. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Григорий Палама св. Беседы (омилии). Часть 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Григорий Палама св.

    БЕСЕДА,
    говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся; в ней же говорится и о различных страстях и добродетелях. Произнесена сия беседа была в 10-е воскресенье евангельских чтений по Луке, которое является воскресеньем перед Неделей Праотцов 1).

     

    1. Древний Закон (Ветхий Завет) объявил, что Бог есть Создатель и Владыка небесный, и возвестил сущим под Законом то, что тогда угодно было пред Богом; но он не представил обещания небесных благ, и не обещал покоряющимся (заповедям Божиим) общение с Богом и небесное наследие. Когда же Царь всего Христос пришел к нам во плоти, чтобы "призвать грешники на покаяние" (Мф. 9, 13), Он обещал большие награды послушествующим и кающимся и делами покаяния живущим по Евангелию Христову и соблюдающим заповеди, заключающиеся в нем. И не только большие (награды), но и имеющие несравненное превосходство: потому что – обещано царство небесное и незаходимый свет и небесное усыновление и премирные обители и жизнь божественная и вечная, и к преизбытку еще и: – "наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу" (Рим. 8, 17); и: – "Аз приидох – говорит Господь – да живот имут, и лишше имут" (Ин. 10, 10). Эти же слова не – пустой звук и не просто перечисление наименований, но – возвещение неизменных вещей, уготованных как награда для поистине верных и живущих по Христу 2). Необходимо, следовательно, чтобы намеревающиеся получить награды, сначала поистине и самой

    __________

    1) По изданию 1861 г. числится за № 54, стр. 180-192.

    2) Т.е. по закону Христову.

    – 139 –



    вещью прошли подвиги и сделали себя жителями небесных обителей, восприемниками же и способными вместить сущие в них блага, дабы не случилось им испытать нечто воистину худшее, лишившись воистину лучшего. Справедливо и сообразно, – то, что до Пришествия Христова, грешники в начале заслуживали большего снисхождения, да и меньшая была строгость в заповедях; ныне же для грешащих без раскаяния уготованы страшный суд и вечное мучение: неугасающий огонь, кромешный мрак, неусыпающий червь, жалкий скрежет зубов, скорбь и гнет и стеснение и плач непрестанный и безутешный, и к тому же, – лучше же сказать: и прежде всего этого, – непрестанное разлучение с Богом, что является лишением всякого блага и истинной радости.

    2. То, что прежде чем пришло евангельское учение, преступающие предписания Закона заслуживали большего снисхождения, а после Закона Благодати – соблюдение евангельских заповедей со стороны намеревающихся получить обетованные блага требуется с большей строгостью, пусть сему научит нас великий Павел. – "Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно", говорит он, "и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении? еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися: сосвидетельствующу Богу знаменьми же и чудесы и различными силами, от Духа Святаго разделеньми по Своей Ему воли" (Евр. 2, 2-4) 3). И в ином месте: – "Согрешающим" говорит, "нам по приятию разума истины, ктому о гресех не обретается жертва: страшно же некое чаяние суда, и огня ревность пояст хотящаго сопротивныя" 4).

    3. Да удостоверит еще эти слова Сам Господь; скорбя о том, что города, в которых совершались многие

    __________

    3) Рус. пер.: "Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении. которое быв сначала проповедано Господом в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяние Духа Свяаго по Его воле?"

    4) Евр. 10, 26-27, рус. пер.: "Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников".

    – 140 –



    знамения Его силы, не покаялись, Он говорит: "Горе тебе, Хоразине! Горе тебе, Вифсаидо"! (Мф. 11, 21. Лк. 10, 13); и присовокупляет: – "Отраднее будет земли Содомстей и Гоморстей в день судный, неже вам" (Мф. 10, 15. 11, 24). Что же нам Он говорит? – "Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное" (Мф. 5, 20). Потому что до Владычняго Пришествия не было запрещено ни клясться именем Божиим, не имели мы ни объявленных взысканий за гнев друг на друга и презрение; но ни страстный взгляд на чужую жену не засчитывался нам за прелюбодеяние; ни удержание излишков и не уделение нуждающимся не означало наше добровольное рабство Мамонне; ныне же мы должны будем дать отчет за все таковое: и не только за дела, но и за слова, и не только за слова, но и в мыслях с нас требуется чистота и строгость. "Аще ли око твое лукаво будет", говорится, – т.е. внутренний твой помысл, – "все тело твое темно будет" (Мф. 6, 23); Господь сказал "око" в единственном числе, чтобы показать, что таким образом Он называет "ум"; потому что у тебя не один глаз. Это и чрез заключение Он явил, говоря: "все тело твое темно будет": потому что когда из двух телесных глаз один не видит, не значит, что все тело пребывает слепым. И из того, что Он не сказал, что "если оно находится в дурном состоянии", а сказал: "если оно само дурно"; тем Он ясно показал, что ведет речь о болезненном состоянии, которое бывает в душе одержимой греховными страстями; посему и прибавляет, говоря еще: – "Аще свет иже в тебе" (т.е. ум и рассудительность) – тьма есть, то тьма (именно: тело и чувство ощущения) кольми?! (Мф. 6, 23).

    4. Показывая в чем состоит излечение от такового тайного болезненного состояния души, Он призывает молиться втайне Отцу и творить милостыню втайне и очищать скорее внутренность чаши, т.е. внутреннего нашего человека: тогда и исходящее из наших уст не будет ни скверным ни судящим человека; но всякое его слово послужит для его собственного освящения и в назидание слушающих; не только это, но и в подтверждение для сомневающихся это слово будет иметь удостоверение в самых делах, что в ином месте являя, Господь сказал: "Буди же слово

    – 141 –



    ваше: ей, ей: ни, ни: сущее же сверх "ей" и "ни" – это от лукаваго" (Мф. 5, 37 – парафраза).

    5. Итак, братие, пусть никто из вас не воскармливает в себе дурные помыслы, больше следуя извращенности, ненависти и злопамятству, чем праведности, любви и истине; пусть никто не вливает в светильник своего сердца вместо елея, грязь – постыдные помыслы; пусть никто не собирает себе сокровищ на земле, зарывая и погребая в них свой ум. Пусть никто не выносит наружу, чрез уста, то, что происходить от лукавого, будучи готов на клятвы; потому что носящий таковое в душе и чрез уста выносящий наружу, делает себя жилищем и орудием и слугой лукавого, и не может быть рабом Божиим, а тем более – сыном и наследником обетованного небесного и вечного Его царства. Как может получить его тот, кто мыслит и говорит и делает не то, что – свойственно благому Владыке, но – лукавому отступнику? Поэтому избегающий того, чтобы клясться, пусть не просто говорит "да" или "нет", но говорит это при соблюдении полной истины, так чтобы дела явить соответствующими словам: потому что таким образом "да" будет "да" и "нет" будет "нет", согласно смыслу евангельской заповеди. Если же слово не держится правды, но слово нарушается делами, то тогда "да" окажется "нет", и "нет" – "да", и опять же будет, сущая от лукавого, ложь: потому что ложь происходит от диавола, и он является отцем ее, и говорящий ложь сближается с ним и усыновляется ему, и не имеет участия с Духом Истины и не может быть членом Тела Христова; почему Апостол и говорит в Послании к Ефессянам: "Обновляйтеся духом ума вашего, и облекитеся в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины; отложите ложь, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове" (Ефес. 4, 24-5).

