. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1 (текст по главам)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    БЕСЕДЫ

    (ОМИЛИИ)

    СВЯТИТЕЛЯ

    ГРИГОРИЯ

    ПАЛАМЫ

     

    Часть 1

     

     

    ПАЛОМНИК
    МОСКВА
    1993

     

     



     

     

    БЕСЕДЫ
    [ОМИЛИИ]
    Святителя Григория Паламы

     

     

    Перевел с Греческого языка
    Архимандрит Амвросий
    (Погодин).

     

     

    Первое издание на русском языке.

     

     

    Издание Братства преп. Иова Почаевского
    МОНРЕАЛЬ
    1965

     

     



     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    СВЯТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Краткое житие) . . . 9

    ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

    ОМИЛИЯ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
    О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники

    ОМИЛИЯ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
    В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее

    ОМИЛИЯ 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
    На притчу Господню о спасенном блудном сыне

    ОМИЛИЯ 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
    На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении

    ОМИЛИЯ 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
    На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле

    ОМИЛИЯ 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
    Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста

    ОМИЛИЯ 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
    Иная о Посте

    ОМИЛИЯ 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
    О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания

    ОМИЛИЯ 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
    Во время поста и молитвы

    ОМИЛИЯ 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
    Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений

    ОМИЛИЯ 11 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
    О честном и животворящем Кресте

    ОМИЛИЯ 12 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
    В Неделю четвертую Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов

    ОМИЛИЯ 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
    В Пятую Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни

    ОМИЛИЯ 14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
    На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

    ОМИЛИЯ 15 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
    В Неделю Ваий

    ОМИЛИЯ 16 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
    О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу

    ОМИЛИЯ 17 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
    На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения), объясняющая Тайну Субботы и Господняго Дня

    ОМИЛИЯ 18 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
    В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых

    ОМИЛИЯ 19 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
    На Евангелие Христово о Самарянке, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни

    ОМИЛИЯ 20 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
    На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; в ней же говорится и о том, что те которые до конца с благочестием пребывают во время Богослужений в храме, сподобятся великих даров

    ОМИЛИЯ 21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
    На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота

    ОМИЛИЯ 22 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
    На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях

    ОМИЛИЯ 23 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
    На 10-е утреннее воскресное Евангелие; в ней же говорится и о предлежащей нам брани, как в чувственной области, так и духовной

    ОМИЛИЯ 24 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
    О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии

    ОМИЛИЯ 25 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
    Произнесенная в Неделю Всех Святых

     

     

    /В печатном издании Оглавление находится в конце книги, здесь же для удобства работы оно перенесено в начало. Для правильного отображения обложки книги нужен славянский шрифт Izhitza. – Прим. Ред./

     

     



     

     

    Преосвященнейшему Владыке
    ВИТАЛИЮ, Архиепископу Монреальскому и
    Канадскому и всей Его о Христе
    честнейшей Братии,
    посвящается с сыновней преданностью
    сей наш переводческий труд во славу Божию,
    дивного во Святых Своих, и на пользу
    Православным Христианам.

     

    Архимандрит Амвросий
    Магистр Церковных Наук.

     

     

     

     



     

     

    Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский был, родом из Константинополя, малоазиатцем, по фамилии Палама, воспитан в царских чертогах, он еще в юности принял иночество на Афоне. В славившихся науками Афонских школах он дополнил начатое при дворе образование, и сам написал много сочинений богословских, исторических, аскетических и по естествознанию. В то же время он проходил строгую подвижническую школу. Для большого усовершенствования в духовной жизни, он затворился в пустыне в пещеру и прожил в ней безвыходно 10 лет.

    Проводя благочестивую жизнь, он сподобился откровений Божиих и имел от Бога дар исцеления. Возведенный в сан священника, св. Григорий при совершении Таин Божиих приводил в умиление и слезы предстоявших.

     

    За благочестие и ревность против Варлаамова и Акиндинова учения о Фаворском свете, он был избран в архиепископа Фессалоникийского. После 13-летнего мудрого управления паствою св. Григорий скончался, около 1360 г. За ангелоподобную жизнь и за успешную борьбу с врагами Православия, он был причислен к лику святых вселенским патриархом Филофеем.

     

    Память его совершается 14-го ноября и во вторую неделю Великого Поста.

     

     



     

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    По благословению Преосвященнейшего Архиепископа Виталия Монастырская Братия поставила себе целью предложить русскому читателю Беседы (Омилии) Святителя Григория Паламы, Архиепископа Солунского, великого Светильника Православия, оставившего после себя множество душеполезных сочинений. Этот великий Святитель жил уже при закате Византийской Империи (14 в.), но должно согласиться, что по силе своих благодатных писательских дарований и силе православного воззрения, он не уступает великим Святым Отцам Золотого Века Патристики. Благодарение Богу, труды Отцов Золотого Века были переведены на русский язык трудами наших Духовных Академий, и таким образом сокровище их слов было отверсто для боголобивого нашего читателя и многие поколения, и особенно в монашестве, воспитывались на их писаниях. Увы, труды Св. Григория Паламы, лишь за малым исключением (именно некоторые специальные подвижнические наставления, помещенные Святителем Феофаном Затворником Вышинским в 5-м томе "Добротолюбия") не были переведены ни на русский, ни на какой другой язык (за исключением лишь сочинения подвижническо-догматического содержания, изданного в переводе Священника о. Иоанна Мейендорфа на французском языке). Мы предлагаем читателю материал, весьма обширный и по содержанию, и по его диапазону: это его беседы, говоримые его пастве. Эти беседы, числом 43, ныне впервые издаются в русском переводе во всей целокупности (говорим "в целокупностни", потому, что некоторые из них мы издали в отдельных церковных изданиях до сего). Написаны они возвышенным и прекрасным языком, и в то же время легки и доступны. Здесь читатель найдет тонкие, возвышенные мысли, уроки необходимого подвижничества, без которого не возможно спастись ни монаху, ни мирянину, ибо "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12); найдет и прекрасные, проникновенные толкования евангельских слов и событий. Слова Св. Григория Паламы так прекрасны и убедительны, что древний составитель службы Святителю – Патриарх Константинопольский Филофей – называет их: "Росой небесной, медом из камени, хлебом ангельским, питием, пищей, сладостью, наслаждением и источником живой воды". Но все это сокровище было не доступно русскому читателю; ныне же, впервые переведенное на русский

    – 11 –



    язык, оно призываете нас насладиться его богатством и сиянием драгоценных духовных жемчужин.

    Преосвященный Владыка Архиепископ Виталий, иждивением которого издаются омилии Св. Григория Паламы и которому мы приносим нашу сыновнюю благодарность (которую, уверены, разделят и все боголюбивые читатели), писал мне в одном из своих ценных писем, что издать омилии Святителя Григория Паламы будет полезно для Церкви и в том смысле, что появится новый источник вдохновения для проповеди, чему будут рады все священнослужители. При этом Владыка Архиепископ пишет следующие замечательные слова: "(Необходимо) приобщаться чрез чтение ко всем святым Отцам Церкви и о них озолотиться, как мешок, в котором содержится золото, вбирает в себя золотую пыль".

    Помолимся, чтобы Св. Григорий Палама, сии – "Огнедухновенные уста благодати" – по выражению того же Патриарха Филофея – научил нас держаться пути, ведущего ко спасению, и чтобы, читая его беседы к его земной пастве, мы получил бы пользу и причислились к его духовной пастве – всемирной, и пасомые его пастырскими молитвами на пажитях духовных, сподобились бы вечной радости в со-обитании с Началопастырем и Агнцем закланным за грехи мира – Господом нашим Иисусом Христом, в общении со Святыми Его. Будем также помнить, что читая беседы Св. Григория Паламы, мы делаем именно то, что желал Святитель: ибо он произносил свои беседы для того, чтобы их слушали и спасались – и мы, исполняя святую волю Святителя, несомненно бываем близки ему и благодаря сему обогащаемся таким великим молитвенником о нашем спасении, который молится за нас на небесах, имея великое дерзновение пред Богом. Но духовно приобщаясь к пастве Святителя, мы не можем ограничиться только слушанием или чтением его слов, но долженствует нам и делами и верою удостоиться быть его паствой.

     

    Для удобства мы разделили все Беседы Св. Григория Паламы на три отдела:

    1) Беседы преимущественно относящиеся к периоду Триоди Постной,

    2) Беседы преимущественно относящиеся к периоду Триоди Цветной, и

    3) Все остальные Беседы.

    Перевод мы делали по изданию Миня, Патролог. Греч. Сер. т. 151.

     

    Архимандрит Амвросий.

     

    – 12 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .