208.
Постнические труды облегчаются навыком, при терпении и постоянстве; наипаче же богомыслием коего и предметы указуются. [32/, 5].
Как всякое начало трудно, так и начало поста, по случаю изменения в пище, и в предметах нашего действования, встречает некое неудобство и затруднение; но терпением и неотступностью в держании его они облегчаются и смягчаются, как и написано: всякое наказание (обучение) в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздаст правды (Евр. 12, 11). Почему и мы, удостоившись пройти одну неделю поста, как уже приобретшие некую опытность в нем, усерднейшими должны быть на продолжение его, ведая, что усердие сие мощными делает и душу и тело, как напротив разленение легкое делает тяжелым и удобное затруднительным. однако же и чрез меру напрягаться в подвигах своих не будем, чтоб с успехом в духовном соблюсти и здравие телесное. Ибо какая польза сначала быстро тещи, потом совсем ослабеть и остановиться? Но лучше тещи с расчетом и сдержанностью, имея в виду расстояние до конца течения. Поелику же целодневное напряжение усилия в труде и внимания обыкновенно порождает потребность в некоей льготе; то будем (и между делом, и в конце его) питать душу благим Богомыcлием и духовными созерцаниями, помышлениями не о мирском чем и суетном, – смутительном и горьком, – но о небесном, услаждающем и обвеселяющем. Помянух, поется в Псалме, Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4). К Богу убо ум наш, к небесным созерцаниям, к красотам рая, к вечным обителям, к Ангельским ликостояниям, и нашему туда переселению, – к тому, где ныне души праведных и грешных, – как
– 390 –
совершится явление Господа нашего Иисуса Христа, когда, по слову Божию, небеса прейдут, стихии разорятся, земля и яже на ней дела сгорят, – как душа воспримет опять тело свое, – каково будет оное собрание людей от Адама до скончания века, каково будет паче солнца блистающее, превожделенное и страшное лице Христа Господа, – какой глас Его услышим, – наконец, каково будет окончательное решение, праведных призывающее в царство небесное, а грешных отсылающее на вечные муки. – Вот о чем надлежит нам помышлять и пещись, и в чем вращаться умом, яко вне мира сущим и ничего общего с живущими по плоти не имеющим, – и от сих помышлений приходить в сокрушение и слезы, и просвещаться, научаясь проводить здешнюю жизнь мирно и безмятежно, в надежде сподобиться будущих вечных благ.
– 391 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феодор Студит. Постнические труды облегчаются навыком, при терпении и постоянстве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 390-391 (Подвижнические монахам наставления. 208).
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.12.2011.