180.
Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно и телесно; если же только телесно, то он неугоден Ему. Потщитесь оказаться исправными в сем. [2, 120].
Уже к концу приходит время поста: рассмотрите же в себе, исполнено ли вами все подобающее и должное: стяжали ль
– 347 –
мы с вами послушание непрекословное, смирение нелицемерное, благоговеинство сокрушенное, молитву непрестанную, плач Богу приятный, стенание глубокое, веру непреткновенную, надежду непостыждающую, безропотность благодушную, воздержание всестороннее – и от слова сопротивительного, и от речений оскорбительных, от задорности, брани и самочинья. – Всего этого требует воздержание, и воздерживаясь от сего, мы в самом деле течем путем благочестия и подвигом добрым подвизаемся в чаянии вечных неизреченных благ. Если же найдется что противное сему: преслушание, гордость, ропот, шепотничество, самочиние, распущенность, спорливость, жестокосердие, ненависть, гнев и прочих скверных страстей непотребства, – то хотя и постимся мы телесно, не приносим однако же Богу приятного поста, но нечистый – не угодный Богу, отвергаемый им. Познав сие, потрудитесь соблюдать все заповеди Господни непорочно, отвергните все укорное, стыдное и срамное, и все благообразно и по чину делайте: ибо и доброе недобро, если недобре говорится и делается.
Не бывайте не смысленни, но разумевайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17) –
благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2).
– 348 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феодор Студит. Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно и телесно // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 347-348 (Подвижнические монахам наставления. 180).
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.12.2011.