242.
1) Преображение – образ будущего века. К такой светлости и красоте мы предназначены, как и созданы первоначально. – 2) Поелику так есть; то возлюбим сию светлость и красоту, отвращаясь от всего безобразного, страстного и нечистого. –
– 451 –
3) Если же случится что такое, поспешим очиститься; – и никто не говори не могу: ибо Бог обетовал сделать сие для ищущих; и примеров имеем множество. – 4) Почему, если кто чуждым сего остается, то по одному произвольному равнодушию и беспечности. [4, 20].
1) Предпразднество божественного Преображения сподобясь ныне совершать, составили мы из него и поучение, не долгим словом исполняя долг свой. Все Господские праздники напоминают таинства явления во плоти Спасителя нашего Иисуса Христа, именно, что Он родился, что окрестился, что распялся, что был погребен, что воскрес в третий день, что вознесся во славе; праздник же Преображения живописует состояние будущего века. Ибо каким образом в Преображении лице Господа просияло, как солнце, ризы же Его стали белы, как свет: таким же образом придет Он опять с небес, как молния, в силе и славе многой судить всех; и как на горе с Ним были святой Петр, Иаков и Иоанн: так тогда будут с Ним избранные в царствии небесном, наслаждаясь неизреченным Богоявлением и неизъяснимым радованием. – И к силе кто доволен? Кто достоин внити в радость оную? Кто другой, как не имеющий жизнь чистую и непорочную. Чист бо будучи Бог наш, как свет светлейший, и к Себе приемлет только чистых; и чистую вложив в нас душу, чистою и потребует ее от нас. Ибо если она создана по образу Божию и подобию, то явно, что, будучи отображением богоначальной красоты, и она причастна красоты сей. И сие-то ведая, Псалмопевец, говорит: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29, 8), т.е. красоте души, чтоб, иначе склонившись на безобразные страсти греховные и сделавшись безобразной, не отпала она от Бога и Божественных воздаяний не лишилась.
2) Поелику таким образом исповедуется, что такую имеем мы душу, прекрасную и добрую, и такой, как залог, должны будем представить ее Богу в последний день
– 452 –
воскресения; то прошу и молю, возлюбим сию красоту ее, и такую доброту ее сохраним, не обращая внимания и сердца на красоты века сего, и на доброты плоти и крови: ибо это не красоты, а истуканы красоты, лучше же: тление и прах. Что видим мы и на бывающем у нас пред глазами: ибо ныне добротнейший и краснейший завтра полагается во гроб, издает зловоние и всех от себя отвращает. Так ничего нет здесь добротного и достолюбезного, кроме одной дивной добродетели, к которой наипаче и стремиться должно нам.
3) Если же, как, исповедуемо, часто случается, душа нетвердая осквернится нечестивыми помыслами, – ибо кто похвалится чисто имети сердце? (Притч. 20, 9), – то поскорее надобно ее очистить и возвести в прежнее доброе настроение, – чтоб иначе, замедлив во зле, не привлекла она смерти. – И никто не говори: не могу очиститься, будучи многими обременен грехами, слыша, что говорит Господь: аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1, 18). Видите неизреченное человеколюбие Божие, по коему Он обещается не только очистить кающегося, но и возвести на верх благообразной красоты? – И примеры этому пред очами. Давид пророк был, но впал в грех блуда и убийства, однако же не отчаялся, но, скоро прибегши к покаянию, опять получил пророческий дар. –Манассия царь пятьдесят пять лет отклонял Израиля от истинного Бога; но покаялся, – и улучил спасение. Верховный из Апостолов, по отречении от Господа, употребив врачевство слез, опять восприял бремя Апостольства. Мария Египетская, – прохожу молчанием многие другие бесчисленные примеры, – дошедшая до последнего предела нечистоты похотной, поелику покаялась достодолжно, востекла потом на самый верх добродетели.
4) Таким образом ни единого предлога нет ссылаться на бессилие и невозможность, коль скоро кто искренно возжелал спасться и с рвением приступить к делу сему. Только тому это невозможно, кто совершенно бесчувствен, и произвольно предает себя в руки смерти. – Почему слышим: вскую
– 453 –
умираете доме израилев, глаголет Господь (Иезек. 18, 31). Чего ради, когда предлежит нам бессмертная жизнь, мы избираем вечную смерть? благой Владыка наш каждодневно вопиет:
придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокой вы (Мф. 11, 28). Но мы бремя грехов своих сбросить с себя не хотим. Он взывает:
Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Иоан. 8, 12). А мы обращаемся в противоположную сторону, самыми делами изрыгая хульную речь:
отступи от нас; путей Твоих видети не хощем (Иов. 21, 14). – После сего нам остается только выслушать приговор осуждения и отвержения:
ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50, 11). Да ведаем однако же, что
таковая творящии царствия Божия не наследят (Гал. 5, 21), как говорит Апостол. – Но да не будет, чтоб это и о нас справедливо могло быть сказано. –
Вы други мои есте, аще творите елика Аз заповедаю вам, говорит Господь (Иоан. 15, 14). Будем же творить все заповеданное, да сподобимся другами Господу быть и наследовать царствие небесное.
– 454 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феодор Студит. Преображение – образ будущего века // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 451-454 (Подвижнические монахам наставления. 242).
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.12.2011.