех, сделать заключение и о всех прочих животных: потому что если лев, из всех зверей самый прожорливый, хищный и мощный в деле охоты, однако, если Бог не даст, не может восхитить себе пропитания, то что же сказать про других (более немощных) животных? – Это и Христос, на примере птиц, представляет в Евангелии: "Воззрите", говорит, "на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их" (Мф. 6, 26). Что говорю: сухопутные животные, летающие, морские, земаоводные? – когда: "Аще и сено сельное", говорит Христос, "днесь суще и утре в пещь вметаемо, не труждающееся, не бдящее, Бог тако питает и прекрасно и благолепно одевает, не много ли паче вас, маловери?" (Мф. 6, 28-33 – парафраза).
6. Братие, "Ищите прежде царствия Божия и правды его", – и не только во веки будете наследниками сего неотъемлемого царства Божия, будучи оправданы 8) Его благодатию, но и – "настоящая приложатся вам" (Мф. 6, 33). Если же
__________
8) Или: "признаны законными" наследниками.
– 153 –
преимущественно вы ищете не царство Божие и правду его, но то, что кормит и лелеет сие тленное
9) тело, то вы и этого не получите, если только не впадете в еще большее зло для того же тела и причините осуждение и ущерб для вечной души. И это видится на примере Богатого (из притчи Господней о Богатом и Лазаре), слышащего от Авраама: "Воприял еси благая в животе твоем" (Лк. 16, 25). Искал некогда и иудейский народ есть мясо в пустыне, и Бог им дал перепелов неисчислимое множество
10): "и ядоша и насытишася зело и желание их принесе им" – "еще же брашну сущу во устех их", говорится, "и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным исраилевым запят" (Пс. 77, 27-30)
11). Почему "множайшая их", т.е. – многих из массы поразил Божий гнев? – Потому что они безбоязненно роптали и возводили хулу на Бога и на Моисея, который по Богу был их вождем. Почему же и "избранных Израилевых" Он низложил? – Потому что они не удерживали массу от того, чтобы она клонилась к ухудшению. – Вот, таковые суть те, которые бывают извергаемы от священной Церкви и царства Божия, будь они среди древнего, или же среди Нового Израильского народа; это и показал Господь в Евангелиях, говоря: "Приидут от
12) восток и запад и севера и возлягут с Авраамом и Исааком во царствии небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тьму кромешнюю" (Мф. 8, 11).
7. Какие же это "сынове царствия", которые будут изгнаны во мрак? Это – те, которые хотя и исповедуют свою веру, но своими делами отрицаются Бога, мерзкие и непокорные и неключимые ни на какое доброе дело. Кто же суть те, кто возлежат с Авраамом и Исааком и Иаковом в царстве небесном? – Это – те, которые при правой вере, следуют Закону или Учению Благодати, и чрез дела являют свою веру. Если кто желает присоединиться к их числу и избежать кромешного мрака, и удостоиться невечернего (незаходимого) света царства Божия и непрестанно
__________
9) Ориг.: "текущее", "непостоянное".
10) Числ. гл. 11.
11) Рус. пер.: "И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им; еще же пища была во устах их, как гнев Божий пришел на них и убил многих из них, в избранных Израильских низложил".
12) В ориг. цитате нет слова "севера" и упоминается Иаков.
– 154 –
со-вечноствовать со Святыми на небесах, – пусть он совлечется ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, которые суть: пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, лихоимство, сребролюбие, ненависть, гнев, злословие и всякая дурная страсть; да облечется же "в нового человека, который обновляется по образу Создавшего его
13), в любовь, братолюбие, чистоту, воздержание и всякий вид добродетели, – благодаря чему обитает в нас Христос, примиряя нас с Самим Собою и друг с другом, во славу Себя Самого и Безначального Его Отца и Совечного и Животворящего Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
__________
13) Здесь парафраза Еф. 4, 22-24. Кол. 3, 9-12.
– 155 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
/Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1984).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.04.2013.