6.
1) Против похоти; ибо этим огнем огонь вечный возжигается; и смерть может застать на деле. – 2) Споткнувшись, вставайте, возненавидев грех, и возлюбив благое. – 3) Бегать малых грехов, особенно празднословия; указуются предметы для бесед. [1, 7].
1) Мужайтеся и стойте доблестно против обходов дьявольских, зная, что брань у нас не с плотью и кровью, а с невидимым и горьким гонителем нашим, сатаной, и под ним сущими отступническими силами. Итак, если на кого нападет помысел похотный, да не мятется он и не смущается; но молитвою, стенанием и слез излиянием да обращает его вспять и отбивается от него, воспоминая огнь оный (вечный), и то, что ныне возгорающееся в нашем жжение служит причиной возжжения и оного (вечного) пламени. Итак, сколько бы раз в день ни нападал такой помысел, истребляйте его вконец, – и не будет нам осуждения. Если с похотью сею вместе совпадет и омрачение помыслов, с чувством тяготы подвижничества, горе возведи око сердца своего, и рассеки эту сеть дьявола помышлением о возможности умереть каждый час. Да крепится же всяк труждающийся, помышляя об упокоении в нескончаемой жизни.
2) Да осенит вас благодать Господа нашего, и да дарует вам твердость претерпевать настоящие притрудности. Подвизайтесь в борьбе и бое, и всячески напрягайтесь совершить путь, не поскользнувшись. Если же что будет такое, – чему случиться с вами однако же не желаю, – поспешнее восставайте. Посмотрите, каково видимое. Небо высоко,
– 28 –
как написано,
земля же глубока (Прит. 25, 3). И кто взойдет на него из низверженных в грех? Потому возмерзите им, возненавидьте его, отвратитесь от него; емлитесь же за благое и делайте Богу любезное.
3) Умоляю вас, избегая великих грехов, будем избегать и так называемых малых, разумею, празднословия и смехотворства. – Тихо и кротко относитесь к каждому; и когда ведете беседу только для разогнания скуки, – и тогда да будет она у вас блага. Да будет у вас речь иди о предлежащем рукоделии вашем, или о решении недоумения относительно какого-либо места Писания, или о чтении по уставу, или о житии какого-либо Святого, или о разрешении нашем от тела, пришествии к нам Ангелов, и нашем ответе пред Господом и Богом за всю нашу во плоти жизнь; как Святые отыдут к неизреченной радости, а грешные пойдут в муку безутешную; и как, вопрошайте друг друга, избежать нам этой страсти (пусторечия) и стяжать противоположную ей добродетель (мудроречия); слеза как прорывается и источается, и от чего иссыхает? и что послушанием нелицемерным, смирением и молчанием уст орошаются произрастения души и распускаются, как древо жизни, посреди рая; а иссушаются многословием, смехами, неуместными и безвременными воззрениями очей, ропотливостью, жесткоречием, долгоспанием, мяогоедением и всякой другой страстью, какой произвольно предаемся.
– 29 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феодор Студит. Против похоти; ибо этим огнем огонь вечный возжигается // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 28-29 (Подвижнические монахам наставления. 6).
Номера страниц идут после текста.
Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.12.2011.