    6. Что же означает: "Обновляйтеся духом ума вашего, и облекитеся в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины?" – Бог, некогда создав по образу и подобию Своему Праотца нашего Адама, не вложил в него ничего дурного, но вместе с душою вдохнул в него и благодать Божественного Духа, соблюдающую его

    – 142 –



    в обновлении и заботящуюся о соблюдении в нем подобия (Божия). Когда же тот совершил величайшую неправду, не послушав своего Создателя и, покорившись позавидовавшему ему, сочетал себя с ложью, радушно приняв оклеветавшего Божию заповедь, тогда, лишившись божественной благодати, он стал старым и смертным, вместо того, чтобы быть юным, и уже потеряв подобие Божие, своего Создателя, уже и не был в состоянии рождать чад подобных Богу, но – подобных ему самому: обветшавших и тленных: потому что обветшание присуще тем, которые предрасположены к смерти. Поэтому для нас рождается Новый Адам, не подверженный старости, "Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его" (Ис. 53, 9), Которого мы ныне богаты иметь Отцем и Родителем, как Отца будущего века и Начальника вечной жизни. Он и грех наш изъял и обветшалость убрал из среды. Это же есть Христос Иисус, Сын Божий, от Девы в плоть облекшийся ради нас, Рождество Которого мы сегодня начали предпраздновать, совершая память Отцов, бывших до Закона и под Законом 5), которые в те времена просияли в добродетели и богопочитании; им принадлежали предсказания и им были даны обетования и от них по плоти произошел Христос, Который ради нас по нам от Девы ныне рождается, чтобы воссоздать нас на основании нашего же естества 6), и, путем божественного (святого) крещения, обновить нас и сделать способными снова вместить благодать Божественного Духа, обитавшего в Нем, по Богочеловеку облекшегося в правду и преподобие истины, которые Он Сам Собою совершил, посрамив до конца лукавого, – нападавшего на него многими способами, – послушен же праведно быв до конца Отцу и явив Ему послушание, доставляющее воскресение и вечную жизнь 7).

    7. Исполнив же это Сам лично, Он дал нам сие для соблюдения. Потому что "Закон Моисеом дан бысть,

    __________

    5) Т.е. праведников, живших до времени Моисеева законодательства и затем в последующее время Ветхого Завета.

    6) Т.е. на основании нашей же человеческой природы, воспринятой и обновленной в Богочеловеке.

    7) См. прекрасную омилию Св. Григория Паламы, произнесенную в Великую Субботу (омилия 18-я), напечатанную в 1-м томе Бесед Св. Григория Паламы. Вся омилия посвящена догмату Искупления.

    – 143 –



    благодать же и истина Иисус Христом бысть" (Ин. 1, 17). Если же это мы свято соблюдем, то в будущем веке восприимем также и тело новое и непричастное тлению; ныне же, благодаря единодушию с Ним и соприкосновению, духом ума нашего взирая горе (ввысь), мы как бы днем шествуем к преуспеянию; потому что, возродив нас Собою, Он не отделил нас от Себя: потому что Он родил нас не по плоти, а по духу, и как Сам Он по естеству быв нераздельно рожден от Отца прежде всех веков, пребывает вместе с Отцем и Его Духом, так желает, чтобы и мы благодатию рожденные в последние времена, пребывали неразлучны друг с другом и с Ним Самим. И являя это в отношении Своих Учеников, Господь изрек Отцу: "Даждь им, да вси едино будут, якоже Аз, Отче, в Тебе, и Ты во Мне, да и тии в Нас едино будут во истине" (Ин. 17, 20-21) 8). Посему и Павел в ином месте говорит: "Глава наша – Господь, мы же – члены друг друга" 9). Поэтому, сказав это, он присовокупил: "Облекитеся в нового человека, и глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове" (Ефес. 4, 24,5), говоря это напрямик; потому что как напр. – глаз будучи нашим членом, не сообщает нам, что свет есть тьма, или тьма – свет, и как самый язык, будучи членом нашим, не говорит нам, что сладкое есть горькое, и горькое – сладкое; но то, что каждое поистине представляет собою, это же нашими членами и сообщается нашему разуму, так каждый из нас, призванный Христом, будучи членом всей Церкви, пусть не иное, что вещает, как только то, что сознает отвечающим истине; если же не так, то он – лжец и враг, но не – член и не ближний.

