. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феодор Студит. Отсечение своей воли – самый великий подвиг (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феодор Студит

    Подвижнические монахам наставления

     

    329.

    Отсечение своей воли – самый великий подвиг, Христоподражательный и Апостольский, хотя ныне не все видят высоту его. [4, 128].

    Поучительное слово скорбеть заставляет скудных добродетелью, и вместе научает врачевать немощи свои. Ибо эта самая печаль о недостатке добродетелей незаметно располагает душу пещись о самоисправлении. Печаль бо, яже по Бозе, как говорит Апостол, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). Но посмотрим, в чем состоит то, что печалит нас? В том ли, что восстают в нас помыслы непотребные и, подобно враждебному войску, осаждают душу нашу? – Но написано: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 3). Или в том, что тяжело иго послушания? – Но опять написано: благо есть мужу, егда возьмет ярем в юности своей (Плач. Иерем. 3, 27); и еще: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Или в том, что эта жизнь под игом послушания не позволяет иметь ничего собственного? Но вот слово апостольское: се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом: что убо будет нам? (Мф. 19, 27). – И им дано обетование, сколько страшное, столько же и преславное. – И мы разве подобно им не оставили всего и не пошли в след Господа? Не оставил ли тот родителей? и этот братьев и сестер? Один – жены и детей, другой домов и полей? И все – того, что больше всего, – своей воли и своих пожеланий, – что есть в человеках дело, самое трудное для исполнения.

    Ибо назови мне пост усиленный, иди бдение, или спание на голой земле, или отсутствие бани, или пустынность места, или другое что из наших Божественных радений, – все это бывает и по собственной воле делающего. Бывающее же по собственной воле, хотя само по се6е и тяжело, но при своем

    – 621 –



    желании легко исполняется; делаемое же с отсечением своей воли, хотя и легко само по себе, с большим трудом совершается. Каковое действование святые отцы назвали кровеизлиянием; и оно никому другому не свойственно, кроме того, кто есть воистину послушник, и может с Апостолом говорить: живу не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Ибо поскольку он не своей воле живет, постольку, чрез посредство воли игумена, живет Богу, и подражателем является Тому, Кто рек: снидох с небесе не да творю волю мой, но волю Пославшего Мя Отца (Иоан. 6, 38). Видите ли высоту нашего жительства? Не Христоподражательно ли оно? – Не Апостольско ли? Или я льстя вам говорю так? – Нет; сама истина свидетельствует о неложности моего слова.

    Если люди не сплетают похвал кончающимся в этом образе жизни, чрез это нисколько не умаляется слава их; потому что не как человек смотрит, так и Бог. Но ин суд Божий, и ин человеческий; и сколько незнатных для кажущихся знатными в мире сем в день воздаяния окажутся славнейшими всех, как написано: мнози будут перви последнии, и последни перевии (Мф. 19, 30). – Итак, радуйтесь и трепещите: то ради дара Божия, а это ради превратности ума, потому что не навсегда пребываем мы одинаковыми. Почему да разумеваем друг друга в поощрении любви и добрых дел (Евр. 10, 24), не тяготясь отсечением воли своей, – о чем все слово, – и не разлениваясь в исполнении послушаний, но паче воодушевляясь рвением, друг друга поддерживая, друг друга тяготы носяще, как братия, как единодушные, как стелесники. Так подвизаясь изо дня в день и так совершая течение свое, вы, как добре ведаю, несомненно получите неувядаемый венец славы.

    – 622 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феодор Студит. Отсечение своей воли – самый великий подвиг // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 621-622 (Подвижнические монахам наставления. 329).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.12.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .