Блажен, кто ведет пустынную жизнь, не имеет общения с привязанными к земле, но обожил свой ум.
_______
1) У Биллия стихотворение 16-е.
– 49 –
Блажен, кто в общении со многими не развлекается многим, но преселил к Богу всецелое сердце.
Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, у кого одно стяжание – крест, который и несет он высоко.
Блажен, кто господин своих чистых от неправды стяжаний и подает нуждающимся божескую руку.
Блаженна жизнь счастливых девственников, которые, отрясши плоть, близки к чистому Божеству.
Блажен, кто, уступив немногое законам брака, приносит в дар Христу большую часть любви.
Блажен, кто, восприяв на себя власть над народом, чистыми и великими жертвами примиряет Христа с земнородными.
Блажен, кто, принадлежа к стаду, занимает место между пасомыми, как совершеннейшая овца Христова.
Блажен, кто в высоких парениях очищенного ума видит светозарность небесных светов.
Блажен, кто многотрудными руками чтит царя и для многих служит законом жизни.
Все они наполняют собою небесные точила – эти вместилища для плода наших душ, хотя каждая добродетель ведет в особое место; потому что много обителей для многих родов жизни.
Блажен, кто показал великий дух, обнищавший страстями, кто проводит здешнюю жизнь в слезах, кто всегда алчет небесной снеди, кто чрез кротость делает себя наследником великих обетовании, кто своею сострадательностью привлекает к себе великое Божие милосердие, кто друг мира и чист сердцем, кто терпит великие скорби ради Христа – Великой Славы – и сам идет во сретение великой славе.
Иди какою хочешь из этих стезею. Если пойдешь всеми – это всего лучше. Если пойдешь немногими – второй тебе венец. А если пойдешь и одною, но превосходною – и то приятно. Всем уготованы обители по достоинству – и совершеннейшим и менее совершенным.
И Раав неблагочинную вела жизнь, но и ту соделала славною через свое превосходное страннолюбие. Мытарь за одно – за смиренномудрие – получил преимущество пред фарисеем, который много превозносился. Лучше девственная жизнь – подлинно лучше! – но если она предана миру и земному, то хуже супружества. Высока жизнь целомудренных нестяжателей,
– 50 –
привитающих (обитающих. – Ред.) в горах; но гордость и их низлагала неоднократно; потому что они, не измеряя своей добродетели другими совершеннейшими образцами, иногда в сердце своем именуют высотою, что не высоко, а нередко, при пламенеющем уме, ноги, как горячие кони, несут их далее цели. Посему, или на легких крылах несись все выше и выше, или, оставаясь внизу, совершай безопасное течение, не страшась, что какая-нибудь тяжесть преклонит крылья твои к земле и ты, вознесшись, падешь жалким падением.
Малый корабль, скрепленный частыми гвоздями, поднимает больше груза, нежели большой корабль, худо связанный. Тесный путь устроен к Божиим вратам; но многие стези выводят на одну дорогу. Пусть одни идут тою, а другие – другою стезею, какую кому указывает природа, только бы всякий вступил на тесный путь. Не всем равно приятна одна снедь; и христианам приличен не один образ жизни.
Для всех превосходны слезы, бдения и труды. Для всех хорошо обуздывать ярость беспокойных страстей, преодолевать невоздержность, подкланяться под державную руку Христову и трепетать грядущего дня 1). Если же идешь совершенно горним путем; ты уже не смертный, но, по Григориеву слову, один из небожителей.
2) Поклялся я Самим Словом, Которое для меня есть высочайший Бог, Начало от Начала – от бессмертного Отца, Образ Первообраза, естество, равное Отчему, Бог, пришедший с небес и вступивший в человеческую жизнь, – поклялся я: ни умом, замыслившим вражду, не унижать Великий Ум, ни чуждым словом – Слово. А если бы, последовав внушениям богоборных времен, стал я рассекать Божество Пресветлой Троицы; если бы мой ум обольстился высоким престолом или подал я руку искательству других; если бы предпочел я Богу смертного помощника, привязав корабль свой к хрупкому камню; если бы в счастье возгордился я сердцем или опять, встретившись с напастями, уныл духом; если бы стал я судить суд, уклонившись сколько-нибудь от закона; если бы человеческой гордости отдал я предпочтение пред преподобными; если бы, видя, как злые наслаждаются тишиною,
_______
1) Суда по всеобщему воскресению.
2) У Биллия начинается здесь стихотворение 17-е, под заглавием: клятвы или клятвенные обеты. Впрочем, сам Биллий в толковании своем замечает, что стихотворение сие в рукописном соединено с предыдущим.
– 51 –
а добрые разбиваются об утесы, уклонился я от правого пути; если бы зависть иссушила мое сердце; если бы посмеялся я падению других, хотя и не святых, как будто бы сам стою неподвижною ногою; если бы от умножившейся желчи пал мой ум; если бы язык побежал без узды и похотливое око увлекло за собою сердце; если бы возненавидел я кого напрасно; если бы коварно или явно стал я мстить своему врагу; если бы отпустил я от себя нищего с пустыми руками или с сердцем, жаждущим небесного слова; то Христос да будет милосерд к другому, а не ко мне; мои же труды, до самой седины, да развевает ветер!
Такими законами связал я жизнь свою. А если в желаемом достигну конца, то по Твоей благодати, Нетленный!
– 52 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Григорий Богослов. Блаженства и определения духовной жизни // Его же. Собрание творений. Т. 2. – Св. Тр. Серг. Лавра, 1994, с. 49-52.
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2014.