    8. Так, мы слышали, что Господь возвестил и относительно гнева. – "Яко гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду; иже бо аще речет брату своему "рака" 10), повинен есть сонмищу 11); а иже речет "уроде", повинен

    __________

    8) Цитата не в точности отвечает евангельскому тексту, которым мы ныне пользуемся.

    9) Точной такой цитаты – нет, но она отражает смысл сказанного в Рим. 12, 5. 1 Кор. 12, 27. Еф. 1, 22; 5, 30; 4, 25.

    10) "рака" – пустой человек.

    11) Синедрион – верховный суд.

    – 144 –



    есть Геенне огненней" (Мф. 5, 22). Потому что хотя эти наименования и представляются незначительными 12), но это расшатывает и разрушает великое дело любви, и дает место диаволу. "Солнце да не зайдет", говорит Апостол, – "в гневе вашем: ниже дадите места диаволу" (Ефес. 4, 26). Так что тот, кто по причине усиления и протяжения гнева перешел на оскорбления брата своего и безучастно относится к тому, чтобы примириться с ним, тот, лишившись света любви и исполнившись, противоположного ей, мрака, дает место князю мрака, и становится как бы обиталищем его: потому что в том же самом месте находясь вместе с ним ныне, конечно, он и будет ввергнут вместе с ним в уготованную для него геенну, будучи повинен и ответственен, – если только, путем покаяния, не изгонит вместе с ненавистью к брату, также и первопричину и вожака ненависти.

    9. Итак, братие, всякое раздражение и злоба и гнев и крики и поношения да будут далеки от вас, вместе со всяким злом: если с гневом назвавший кого-нибудь "уродом", признан достойным такого (великого) осуждения, то что сказать относительно иных поношений и злословий, которые произносим, побеждаемые гневом? Поэтому постараемся, братие, сдержать этого страшного зверя – гнев, и обуздаем свой язык: потому что, когда мы даем им свободу, не так вредим тем, которых невидим, как причиняем вред самим себе. Итак, если кто, движимый гневом, произносит это запрещенное слово, называя "уродом" того, кого, на основании (общего с ним) благочестия, было принято считать за брата, пусть устрашится Владычняго приговора и не до такой степени дает волю гневу; если же он делает это даже и без гнева, пусть все-таки и таким образом не употребляет таких безответственных слов. Потому что говорится: "Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да дает благодать слышащим" (Ефес. 4, 29); "блуд же и всяка нечистота и лихоимство (любостяжание) ниже да именуется в вас, якоже подобает святым; и сквернословие, и буесловие (пустословие) или кощуны

    __________

    12) Т.е. не представляются слишком обидными названиями.

    – 145 –



    (смехотворство), яже неподобная" (что – неприличны вам) (Ефес. 5, 3) 13).

    10. Что означает: "Не должны даже именоваться у вас"? – Он не ставит нам в вину, если другие будут называть нас так, потому что не в нашей власти не выстрадать это, и совершенно не виноват тот, кто услышит что негодное; и в ином месте показывая это, т.е. – что не то – гнусно, когда кого называют блудником, но гнусно – действительно быть таковым. "Аще кто", говорит он, – "именуем будет блудник, с таковым ниже ясти" (1 Кор. 5, 11). Этим он не то говорит здесь, чтобы мы заботились о том, чтобы нас не называли так, но – чтобы мы языком не произносили наименований внушающих нечистоту; поэтому он суммировал все, делая заключение: "Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам". Неприлично – святым то, о чем он сказал выше; потому что говоря: "Всякая нечистота не должна даже именоваться у вас", а это то же, что сказать: – ни даже произноситься вами, – он прибавил: "якоже подобает святым" (Ефес. 5, 3). Называет же он здесь "святыми" не тех, которые, родившись от людей и ныне находясь с Ангелами, прославляются нами, как совершенно угодившие Богу и прекрасной и богоугодной кончиной завершившие свою жизнь, но так он называет всех, которые крещением во Христа посвящены Богу; потому что если посвященный Богу сосуд – свят, как и всякое приношение Ему, особенно если оно приносится ради освящения, то тем более свят является человек, принесенный Богу по святым заветам и чрез Баню Пакибытия 14) воспринятый 15), как и получивший на основании сего благодать Духа святости. Но какие это давши заветы и обязательства, мы были восприняты благодатию свыше Духа? – Конечно, скажу кратко, – отвергнуться сатаны, и сочетаться и причислиться ко Христу, Который призывает нас подвизаться, чтобы нам войти чрез узкие врата: "яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им; тесный же путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его"

    __________

    13) Рус. пер.: "А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым".

