333.
1) Учащающие умирания утверждают память о смерти, память о смерти и ее соприкосновенностях водворяет страх Божий; страх Божий очищает сердце от страстей. – 2) Будем идти сим путем к блаженному бесстрастью. [4, 132].
1) Учащают вести о смерти, и издали и вблизи слышимые в настоящее время, и особенно о смерти наших духовных братий и отцов. Се оставил нас, кроме других и брат Григорий, коего и жизнь похвальна, и кончина блаженна; ибо он скончался в изгнании за Христа. – Что же? – Должно конечно и нам прейти отсюда, малым и большим, старцам и юным. Ибо одна для всех епитимия смерти, и один прежде, а другой после отходят из сей жизни. Потому как нам не думать о смерти и о том, что имеем сретить, по выходи души из тела? Как выдержим предстание Ангелов, если не облеклись в оружия света? – Как пойдем путем оным, если не принесем с собою напутия жизни вечной? Как минуем князя века сего, о ком сказал Господь: грядет мира сего князь, и во Мне не имать ничесоже (Иоан. 14, 30), если не будем свободны от работворных страстей? Блажен раб той, говорит Господь, егоже, пришед, господин его обрящет творяща тако. Аминь глаголю вам, яко над всем имением поставит его. Вот превожделенный глас! Аще же речет злой раб той в сердцы своем, коснит господин мой приити: и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: придет господин раба того в день, в он же не чает, и в час, в он же не весть, и растешет его полма, и
– 629 –
часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 24, 46-51). Ужели не страшит нас притча сия? Ужели не измождает плотей наших угроза сия? Ибо это не басня и не пустые слова; напротив, слово далеко еще не доходит до точного выражения того, что тогда имеет быть: ибо и плач оный не по плачу сему, и скрежет зубов тамошний не по здешнему скрежету; но между ними такая разность, как у снов с действительностью; потом, и огнь тамошний не угаснет, а здешний угасает, и червь тот не умирает, а здешний умирает. Но кто думает о сем и рассуждает? Кто видит сие и слышит? Ибо можно и видя не видеть и слыша не слышать, по причине окаменения души и любострастия сердца. – Кто имеет ублажаемый Господом плач, и каждодневно очищает себя от прилучающихся оттуда и отсюда осквернений, не отлагая сего очищения на завтра? довлеет бо, говорится, дневи злоба его (Мф. 6, 34). Кто, к вожделению Бога вожделение прилагая, отторгает всякое пристрастие здешнее, до того, что может с Давидом взывать: прилпе душа моя по Тебе: мене же nрият десница Твоя (Пс. 62, 9). О блаженное бесстрастие! Вот како вы должны мы быть, братие! Так благонастроить себя требует от нас Слово! Да будем горящи духом, облеченны в броню веры, окрылены надеждою и совершенно готовы к исходу.
2) Почему прошу и молю, как каждодневно умирающие, будем нудить себя на все должное, сколько сил есть, зная, что нудительна есть по естеству добродетель, но за то она возводит горе, тогда как самоугодливый грех низводит в преисподняя. Стяжем очистительные слезы, кои рождает сокрушенное сердце и смиренное мудрование. сделаем святых Ангелов друзьями своими бесстрастной жизнью, чтоб и они во время исхода дружелюбно вознесли нас к Владыке. – Сие говорю, не яко благое что сделавший, но как желающий творить то вместе с вами, как долженствующий говорить, а не молчать, как любящий вас любовью Божией, чтобы все мы, добре действуя, наследниками сделались жизни вечные.
– 630 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феодор Студит. Учащающие умирания утверждают память о смерти, память о смерти и ее соприкосновенностях водворяет страх Божий // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 629-630 (Подвижнические монахам наставления. 333).
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.12.2011.