    14) "Банею Пакибытия" именуется – крещальная купель, святое крещение.

    15) Или: "укрепленный", "приглашенный вновь занять прежнее место".

    – 146 –



    (Мф. 7, 13,14). Никто, обремененный ношей славы и гордости, не может пройти через узкие врата, а также – никто, наложивший на себя груз алчности и любостяжания, а также – имеющий влечение к удовольствиям и потыканию своим страстям. Посему неприличны – христианам ни шутовство, ни смешливость, как ослабляющая напряженность души, ни глупые речи, как показание спеси в человеке, ни нескромность в речах, как возбудитель и поощрение к блуду. Но – паче, как заключает Павел, говоря, – христианам прилично – благодарение (Бога) (Ефес. 5, 3).

    11. Представляется, будто слово – непоследовательно самому себе, говоря, что святым не подобает сквернословие и смехотворство, а, напротив, – благодарение. На самом же деле, оно весьма последовательно самому себе. Потому что поскольку здесь "святыми" он называет освятившихся благодатию крещения во Христа, то это он говорит непосредственно относительно нас, которым он подвигся внушить, что мы прияли в дар таковую благодать не для иного чего, как для благодарения Даровавшего нам сей великий дар, и не просто даровавшего, но и давшего его как залог обетованного вечного наследия, если только путем делания добра мы до конца твердо сохраним этот залог. Посему Господь говорит в Евангелиях: "Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша наслаждениями 16) и печальми житейскими" (Лк. 21, 34). "Аще ли речет злый раб в сердцы своем: коснит господин мой приити": и начнет ссориться и быть небрежным к делам, "приидет господин раба того в день, воньже не чает, и в час, воньже не весть. И расчешет его полма (т.е. отсечет от данной ему благодати), и часть его с лицемерами 17) положит" (Мф. 24, 48-51 парафр.), с лицемерствующими и называющимися "христианами", но, в действительности, – не христианами. Сознавая это, великий Павел присовокупляет и заклинает и предписывает, говоря: "Сие да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога. Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради

    __________

    16) В Евангелии здесь говорится "объядением и пьянством".

    17) В Евангелии здесь: "с неверными".

    – 147 –



    грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо сопричастницы сим" (Еф, 5, 5-7).

    12. И, вот, представляется, что Апостол говорит и высказывает нечто тягостное: потому что называет здесь блудником и нечистым смехотворца и сквернослова и отсек его от удела во Христе. Господь же, законополагая нам, превзошел и этот приговор: потому что вожделение в душе, возникшее вследствие страстного взгляда на женщину, Он назвал прелюбодеянием (Мф. 5, 27,28). Сделал же Он это для того, чтобы, очистив сами в себе скверну в мыслях, мы вели ангельский образ жизни на земле. Потому что ради этой цели Он сошел к нам, пребывая на небе как Бог, чтобы нас, хотя еще и пребывающих на земле, возвести на небо путем ангельского образа жизни. Посему опять же говорит божественный Павел: "Наше житие на небесех есть, идеже предтеча о нас вниде Иисус" (Ефес. 3, 20; Евр. 6, 20). Да будет же, чтобы следуя Ему ныне богоугодным образом жизни, а в будущем веке, в созерцании возвещенных неизреченных и вечных благ, нам во веки пребывать вместе со святыми Ангелами и людьми, славя Его со Отцем и Духом, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.

     

     

    – 148 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1984).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .